Попытка государственного переворота в Казахстане, предпринятая в начале этого года, выявила раскол в высших эшелонах власти. До сих пор в республике продолжаются аресты высокопоставленных фигур из политического и силового блоков, близких к семье первого президента Нурсултана Назарбаева. Их обвиняют в госизмене, коррупции и попытке насильственного захвата власти. Впрочем, добраться удалось далеко не до всех. Так, бывший глава президентской администрации Адильбек Джаксыбеков, бенефициар оказавшегося долгах одного из крупнейших в республике Цеснабанка, называет себя «просто пенсионером». Как строил свою карьеру и бизнес и оказался ни с чем один из влиятельнейших чиновников Казахстана — в материале «Ленты.ру».
После трагических событий января 2022 года родственники и приближенные к Нурсултану Назарбаеву лица начали терять влияние в стране. Ушла в отставку старшая дочь экс-президента — депутат мажилиса Дарига Назарбаева; помещен под стражу по подозрению в государственной измене председатель Комитета национальной безопасности (КНБ) Карим Масимов; арестован по обвинению в хищении и злоупотреблении служебным положением племянник Назарбаева Кайрат Сатыбалды, а его жена задержана по подозрению в незаконном захвате бизнеса.
Еще один племянник первого президента — Самат Абиш, который занимал пост первого зампреда КНБ, освобожден от занимаемой должности, а миллиардер Кайрат Боранбаев, дочь которого была замужем за сыном Дариги Назарбаевой, арестован по факту хищения средств в особо крупном размере. Из последний новостей — задержание бывшего начальника департамента полиции Павлодарской области Нурлана Масимова по подозрению в коррупции. Это произошло при попытке пересечь границу с Россией по поддельным документам.
На этом фоне бывший глава Администрации президента Нурсултана Назарбаева Адильбек Джаксыбеков, чей Цеснабанк спасали сотнями миллиардов тенге государственных средств, чувствует себя более чем уверенно. В отличие от многих бывших чиновников и бизнесменов, он никуда не уехал и даже принял участие в июньском референдуме по поправкам в конституцию. На выходе с избирательного участка его остановили журналисты.
На вопрос, не собирается ли он вернуться в политику, Джаксыбеков заявил, что сейчас он «просто пенсионер» и «отработал свое». До этого он появлялся на публике лишь в начале 2019 года на 18-м съезде партии Nur Otan. Более двух лет ничего не слышно и о младшем брате Адильбека Джаксыбекова — Серике, после того как у него завершились сенаторские полномочия. В республиканском парламенте он возглавлял комитет по экономической политике.
Джаксыбековы — выходцы из номенклатурной семьи среднего уровня. Старший брат Адильбек окончил экономический факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. «Далее недавний выпускник попал в сферу снабжения и на базе одной из возглавляемых им структур создал многопрофильную корпорацию "Цесна", имевшую в том числе собственный банк, — рассказывал в интервью казахстанский политолог Данияр Ашимбаев. — Мало кто помнит, что красивое название "Цесна" пришло не из немецкого языка, а является производным от бывшего Целиноградснаба».
Тогда, в далеком 1988 году, в КазССР при конторе «Целиноградглавснаб» был создан коммерческий центр, получивший в дальнейшем название «Цесна». В начале 90-х компании корпорации снабжали акмолинцев дефицитными товарами, организовывали туристические поездки, функционировал ресторан «Кыпшак», позже появились собственные производства: хлебный дом «Цесна», строительная компания «Адите», изготовитель бытовой химии «Химцес», компания по закупке и продаже автомобилей предприятиям и населению «Техцес».
Тогда же появился городской информационный вестник «Инфо-Цес», ставший первой коммерческой газетой в Акмоле, литературно-художественный журнал «Сарыарка», газета межнационального согласия «Азамат-Таймс» и телеканал «Цесна».
В 1995 году на первых выборах в сенат Джаксыбеков был избран от Акмолинской области и попал в поле зрения высшего руководства страны, которое только что поставило вопрос о переезде столицы из Алма-Аты в Акмолу. Уже в следующем году он назначается первым заместителем акима Акмолинской области, а через год становится акимом Астаны.
Руководя столицей, Джаксыбеков вошел в ближайшее окружение президента, вскоре получил пост министра индустрии и торговли, а год спустя, в декабре 2004-го, возглавил Администрацию президента. В 2008 году, когда начался экономический кризис, Джаксыбеков ушел на «Нур Отан», затем на стратегически важный пост посла в Российской Федерации. Дальше — выше. Сначала он возглавил Министерство обороны, потом, после скандала в оборонном ведомстве, возглавил акимат Астаны, а после этого — Администрацию президента.
Младшего из братьев Джаксыбековых — Серика — тоже можно назвать номенклатурным работником. Он окончил Целиноградский сельскохозяйственный институт, работал секретарь парткома совхоза, инструктором Шортандинского райкома партии, секретарем парткома Шортандинского райспецхозобъединения, помощником председателя Целиноградского облисполкома, советником главы Акмолинской городской администрации. Но в 1997 году старший брат призвал Серика на работу в семейный бизнес: он становится председателем правления АО Корпорация «Цесна». Кстати, с момента основания корпорации Адильбек, состоя на госслужбе, оставался главным владельцем АО «Цесна», чего даже не скрывал, как другие чиновники, переписывавшие активы на родных и близких.
Именно с переносом столицы в Астану, которую возглавил Джаксыбеков, во многом и было связано развитие бизнеса «Цесны». Корпорация получила подряды на строительство здания Министерства финансов, столичного цирка, национального теннисного центра «Астана», выставочного центра «Корме», VIP-здания аэропорта Астаны, многих жилых комплексов, транспортно-логистических центров и прочего. К середине 2010-х годов «Цесна» стала крупным холдингом, владеющим акциями компаний, оказывающих финансовые услуги. Главными сферами деятельности корпорации являлось управление недвижимостью, консультационная и инвестиционная деятельность.
«В казахском банковском секторе тесно переплетаются и политика, и экономика, — говорит Данияр Ашимбаев. — Адильбек Джаксыбеков — фигура более чем заметная на политическом поле. Напомню, что, будучи руководителем Администрации президента, он сохранял за собой контрольный пакет акций корпорации "Цесна", которая и владела до последнего времени одноименным банком. Это напрямую связывало банк и корпорацию с высокопоставленным чиновником».
По словам Ашимбаева, в банке были размещены большие счета ряда крупных негосударственных объектов и государственных органов, благодаря чему банк вышел в новые секторы экономики. «Адильбек Джаксыбеков, используя свои неформальные возможности, накачал АО "Цеснабанк" деньгами государственных и квазигосударственных структур, — писал экспертный портал KazakhSTAN 2.0. — Что подтверждается информацией о том, что АО "Цеснабанк" был крупнейшим кредитором сельского хозяйства в стране».
В 2015 году концерн «Цесна-Астык», одна из дочерних структур корпорации «Цесна», которая на 99 процентов (через ТОО «Медет-Холдинг») принадлежит семье Джаксыбековых, вошел в список «национальных чемпионов» — самых конкурентоспособных казахстанских компаний сферы среднего бизнеса по версии НПП «Атамекен», писал «Форбс Казахстан».
В корпорацию «Цесна» также входят ТОО «Медет-Холдинг», страховая компания «Цесна Гарант», ТОО «Газета Инфо-Цес», АО «Цесна Капитал». Должность главы совета директоров корпорации занимал Даурен Жаксыбек, сын Адильбека Джаксыбекова. Адильбеку принадлежало 35 процентов акций корпорации, которые он передал в доверительное управление сыну. Даурену принадлежало 74,2 процента акций, из которых 39,2 процента — прямое владение, а 35 процентов приняты в доверительное управление от отца. Брату Адильбека Джаксыбекова — Серику — принадлежало 9,9 процента акций.
Проблемы с ликвидностью у Цеснабанка возникли в середине 2018 года, и совершенно неожиданно. Банк кредитовал агропромышленную отрасль, ситуация в которой резко ухудшилась. 5 сентября 2018 года стало известно, что Национальный банк Республики Казахстан еще в августе без какой-либо огласки предоставил Цеснабанку кредит в размере 150 миллиардов тенге на поддержание текущей ликвидности.
Эта новость сразу же привлекла внимание прессы и общественности и спровоцировала разговоры о серьезных проблемах данного финансового института. 6 сентября 2018 года пресс-служба АО «Цеснабанк» распространила пресс-релиз, в котором попыталась убедить казахстанцев, что финансовое положение банка устойчиво и никаких проблем он не испытывает. Но в это не поверили, а главным ударом для империи Джаксыбековых стала отставка Адильбека с должности главы Администрации президента — с формулировкой «в связи с достижением пенсионного возраста».
В тот же день Адильбек Джаксыбеков был срочно избран председателем совета директоров АО Корпорация «Цесна», в состав которой входит АО «Цеснабанк». Но и это не помогло кредитному учреждению, владелец которого к тому моменту уже потерял административный ресурс и расположение главы государства. Последним ударом по банку стало снижение долгосрочного кредитного рейтинга Цеснабанка международным агентством S&P Global Ratings.
Эксперты S&P посчитали, что именно августовский отток клиентов и вызвал необходимость в многомиллиардном займе. Как позже сообщило агентство «Интерфакс-Казахстан», несколько квазигосударственных компаний досрочно изъяли значительную часть средств, и из-за этого у банка могли возникнуть проблемы.
«Финансовые проблемы в банке выявились действительно "вдруг" и буквально недавно, — говорил в интервью Данияр Ашимбаев. — Надо признать, что правительство и Нацбанк со своей стороны сделали все, чтобы ему помочь. Например, выкупили за счет бюджета портфель сельхозкредитов на 450 миллиардов тенге. Правда, потом было озвучено, что сумма составила 600 миллиардов тенге» (около 1,6 миллиарда долларов — прим. «Ленты.ру»).
По словам Ашимбаева, спасение банка стало стратегической задачей правительства и Нацбанка.
Именно поэтому правительство РК предприняло все возможное, чтобы не обанкротить банк, а спасти его. Тогда ходили разговоры, что Нацбанк настаивал на закрытии Цеснабанка, но в этом случае большие трудности возникли бы в сельском хозяйстве со всеми вытекающими социальными проблемами. Второй вариант — выкуп кредитного учреждения.
На Цеснабанк начали искать покупателя, но многие отказывались. А 1 февраля 2019 года агентство S&P — второй раз за пару месяцев — снизило рейтинг банка, упомянув слова «выборочный дефолт». Но банкротства удалось избежать. Уже 6 февраля было объявлено, что банк покупает АО First Heartland Securities, инвестиционное подразделение финансовой холдинговой компании группы автономных организаций образования «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные Школы» и «Назарбаев фонд». «Дальнейшую стратегию развития АО "Цеснабанк" будут определять акционеры FHS», — говорилось в сообщении регулятора.
Таким образом Джаксыбеков потерял и бизнес, и высокую должность. И хотя при продаже проблемного банка его вывели из-под удара, никто покровительствовать ему уже не будет.