Из жизни
00:01, 16 сентября 2022

«Это смог бы провернуть даже ребенок» Как отчаявшийся человек случайно совершил самую громкую кражу в истории Австрии

Никита Савин
Фото: Heinz-Peter Bader / Reuters

Кража, произошедшая 11 мая 2003 года в Вене, по сей день остается примером самого невероятного и бессмысленного преступления в области искусства. Обычно шедевры крадут ради перепродажи или по заказу богатейших частных коллекционеров. Этот огромный теневой рынок оброс таким количеством легенд, что иногда кажется, будто в музеях не осталось ни одного подлинника. Но венского вора деньги волновали в последнюю очередь. «Лента.ру» рассказывает о похищении самой знаменитой солонки в мире.

Неистовый Челлини

Бенвенуто Челлини — легендарный персонаж эпохи Возрождения. В немалой степени этому поспособствовала автобиография знаменитого скульптора и живописца, которая сегодня считается одним из выдающихся образцов литературы XVI века. Флорентиец родился в 1500 году и за 70 лет жизни поучаствовал в самых безумных приключениях.

Прославился Челлини тем, что обладал крайне неспокойным нравом, любил и умел пользоваться оружием и, согласно легендам, расправился с парой коллег, которые посмели дурно отозваться о нем при папском дворе. Кроме того, он участвовал в провальной обороне Рима от войск испанского короля Карла V, которые в итоге разорили Вечный город в 1527 году.

Ювелирное дело было первой профессией знаменитого в будущем художника и дебошира, а свои боевые качества Челлини впервые проявил именно в схватках с коллегами по ювелирному ремеслу в родной Флоренции. За участие в грандиозных драках между артелями его дважды изгоняли из города еще в молодости

Позже, уже в солидном возрасте, он сделал множество работ для двора французского короля Франциска I, приютившего буйного художника. Правда, до наших дней сохранилась только одна из них — знаменитая «Сальера». Роскошная солонка примерно 26 сантиметров в высоту с фигурами Цереры и Нептуна, выполненная в стиле маньеризма. Историки искусства считают, что зародился этот стиль именно как ответ на то самое чудовищное разорение Рима испанцами, а саму работу флорентийского мастера теперь именуют как «Мона Лиза скульптуры».

Кажется, что Челлини дожил до преклонного возраста по чистой случайности, учитывая, сколько раз он оказывался на грани гибели. Ничего удивительного, что целью одной из самых знаменитых и скандальных краж в истории Европы стала именно его работа.

Кража века

Рано утром уборщицы венского Музея истории искусств начали готовить помещения к открытию. Одна из них вошла в зал, где одним из главных экспонатов была та самая «Сальера» Челлини, и тут же бросилась на пост охраны. Окно и витрина были разбиты, а шедевр исчез.

Новость произвела сильнейшее впечатление на жителей Австрии. То, с какой легкостью ворам удалось вынести одну из жемчужин коллекции знаменитого музея, вызвало вполне справедливое негодование общественности.

Полиция начала расследование, но по горячим следам ничего найти не удалось. Следователи пришли к выводу, что похититель взобрался к нужному окну по строительным лесам — на здании Музея истории искусств как раз обновляли облицовку. Затем разбил его, забрался внутрь и просто унес «Сальеру».

Мимо проходил

Роберт Мэнг был человеком вполне успешным. Он родился в 1953 году, учился на врача, но в итоге стал экспертом по системам безопасности. Мужчина владел собственной фирмой по установке сигнализации в венском районе Нойбау и хорошо зарабатывал. Он был женат и воспитывал двоих детей. Однако в 2000 году этот идеальный мир дал трещину.

Сначала жена подала на развод. Более того, ушла она к женщине, что сильно задело австрийца, который, как позже характеризовал его адвокат, был человеком «самовлюбленным и нарциссичным». В довершение всего в 2001 году у него обнаружили рак, который, по словам врачей, «мог дать смертельные метастазы в течение 10 лет с вероятностью 50 процентов». С этого момента Мэнг, по собственному признанию, «покатился в пропасть».

Он регулярно напивался и проводил время в увеселительных заведениях Вены, считая, что скоро умрет, и терять ему нечего. Мужчина заводил мимолетные романы и тратил крупные суммы на кутежи с приятелями. Идея обворовать музей появилась у Мэнга спонтанно, а преступление, по его словам, было совершено по чистой случайности.

Один из загулов происходил рядом с Музеем истории искусств. Мужчина признавался, что живописью никогда особенно не интересовался, а в учреждение культуры попал исключительно потому, что ему понравились молоденькие итальянские туристки, приехавшие на экскурсию. Мэнг пошел в музей за ними, пытаясь познакомиться.

Судя по всему, иностранки отвергли ухаживания подвыпившего 50-летнего аборигена, и в расстроенных чувствах Мэнг принялся бродить по залам. Профессиональным глазом он сразу же подметил, что с безопасностью в музее все очень плохо. Настолько плохо, что во время суда вор не скрывал своего возмущения.

Специалист не заметил в зале ни пуленепробиваемых коробов над экспонатами, ни даже обычной сигнализации на окнах, которая должна сработать, если их откроют или разобьют.

Через несколько недель после этого открытия, ночью 11 мая, Мэнг возвращался с очередной вечеринки и проезжал мимо музея. Он заметил, что по строительным лесам, установленным для ремонта, можно легко проникнуть в здание. По его словам, они были хорошо освещены, а лестницу, ведущую на сооружение, никто не потрудился убрать.

Выпивший, по его признанию, «пару пива» Мэнг, взобрался наверх, разбил приглянувшееся окно, забрался в зал, расколотил первую же подвернувшуюся витрину и скрылся с добычей, которой оказалась знаменитая «Сальера».

Сторона обвинения не очень поверила в этот рассказ и настаивала, что преступление было тщательно спланировано. Впрочем, произошедшее дальше косвенно указывает на то, что Мэнг действительно не знал, какое сокровище попало в его руки.

Более того, выяснилось, что, когда похититель забрался в зал, включилась сигнализация, но охранники так привыкли, что старая система постоянно давала ложные сигналы, что просто перезапустили ее. Повторно сигнализация не сработала, и охранники решили, что все в порядке. Пропажу обнаружили лишь около девяти часов утра.

Тяжелое похмелье

В 2003 году искусствоведы не брались точно оценить стоимость шедевра. Назывались суммы от 50 до 65 миллионов евро, хотя и эти цифры были только приблизительными. Авторство легендарного Челлини и тот факт, что других ювелирных изделий его руки не сохранилось, делает «Сальеру» бесценной.

Судя по всему, Мэнг узнал о том, что за произведение хранится у него под кроватью, только утром. Да, незадачливый взломщик, сунул статуэтку под кровать и завалился спать. Продрав глаза, австриец включил телевизор и стал свидетелем грандиозного скандала.

Похищение «Сальеры» нанесло огромный удар по репутации музея. Выяснилось, что учреждение, в котором выставлены бесценные работы мирового искусства, охраняется хуже, чем какой-нибудь деревенский склад

Тут же полетели головы. Охрану музея уволили, а генеральный директор Вильфрид Зайпель, который чуть не разрыдался на пресс-конференции через день после кражи, подал в отставку, которую, впрочем, не приняли. Руководство заявило, что отныне вопросы безопасности станут основными для сотрудников, а полиция немедленно начала поиски украденного экспоната.

Сам Мэнг заверял, что страшно перепугался, когда понял, что именно вынес из музея, и решил залечь на дно. И судя по дальнейшим событиям, в это вполне можно поверить.

На самом видном месте

Два с половиной года полиция искала «Сальеру» по всему миру: проверялись все аукционы, легальные и полуподпольные, и даже каждая проданная копия статуэтки, но все было зря. Работа Челлини как сквозь землю провалилась. Примерно так оно и было.

Все эти два с половиной года золотая солонка Франциска I пылилась под кроватью в доме Мэнга, который понятия не имел, что с ней делать. Тем временем «Сальера» оказалась на пятом месте среди самых ценных произведений искусства, находящихся в розыске по версии американского ФБР, которое тоже подключилось к расследованию.

Шум вокруг кражи века не стихал ни на минуту. В мае 2004 года некий 42-летний житель Вены связался с дирекцией Музея истории искусств и заявил, что знает, куда делась Сальера. Вильфрид Зайпель лично отправился с ним в Италию, где, поняв, что его водят за нос, сдал самозванца в полицию.

Самое интересное, что в том же 2004 году Роберт Мэнг давал интервью радиостанции Orange 94.0 в качестве эксперта по системам безопасности и в ходе беседы привел в пример похищение «Сальеры», заявив, что охрана коллекции в музее была организована из рук вон плохо. Уж кому как не ему было это знать

В октябре того же года британский детектив Чарльз Хилл, известный эксперт по поиску пропавших произведений искусства, сказал, что у похитителя были сообщники среди сотрудников музей. СМИ взорвались «сенсацией», однако вскоре Хилл выступил с заявлением, что ничего такого не говорил. Более того, венская полиция сообщила, что уже проверила эту версию, и след оказался ложным.

В 2005-м представители музея объявили, что страховая компания Uniqa так и не выплатила заведению компенсацию за пропавший шедевр. Страховщики в свою очередь отбивались тем, что официально стоимость «Сальеры» так и не была определена, а работать с приблизительными оценками они не могут.

Возвращение «Сальеры»

Пока гремели все эти скандалы, а полицейские всего мира рыли носом землю, бесценная статуэтка находилась в пригороде Вены. В конце 2005-го Мэнг решил наконец избавиться от работы Челлини. Впрочем, делать это бескорыстно вор почему-то не пожелал. Возможно, за четыре года разгульной жизни его банковский счет серьезно похудел, и он решил получить от случайной кражи хоть какие-то деньги.

Сначала в музей поступили несколько записок, в которых похититель говорил, что готов вернуть «Сальеру» за пять миллионов евро. Дальнейшее общение с ним проходило с помощью SMS, причем для конспирации Мэнг каждый раз использовал новые телефоны, которые были куплены заранее. Кроме того, он потребовал от администрации музея, чтобы в дело не вмешивалась полиция.

Несколько раз сделка срывалась, а Мэнг поднял цену за «Сальеру» до 10 миллионов евро. Потом он как-то прознал про то, что полиция все же оповещена о его появлении, и прислал сообщение, в котором заявил, что все отменяется. И это был его главный промах.

Последняя SMS была отправлена с телефона, купленного в Вене совсем недавно. Полиция быстро выяснила, где приобрели аппарат, и сумела заполучить запись с видеокамеры, на которой Мэнг расплачивался за него. После того как изображения мужчины появились в СМИ, он явился с повинной.

Глупая шутка

21 января 2006 года Роберт Мэнг отвел полицейских и представителей музея в лес недалеко от своего загородного дома и указал место, где копать. Под объективами телекамер из земли извлекли ящик, в котором лежала «Сальера». По словам искусствоведов, солонка почти не пострадала, если не считать нескольких царапин, появившихся, когда взломщик разбил витрину.

Мэнг полностью признал вину и заявил, что похитил «Сальеру» в шутку, пытаясь таким образом указать сотрудникам музея, насколько плохо организована охрана в их учреждении. С этой задачей он точно справился. На следующий день после обнаружения работа Челлини была возвращена в музей, а в следующие выходные снова предстала перед публикой.

В сентябре 2006-го Роберта Мэнга приговорили к четырем годам лишения свободы. Адвокаты утверждали, что их подзащитный совершил преступление почти случайно, находясь в состоянии «депрессии и безразличия» из-за ухода жены и смертельного диагноза. Он подтвердил это и добавил, что пошел на похищение потому, что «его мог бы провернуть даже ребенок». Австриец сказал, что ему потребовалось не более минуты, чтобы совершить кражу.

В 2008 году Мэнг был отпущен на свободу по УДО. Общаться с журналистами он отказывается до сих пор, да и неизвестно, жив ли знаменитый вор, которому сейчас должно быть 69 лет. Последняя информация о нем относится к 2009 году. Тогда адвокат Мэнга заявил, что его подзащитный собирается вернуться к работе специалиста по системам охраны.

Преступление Мэнга странным образом перекликается с эпизодом из биографии Челлини, который был обвинен в краже драгоценностей из папского хранилища в Риме, где ранее работал начальником монетного двора. Лихой художник совершил дерзкий побег, был пойман, но позже отпущен.

А спустя почти 500 лет его последняя сохранившаяся работа стала причиной не менее безумной истории, в которой был замешан человек, пошедший на преступление просто ради развлечения.

Роберт Мэнг точно войдет в историю как человек, совершивший, вероятно, самую бессмысленную кражу шедевра мировой культуры.

< Назад в рубрику