Силовые структуры
00:01, 22 сентября 2022

Дело техники. Как ревнивый россиянин решил отомстить сопернику и превратил свой автомобиль в машину для убийства

Игорь Надеждин, Шушенское — Красноярск — Москва (Специальный корреспондент отдела «Силовые структуры»)
Кадр: телесериал «Стрела»

В Красноярском краевом суде началось слушание уголовного дела 47-летнего Андрея Кравчука: его обвиняют в убийстве своего соперника Михаила Трегубова, к которому ушла его жена Алла. Сначала Кравчук пытался выяснять отношения с Трегубовым, но после того, как тот избил его на глазах Аллы и их детей, — затаил обиду и решил отомстить. Он придумал, собрал и установил в своей машине специальный механизм, с помощью которого хотел расправиться с Трегубовым. Тот чудом остался жив — и тогда Кравчук отправил к нему в качестве киллера своего младшего брата. Подробности кровавой драмы, развернувшейся в Сибири, выяснял корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.

Жизнь Аллы была непростой: к 46 годам она трижды была замужем, родила и вырастила в первых двух браках сына и дочь, перебралась из Тюменской области в Курскую и там родила еще двух дочерей от третьего мужа, Андрея Кравчука. Прожив с ним почти десять лет, в начале 2019 года в соцсетях женщина нашла свою первую любовь — однокурсника по техникуму Михаила Трегубова: они не слышали друг о друге 20 лет.

Трегубов родился, жил и работал в Норильске, после окончания техникума женился, у него родились две дочки, но семейная жизнь разладилась — и супруга с детьми уехала в Белгород. Потом умерла мать Михаила, и, бросив работу, он переехал к отцу в село Шушенское — то самое, где отбывал ссылку вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин.

Трегубов устроился на работу, наладил быт — тут-то его и нашла Алла. Они начали переписку, и старые чувства пробудились. К тому же Алла не просто так погрузилась в соцсети — в ее семье в тот момент были напряженные отношения, муж Андрей Кравчук не в первый раз проявлял свой сложный характер.

На этом фоне переписка с Михаилом была для Аллы отдушиной. И летом 2019 года женщина заявила мужу, что уходит от него — ее не устраивал деспотизм супруга. Состоялся долгий и непростой разговор, в результате которого Андрей все же уговорил жену остаться.

Он просил Аллу не рушить их семью ради дочек, а еще обещал ей стать хорошим мужем. Он даже убедил жену дать ему поговорить по телефону с Михаилом и прямо заявил сопернику: мол, ты зачем мою семью разрушаешь? «Я просто общаюсь, никаких планов на Аллу у меня нет», — коротко ответил Трегубов.

Казалось, в семье Аллы и Андрея все наладилось, но ненадолго. В конце 2019 года женщина все же подала на развод, собрала вещи и ушла с дочками из дома, не сообщив Кравчуку свой новый адрес и не оставив контакты.

Смертельная обида

Андрей искал Аллу почти год — и нашел в соцсетях через дочек. Старшая начала переписку с отцом, но, помня наказ матери, не рассказала ничего об их новой жизни, однако проговорилась, что они теперь живут в Шушенском. Тогда в октябре 2019 года Кравчук бросил свой дом в Курской области и поехал в Шушенское.

Со слов дочери Кравчук знал, что мама работает в школе, а их в Шушенском всего три. Он обошел их все — и вскоре нашел и дочь, и бывшую жену. Андрей заявил Алле, что хочет общаться с детьми и имеет на это право. Та согласилась и предложила Кравчуку прийти после уроков и вместе пойти в детский сад за младшей дочерью.

Вечером Андрей, Алла и их старшая дочь пошли из школы в сад, где столкнулись с Михаилом Трегубовым. Разговор очень быстро перерос в ссору — Андрей стал скандалить и полез в драку, но Трегубов оказался сильнее. Оставив побитого Кравчука у сада, Трегубов с Аллой и детьми ушел домой.

На следующий день стороны все же помирились: Андрей пришел к дочкам, пообщался с ними, сделал им подарки и уехал. Но злобу на Трегубова при этом все же затаил. Он уехал не домой, в Курскую область, а в Санкт-Петербург к старшему сыну Аллы. Там Кравчук устроился на работу сварщиком (по специальности) и стал планировать убийство соперника.

Сам он позже признавался, что хотел одним ударом отомстить противнику и вернуть бывшую жену

Еще больше раззадоривало Кравчука то, что его дочки перестали отвечать на звонки и сообщения отца. При этом Андрей понял, что в рукопашной Трегубова ему не одолеть. И тогда он задумал создать машину для убийства.

Адская машина

План Андрея Кравчука был коварен: он хотел собрать смертоносное устройство, вмонтировать его в пассажирское кресло автомобиля, а потом заманить Трегубова прокатиться с ним. В момент, когда тот окажется в автомобиле, Кравчук собирался активировать устройство, чтобы лезвие, спрятанное в кресле, пронзило пассажира.

У Андрея была идея смертельной машины, но ее нужно было довести до ума. А вдруг жертва повернется? Значит, нужно больше лезвий. А если наклонится вперед? Тогда не лезвия, а стрелы. А хватит ли пробивной мощности? Решение — пружины с запасом по силе. Но главное — рычаг, незаметный с переднего сиденья и вместе с тем легкодоступный для водителя.

В итоге Кравчук собрал свой механизм: с задней стороны спинки переднего пассажирского сиденья он закрепил устройство из шести трубок, в каждую из которых вставил стрелу — металлическую трубку длиной около 40 сантиметров и диаметром сантиметр с крестообразным острозаточенным наконечником.

Механизм действовал по принципу ружья для подводной охоты. Только вместо резинового жгута Кравчук использовал спиральные пружины. В боевое положение механизм приводился в момент установки: стрелы, упираясь в спинку, натягивали пружины, и те вставали на стопор. Если водитель тянул за небольшой рычаг, стопоры одновременно срывались, и все стрелы вылетали.

На сбор машины для убийства у Кравчука ушло около девяти месяцев. 24 июля 2021 года он уволился со стройки и, никого не предупредив, на машине поехал в Шушенское.

Час расплаты

Дорога до Шушенского заняла три дня — в сибирском поселке он оказался 27 июля. Андрей несколько дней следил за Трегубовым, выбирая подходящий момент, чтобы оказаться с ним наедине. Все это время мститель буквально жил в машине.

Удачный момент подвернулся Кравчуку вечером 31 июля, когда Трегубов шел пешком домой из гаража. Кравчук подъехал к нему, открыл пассажирскую дверь и крикнул: «Привет, сосед! Поехали — довезу!» Трегубов сел в машину. Lada тронулась, водитель снял очки, и Михаил узнал его.

Конфликт начался сразу, и Кравчук дернул за рычаг. Его адская машина сработала, но серьезное проникающее ранение Трегубову нанесла лишь одна стрела. Она застряла в спинке сиденья, а Михаил оказался как бы нанизан на нее. Кравчук остановил машину и вышел на улицу. В этот момент Трегубов, резко наклонившись, снял себя со стрелы и выскочил из салона.

У обоих мужчин были при себе ножи, которые сразу пошли в ход, но на этот раз преимущество было на стороне Кравчука. Он ранил Трегубова в лицо, руки, грудь, а затем пырнул в живот. Когда Михаил упал, Андрей посадил его в машину и повез на берег Енисея между селами Шушенское и Ильичево.

Впрочем, по версии следствия, на самом деле Кравчук просто ждал, когда его жертва истечет кровью, и тянул время. Но Трегубов оказался крепким. В итоге Кравчук («как договорились») посадил его в машину и повез назад в Шушенское. Он высадил Андрея на безлюдной окраине поселка, но там их все же заметили две девушки, гулявшие неподалеку.

Тогда Кравчук пошел на хитрость, он подъехал к ним и сказал: «Там мужчина окровавленный лежит, вызовите скорую». А сам уехал в Курск, надеясь, что врачи не успеют спасти Трегубова. Но Михаил выжил, а медики направили в полицию телефонограмму о том, что у пациента явно криминальные травмы.

Соблюдая договоренность с Кравчуком, Трегубов сообщил полицейским, что на него напали несколько человек, и, требуя деньги, «стали бить ножами». При этом Михаил явно путался в показаниях насчет нападавших — и по числу, и по внешности. Лишь одна деталь в его рассказе была настоящей: «налетчики» приехали к нему на темной Lada Largus с приметной вмятиной на правом переднем крыле.

«Это не сложно: просто выстрел»

В свой дом в Курской области, который почти год стоял пустым, Андрей Кравчук вернулся 5 августа. Несколько дней он ждал от Аллы звонка с просьбой принять ее обратно, но потом выяснил, что Михаил выжил и лечится. Узнав об этом, Кравчук крепко задумался. Он боялся, что Трегубов все же даст на него показания и ему придется отвечать перед законом.

Старший брат знал, что у младшего есть нелегальное одноствольное гладкоствольное ружье 16 калибра, и именно из него задумал убийство Михаила Трегубова.

В сентябре 2021 года Семен поддался на уговоры и согласился помочь старшему брату. Тот уже продумал план: они поедут в Красноярский край на машине Семена, там купят старый автомобиль, обязательно с красноярскими номерами, и уже на нем отправятся в Шушенское.

Свои телефоны братья оставят дома: новые купят на месте и будут звонить только друг другу. Андрей покажет Семену Трегубова, а затем уедет. После этого Семен выждет несколько дней, чтобы обеспечить старшему брату алиби, убьет Михаила и вернется домой. Следуя плану, 17 октября братья выехали из Курской области и два дня спустя приехали в Ачинск.

20 октября в шесть часов утра Кравчуки на Lada Kalina приехали в Шушенское. Поскольку Андрей знал, где живет Михаил Трегубов, братья припарковались напротив его дома — и уже час спустя увидели будущую жертву, выходящую на работу. Они следили за Трегубовым весь день: Андрей хотел убедиться, что его младший брат хорошо запомнил Михаила.

Вечером того же дня Кравчук-старший сказал Семену: «Ждешь три дня, пока я доеду до дома, а потом действуешь». После этого он уехал в Минусинск, откуда на Lada Largus отправился в Курскую область. А Семен остался в Шушенском, чтобы довести план до конца.

Роковой удар

За три дня наблюдений Семен Кравчук внес в план старшего брата коррективы: он понял, что из ружья убивать жертву будет неудобно, а потому решил переделать его в обрез. Он выехал на берег Енисея, отпилил у ружья большую часть ствола и приклад, а затем выбросил обрезки в реку.

После Семен нашел старую сумку через плечо и сложил туда слесарный инструмент поверх обреза. Он решил, что, если его остановит полиция, оружие будет незаметно среди молотков и кусачек. После этого Кравчук-младший продолжил слежку за Трегубовым, но удобного момента для покушения, по его мнению, никак не наступало.

Момент настал 27 октября 2021 года: в тот день около шести часов утра Семен Кравчук пошел к дому Трегубова, чтобы взять его под наблюдение, — и увидел, как Михаил выходит из подъезда.

Вокруг никого не было, и Семен решился: он полез в сумку за обрезом. Трегубов заметил его и понял — что-то не так

Он бросился к Кравчуку и подбежал как раз в тот момент, когда убийца наконец достал обрез. Михаил схватил оружие за ствол, началась борьба: каждый тянул обрез на себя. В какой-то момент раздался выстрел, но заряд картечи ушел в воздух. Одностволка стала бесполезной, перезарядить ее Семен уже не мог и тогда пошел врукопашную.

В пылу драки у него порвалась сумка, инструмент рассыпался, а Михаил одним ударом сбил противника с ног. Трегубов оказался крепче физически: он побеждал. Но тут под руку Кравчуку попался выпавший молоток, и он ударил им Михаила по голове. Ранение оказалось смертельным: Трегубов скончался через несколько минут от открытой черепно-мозговой травмы.

За это время Семен пришел в себя, собрал инструменты и обрез, сел в машину и уехал домой — в Курскую область. По пути он выбросил все улики в Енисей, но было уже поздно.

Братское предательство

Смерть потерпевшего по делу в тот день, когда он должен был дать показания на нападавшего, сразу выдвинула на первый план версию об умышленном убийстве с целью скрыть другое преступление. Но Андрей Кравчук, на которого указывал Михаил Трегубов, в день расправы действительно имел железное алиби — в Курской области его видели много людей.

Но сама информация имела решающее значение: зная, что искать, оперативники сначала повторно допросили девушек, которые вызвали скорую Трегубову после первого нападения.

Затем они сумели найти на записях системы «Платон» еще июльское видео с Lada Largus Андрея Кравчука

Оперативники в обратном порядке проследили путь машины сначала из Питера в Шушенское, а затем — в Курскую область. Материалов хватило для того, чтобы в ноябре 2021 года задержать Кравчука-старшего и поместить его под стражу. Сначала он отказался давать показания, но следователи шаг за шагом собирали улики.

Впрочем, речь шла о первом преступлении: кто все-таки убил Михаила Трегубова, долго оставалось неизвестным. А в апреле Андрей Кравчук попросился на допрос и заявил о желании заключить досудебное соглашение. Оно позволяло ему получить «срок ниже нижнего» — менее двух третей от того наказания, которое предусматривает статья УК РФ.

На основании этих показаний 45-летнего Семена Кравчука, отца шестерых детей (в том числе пятерых несовершеннолетних), сразу же задержали. Он, в отличие от старшего брата, во всем сознался. А на следствии написал письма с извинениями всем, кому причинил горе, — и Алле, и отцу Михаила Трегубова, и его дочерям.

Правда, дальше произошел юридический казус: Андрей Кравчук хотел, чтобы его действия квалифицировали как причинение тяжкого вреда здоровью. Но все факты указывали на то, что при первом нападении на Трегубова он хотел убить его, а затем подстрекал к убийству брата. В этом признаваться Кравчук-старший не захотел — и досудебное соглашение с ним расторгли.

Но и присяжных он тоже не захотел — по его ходатайству уголовное дело судья будет рассматривать единолично. Любопытно, что на свою месть Андрей Кравчук потратил почти миллион рублей: он как высококлассный сварщик зарабатывал около 150 тысяч в месяц. И почти все эти деньги уходили у него исключительно на месть.

Андрея Кравчука обвинили в покушении на убийство (по первому нападению на Михаила Трегубова) и в подстрекательстве к убийству (по второму эпизоду). Его брат Семен обвинен в убийстве, совершенном с целью скрыть другое преступление. Обоим грозит лишение свободы вплоть до пожизненного, но младший брат искренне раскаялся, а старший и сейчас пытается юлить.

***

К изощренной мести Андрея Кравчука можно относиться по-разному, но, по всей видимости, подлости в ней куда больше, чем логики. Вряд ли мотивом расправы над Михаилом Трегубовым стала сумасшедшая любовь Андрея к Алле — скорее, гипертрофированное чувство собственничества и задетое самолюбие брошенного мужа. И уж точно никакие семейные конфликты не стоят человеческой жизни. А особый цинизм этой истории в том, что Кравчук-старший втянул своего младшего брата в месть, план которой разработал сам, а потом, чтобы спасти себя, попытался свалить на него всю вину.

< Назад в рубрику