Священник Владимир Левичев из Сыктывкара восстанавливает старинный Богоявленский храм в деревне Ляли, которая находится почти в 100 километрах от столицы Коми. С монастырем связано множество таинственных легенд — считается, что там до сих пор спрятаны сокровища, а местные рассказывают, что вандалы, повредившие иконостас, через некоторое время покончили с собой. Восстановлению храма также помогают православные студенты-египтяне из медицинского университета. История легендарной северной церкви — в материале «Ленты.ру».
Деревня Ляли в республике Коми находится почти в 100 километрах от Сыктывкара. Постоянное население составляет не больше 50 человек. Здесь есть несколько храмов. Один из них Богоявленский — сейчас он находится в заброшенном состоянии, последняя служба прошла здесь еще в 30-х годах XX века. Вот уже несколько лет его восстанавливает священник Владимир Левичев, который служит в Свято-Вознесенском храме в самом Сыктывкаре. Помогают ему не только добровольцы и активисты, но и студенты-медики из Египта, которые приехали учиться в республику.
Владимир рассказывает, что к вере пришел не сразу. В детстве воспитывался, как и все советские люди, в атеизме, да и к тому же жил в маленьком военном городке, где храмов не было. К православию пришел позже — стал читать Евангелие. Большое впечатление произвели и «Братья Карамазовы» Достоевского. Знакомство с религией продолжил и во время обучения в СГУ в Архангельске.
Ходить в храм Левичев начал уже в зрелом возрасте, в 1994-м году стал дьяконом. До 2018 года работал стоматологом, а затем, как говорит сам Владимир, подошел пенсионный возраст. Мужчина решил стать священником, и ему дали приход в Сыктывкаре и Лялях. Вот уже три года храм пытаются восстанавливать — устраивают субботники, а недавно церковь обзавелась новым куполом для колокольни. Грантов храм не получает, восстанавливается в основном на пожертвования.
Когда священник только приехал в Ляли, состояние храма было удручающим — купол накренился, а вид наводил тоску.
Сам Владимир машину не водит, но всегда находится компания или люди, которые готовы подбросить до храма. Как говорит Левичев, «85 километров — это почти ничто, расстояния на севере большие». Тут же добавляет, что Богоявленский храм не единственный, который подлежит восстановлению. Разрушенных храмов в республике довольно много.
С храмом в Лялях связано много таинственных легенд и необычных происшествий. Церковь построили в 1852-1856 годах. Уникален храм тем, что в нем было три престола. Последним настоятелем оказался Василий Распутин, которого арестовали в 1930-е. Его обвиняли в организации собрания, на котором он якобы призывал людей выйти из колхозов. После лагерей отец Василий вернулся обратно в Ляли и служил в храме вплоть до 1941-го. Дальнейшая судьба его неизвестна, а супруга священника умерла впоследствии в доме престарелых.
В 1950-е нижний придел храма приспособили под зернохранилище и склад для колхозной техники. А в 1990-е, по словам Левичева, церковь стала жертвой вандалов — двое деревенских жителей разожгли костер, весь иконостас сгорел. Через некоторое время они покончили с собой. Один из юродивых как-то даже говорил, что храм в Лялях достоит до второго пришествия.
Местные жители самостоятельно пытались вернуть к жизни старинный храм. В 1980-х доброволец вызвался восстанавливать церковь — на свои деньги купил стройматериалы и начал работу. Но власти сказали ему, что реставрацией нужно заниматься только под руководством церкви. Работа остановилась на неопределенный срок, а материалы так и остались лежать в храме.
Тогда же прошел слух, что под досками спрятаны одежды священников, напрестольный крест и церковная казна. В поисках драгоценностей многие пытались вскрыть полы, но так ничего и не обнаружили. Икон в храме нет — некоторые попали в картинные галереи или городские храмы, другие же найти так и не удалось.
По словам Левичева, местные сначала недоверчиво относились к восстановлению храма, а затем и сами подтянулись помогать волонтерам — устраивают полевую кухню, помогают на субботниках. Однажды во время очередного выезда команда нашла старинную икону Великомученика Пантелеймона.
Сейчас храм священник запирает на замок, а в 1990-е он стоял нараспашку, и туда часто приходили коровы, чтобы переждать жару. Дверей не было вплоть до 2000 года.
Пожертвования в основном собирают в соседнем селе. Ящики стоят в магазине и местном кафе. Само название — Ляли — довольно запоминающееся, и это, как утверждает Левичев, тоже способствует узнаванию храма.
На вопрос, что значит для священника восстановление храма, собеседник «Ленты.ру» отвечает коротко: «В первую очередь это священнический долг. Все восстанавливают храмы. Это и проповедь своего рода, ведь таким образом удается привлечь людей к активной деятельности. Потом видишь, что с Божьей помощью все удается, это тебя вдохновляет. Есть основная группа активистов, которые чаще всего ездят и помогают, но разделения по так называемым должностям нет».
Большое внимание со стороны привлекает и то, что восстановлению храма помогают египтяне. Самый активный среди них Марко — студент медицинского университета, учится на кардиолога и после окончания учебы собирается работать на родине по профессии. До получения диплома осталось четыре года. Марко — один из ста египетских студентов, которые приехали на учебу в Сыктывкар. Но лишь 15 из них исповедуют православие. В Хургаде, откуда Марко родом, он сам был дьяконом еще с десяти лет. С тех пор церковь для него неотъемлемая часть жизни.
Вместо креста на правом запястье у юноши татуировка. Марко нанесли ее, когда ему исполнилось семь лет. В эпоху гонений в Риме отцов убивали, а детям наносили на руку крест, чтобы затем они помнили и знали, к какой религии принадлежат. В коптской церкви при входе прихожане обязательно снимают обувь, а богослужения для мужчин и женщин проходят в разных помещениях.
С Владимиром египтянин познакомился, когда стал посещать храм в Сыктывкаре. К помощи привлек и других студентов — некоторые из них и по сей день активно помогают церкви в Лялях. Сам Марко не очень хорошо говорит по-русски, но среди помощников по восстановлению храма есть и те, кто свободно читает Достоевского на русском языке.
Другой уроженец Египта, Мина, который также периодически принимает участие в восстановлении храма, рассказал, что сначала думал учиться медицине в Москве или Санкт-Петербурге, но друг посоветовал ему университет в Сыктывкаре. Сейчас юноша окончил третий курс, а после полного завершения учебы планирует остаться в России — уверяет, что влюбился в местную культуру и людей.
Помочь восстановлению храма в Лялях Мине предложил Марко. Юношу удивило, что на субботниках и строительных работах присутствовали исключительно пожилые люди старше 60-65 лет.
Пока же в группе Богоявленского храма в Лялях анонсируют очередной субботник. Волонтеры делятся своими впечатлениями от поездки в деревню. Почти все отмечают, что подъем нового купола, шпиля и креста стал знаменательным и историческим событием для региона. Восстановление храма продолжается.