Спорт
00:44, 26 сентября 2022

«Жаль, что мир этого не видит» Валиева, Трусова и Туктамышева показали программы на новый сезон. Чем они удивили?

Ангелина Никитина (Старший редактор отдела «Спорт»)
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

24 и 25 сентября в Москве прошли контрольные прокаты сборной России по фигурному катанию. При полных трибунах «Мегаспорта» ведущие спортсмены страны выступили с новыми программами. На лед вышли Камила Валиева, Александра Трусова, Елизавета Туктамышева, Анастасия Мишина и Александр Галлямов, Евгения Тарасова и Владимир Морозов и другие. Чем фигуристы удивили болельщиков, в какой физической форме и в каком эмоциональном состоянии члены сборной находятся на старте сезона и какие планы строят в условиях отстранения от международных стартов — в материале «Ленты.ру».

Слезы Валиевой и 16-й сезон Туктамышевой

Для Камилы Валиевой контрольные прокаты стали настоящим испытанием. И это вопрос не физического состояния (которое пусть и далеко от идеального, но вполне сносное), а эмоционального. Дело в том, что в программах спортсменки очень много Пекина — самого трагичного момента ее карьеры. Короткую фигуристка катает под саундтрек из фильма «Интерстеллар», произвольную — под микс музыки из фильмов «Отец», «Шоу Трумана» и композицию Obscura.

Короткая задолго до этого дебюта заявлялась как постановка с секретом. В начале Камила по воздуху пишет что-то с помощью азбуки Морзе — журналисты довольно быстро узнали в шифре слово «вера». После спортсменка призналась, что это то, чего не хватало ей на Олимпиаде. В остальном программа поставлена в лучших традициях хореографии Даниила Глейхенгауза и напоминает все предыдущие короткие — за исключением, пожалуй, легендарной «Девочки на шаре».

А вот с произвольной все интереснее. Она прямо посвящена событиям Олимпийских игр — на льду Валиева вспоминает те дни, раскрывает все переживания, связанные с допинговым скандалом. В конце она набрасывает на лицо черную ткань, будто возвращаясь в подтрибунное помещение олимпийского катка, по которому ходила, спрятав голову в капюшон в попытке укрыться от назойливых журналистов. После проката Камила не сдержала слез.

Это заставляет плакать и фанатов, однако по-настоящему разумным ходом тренерского штаба Этери Тутберидзе вовсе не выглядит. Строго говоря, продолжение использования этой темы — открытая спекуляция, направленная на привлечение отнюдь не здорового внимания. Сомнительно, что Валиева страдала от его недостатка. Музыка, движения, передаваемые эмоции — все это заставляет жалеть спортсменку, но ей не нужна жалость. В разгар пекинского скандала в адекватных оценках даже иностранных экспертов ни разу не ставилась под сомнение гениальность Валиевой — потому что она никак не связана с допингом.

Так зачем нужна эта исповедь? Насколько это этично и педагогично — заставлять фигуристку постоянно заново проживать олимпийский кошмар? И уместно ли это все сейчас, когда нет вердикта Российского антидопингового агентства и ясности по вручению олимпийского золота?

Александра Трусова на прокатах выступала только с короткой — со второго дня снялась из-за травмы спины. Так что увидели судьи и болельщики только блюз, который, кстати, вряд ли окажется в списке выдающихся программ не только мирового фигурного катания, но и самой спортсменки. При этом сама она в образе и музыке чувствует себя комфортно — а это на данном этапе, вероятно, самое важное.

Но особенно, судя по реакции зала, на льду ждали Елизавету Туктамышеву. Короткая программа спортсменки поставлена под обработку песни Feeling good, произвольная — под «Одиночество» Игоря Крутого. Настроения диаметрально противоположные: после привычного фигуристке джаза она предстает в трагическом образе слепой женщины.

Несмотря на то что за день до старта прокатов тренер Алексей Мишин заявил, что из-за недавней болезни Туктамышева не будет исполнять полный технический контент, от тройного акселя отказываться в планы не входило. В первый день фигуристка чисто сделала прыжок, а во второй упала с каскада. Последнее ничуть не испортило впечатления: его Туктамышева, как водится, оставила значительное. Она оказалась одной из самых готовых к прокатам спортсменок команды.

Между тем в большом спорте Туктамышева проводит уже 16-й сезон — по меркам современного фигурного катания, ситуация уникальная. В интервью после короткой программы чемпионка мира 2015 года пошутила: «Мне кажется, тех, с кем я не соревновалась за эти годы, уже не осталось». И ведь завершать карьеру 25-летняя Императрица пока не планирует и объясняет, что чувствует в себе силы не просто кататься, но и продолжать работу над четверными. Показать один из них Туктамышева пообещала на прыжковом фестивале в этом сезоне.

Анна Щербакова, Алена Косторная, Майя Хромых пропускали прокаты из-за восстановления после травм.

В танцах — без олимпийской тройки

Ведущие танцоры страны в «Мегаспорте» не выступали: и Виктория Синицина с Никитой Кацалаповым, и Александра Степанова с Иваном Букиным взяли паузу и, по предположению хореографа Ильи Авербуха, пропустят целый сезон. Не приехали из США из-за самых разных сложностей и Диана Дэвис с Глебом Смолкиным. То есть участников Пекина на прокатах не было.

В их отсутствие наиболее интересно было наблюдать за Елизаветой Худайбердиевой с Егором Базиным, которые считаются то третьим, то четвертым дуэтом страны. Их ритм-танец поставлен под микс песен California Dreamin’ и I Like It Like That, а произвольный — под Sweet Dreams и Passion Symphony. Показалось, что к сезону они готовы процентов на 70 и недостающие 30 — это просто вкатывание программ и набор физической формы.

После прокатов спортсмены заметили, что сборная поменялась и они настроены стать лидерами

Новый образ Коляды и сложности Кондратюка

У Михаила Коляды осталась прежняя короткая программа — под «Щелкунчика». Как объяснил тренер Алексей Мишин, менять ее не стали из-за сложной новой произвольной, для которой выбрали «Танго в сумасшедшем доме». «Ей нужно посвятить всего себя, чтобы в точности передать все музыкальные оттенки и настроение», — подчеркнул специалист в комментарии «Р-Спорт».

Прокаты показали, что до стабильности в технике Коляде далеко. И кажется, что это не связано с началом сезона напрямую — вероятно, окончательно решить мешающие на протяжении всей карьеры психологические проблемы по-прежнему не удается. Что до желания выступать, то спортсмен утверждает, что всегда делал это не ради турниров, а для себя. «Мне просто хочется кататься дальше. Я всегда катался в удовольствие, не на результат», — отметил он.

Другой ученик штаба Мишина Евгений Семененко в Москву приехал, не успев восстановиться после травмы, которую получил на шоу. Поэтому выступал с упрощенным контентом, без четверных (а во второй день еще и подвернул ногу). Короткую он катает под Adagio in G minor Томазо Альбинони, произвольную — под К-pop.

Марк Кондратюк, открытие прошлого сезона, короткую исполняет под Club Des Belugas — What is Jazz, а произвольную — под тему из мюзикла Broken Wings. У него также пока не все в порядке с прыжками — в произвольной спортсмен, например, трижды упал и сделал «бабочку».

Сильнейшие в строю

В парном катании на льду «Мегаспорта» не хватало только чемпионов Европы-2020 Александры Бойковой и Дмитрия Козловского. Два других лидера — Анастасия Мишина с Александром Галлямовым и Евгения Тарасова с Владимиром Морозовым — перед зрителями появились.

Ученики Тамары Москвиной для короткой выбрали вальс Шостаковича, для произвольной — Элвиса Пресли и Дэвида Дэвидсона с Рассел Дэвис. Подопечные Тутберидзе и Максима Транькова оставили произвольную с олимпийского сезона, а короткую теперь катают под Ave Maria. Для начала сезона обе пары находятся в довольно неплохой форме — не образца Пекина, конечно, но этого сейчас и не нужно.

Интересно посмотреть было и на Дарью Павлюченко и Дениса Ходыкина — главных новаторов мирового парного катания. Этот статус они подтвердили в короткой, насыщенной акробатическими находками. Поставлена программа под песню «Индиго» в исполнении Даны Соколовой и Скруджи. Во второй день они вышли на лед с «Лебединым озером» — в классическом варианте, но все так же с техническими «фишками».

***

В текущей ситуации показывать все эти программы россияне смогут только на внутренних стартах. Отстранение от международных соревнований несомненно должно стать мощнейшим ударом по мотивации, хотя публично в этом спортсмены признаются очень неохотно. В разных интервью все чаще звучит одна и та же мысль: «Хотим кататься для зрителей». Впрочем, этого их санкциями действительно не лишить.

Гран-при России стартует в конце октября, первый этап состоится в Москве. Распределение участников по этапам пройдет позднее.

< Назад в рубрику