Москва стала одним из первых мегаполисов мира, который начал масштабную цифровую трансформацию всей сферы здравоохранения. Так в столице России один за другим стали появляться сервисы, которыми каждый день пользуются миллионы людей. Это онлайн-запись к врачу, чат-боты, электронные справки, электронные рецепты и многие другие возможности. Одним из ключевых сервисов единой цифровой платформы московского здравоохранения стала электронная медицинская карта. Она стала одним из главных инструментов оказания полноценной, качественной и своевременной помощи ее владельцу. О том, как электронная карта помогает москвичам сохранять здоровье, — в третьей части проекта «Ленты.ру» «Город здоровья».
Десять лет назад началась «цифровая эра» московского здравоохранения — именно тогда заработала система ЕМИАС, которая стала основой всей цифровой инфраструктуры медицины Москвы. Год за годом в столице внедрялись сервисы, которые облегчали труд врачей и выводили медпомощь на новый уровень.
Первым сервисом для пациентов стала онлайн-запись к врачу. Сначала у москвичей появилась возможность планировать визит к специалисту с помощью инфомата в поликлинике и через единый телефонный кол-центр. Годом позже заработал раздел на сайте mos.ru, в 2013 году — открылась запись на портале emias.info.
Вскоре появилась и функция записи в мобильном приложении «Госуслуги Москвы», а еще через год — в мобильном приложении с электронной медкартой «ЕМИАС.ИНФО». До сих пор этот сервис остается самым популярным и востребованным на платформе ЕМИАС.
«В 2006 году я ждала ребенка, — рассказывает «Ленте.ру» москвичка Наталья Александрова. — В это время обычно начинаешь активно бегать по врачам. До сих пор помню этот период. В очереди в женской консультации можно было просидеть три-четыре часа, даже если пришел к назначенному времени. А к другим специалистам нужно было брать талон в 8 утра в регистратуре поликлиники. Там же записывали на анализы и исследования. В семь утра обычно уже скапливались очередь. Многим приходилось дежурить по утрам несколько дней подряд».
По словам москвички, из-за этого вскоре она была вынуждена перейти в коммерческую клинику.
«Сейчас в связи с особенностями здоровья я снова довольно часто хожу в городскую поликлинику, — рассказывает Наталья. —
По сравнению с тем, что было раньше, это, конечно, небо и земля. Для записи к специалисту никуда бежать не нужно. Достал телефон, нажал кнопочку — и все, проще некуда! Причем запись реальная: прием практически всегда — в строго обозначенное время. Для меня, как для работающего человека, это очень важно».
Статистика показывает, что уже в 2013 году онлайн-записью на прием к врачу пользовались 7 процентов горожан, в 2020-м — 53 процента, а в 2022 году уже более 80 процентов москвичей планируют визит к врачу через интернет.
Ходить в поликлинику по формальным поводам больше не нужно — с помощью этого сервиса можно перенести прием на другое время и день, либо вовсе отменить его, и тогда на освободившееся место записывается другой пациент.
На сайте или в приложении также работает запись на лабораторные и инструментальные исследования по направлению. Направления на анализы врач формирует в электронном виде, в сервисе записи на прием у пациента появляется возможность записаться на исследования, и он сам выбирает день и время, когда ему удобно прийти в медучреждение. Цифровизация лабораторной службы, создание единого лабораторного сервиса позволила более чем в два раза сократить время получения результатов исследований.
Настоящим прорывом для московских врачей и пациентов стало создание цифровых медкарт. Это одно из ключевых звеньев в единой цифровой платформе московского здравоохранения. Врачи получили к ней доступ еще в 2015 году, а пять лет спустя карты открыли и для пациентов.
Теперь в любое время дня и ночи с любого электронного устройства москвичам доступна важная информация об их здоровье — личная история болезни или истории болезни детей, поставленные диагнозы, рекомендации специалистов, результаты анализов и многое другое. Достаточно лишь перейти на портал mos.ru или в мобильное приложение «ЕМИАС.ИНФО».
Это очень удобно, ведь раньше, чтобы получить эти данные, нужно было обращаться в медучреждения, стоять в очереди, объяснять другим людям, что вам «только спросить», отвлекать врача. К тому же, не нужно больше тревожиться, что с бумажной версией документа что-то произойдет.
В мобильном приложении можно скачать все документы из медкарты и затем отправить их через мессенджеры или по электронной почте. Это дает возможность пациентам при желании получить второе мнение по своему диагнозу. У электронной карты удобный и понятный интерфейс. Вся информация разделена на разделы по типам услуг: «Мои приемы в поликлинике», «Мои анализы», «Моя диспансеризация», «Мои больничные». Возле каждого раздела — пометки об уже состоявшихся визитах к врачу. Есть также раздел с данными о вакцинации, вызовами скорой помощи, выданными справками, больничными листами и выписанными рецептами на лекарства.
Все блоки кликабельны и открываются прямо на странице медицинской карты. Там же можно увидеть изображения снимков КТ, МРТ, флюорографии и других. Раньше за всеми этими бумагами также нужно было лично обращаться в медучреждение. При этом пациент может и самостоятельно загрузить в свою карту какие-либо анализы, врачебные протоколы из клиник, неподведомственных московскому департаменту здравоохранения, то есть тех, которых нет в системе ЕМИАС.
Вся персональная информация и медицинские данные пациента надежно защищены: для получения доступа к электронной медицинской карте пользователю нужно подтвердить свою личность, кроме того, при каждом входе через портал mos.ru пользователю на мобильный телефон приходит одноразовый пароль. А в мобильном приложении "ЕМИАС.ИНФО" можно настроить вход в электронную медкарту по короткому коду-доступа. Этот способ авторизации экономит время и исключает необходимость дополнительного подтверждения входа по коду из СМС, благодаря чему горожанам стало удобнее пользоваться приложением с медкартой.
«У родственников в регионе потеряли карту ребенка со всеми результатами обследований, — рассказывает москвичка Ирина Михайлова. — Во взрослой поликлинике завели новую, пустую, где нет информации ни о прививках, ни о перенесенных болезнях. С электронной медкартой есть надежда, что ничего не потеряется. И ты хотя бы понимаешь, что и как пишет врач на приеме. Раньше была большая редкость, если удавалось получить на руки протокол приема из поликлиники. Если что-то настораживает, любой пациент может скачать документы из своей электронной медкарты, выгрузить свои снимки КТ и МРТ и обратиться за вторым мнением».
«Дневник здоровья» — это раздел электронной медкарты, который можно вести самостоятельно. Рост, вес, индекс массы тела, частота пульса, уровень сахара в крови, артериальное давление, температура — этой информацией могут пользоваться специалисты. У москвичей есть возможность объединить дневник здоровья с личными умными гаджетами, отслеживающими эти показатели: тонометрами, глюкометрами и другими.
При желании пациент также может заполнить анкету с семейной историей — указать болезни ближайших кровных родственников. Эта информация важна для определения наследственной предрасположенности пациента к различным заболеваниям. Весь этот комплекс данных помогает врачу поставить точный диагноз и оценить индивидуальные риски пациента.
В электронных медкартах детей также появился интерактивный региональный календарь профилактических прививок. Он формируется индивидуально для каждого ребенка на основе его медицинских данных.
Календарь — наглядный, с цветовыми подсказками, информирующими родителей какие прививки уже выполнены, а какие — нужно запланировать. Таким образом, родители могут в онлайн-режиме видеть полную картину по вакцинации своих детей, знать сроки проведения необходимых прививок и своевременно их делать, чтобы защитить малышей от серьезных инфекций.
Рецепты на лекарственные препараты в Москве также стали электронными. Получить лекарства в аптеках можно теперь без бумажного бланка: фармацевту достаточно показать QR-код электронного рецепта на экране телефона. Все действующие электронные рецепты хранятся в электронной медкарте.
Такие рецепты обслуживают все городские аптеки — их более 300, а также 2,3 тысячи коммерческих аптечных пунктов.
В январе этого года в Москве запустили еще один пилотный проект. У пациентов появилась возможность получить льготные лекарства по электронным рецептам не только в 250 аптечных пунктах центра лекарственного обеспечения депздрава, но и в любой частной аптеке из тех, которые уже подключились к проекту — сейчас это 350 пунктов из 16 аптечных сетей. Это удобно для тех москвичей, которые привыкли покупать лекарства в определенной аптечной сети.
При этом важно, что горожане могут выбрать препарат конкретного производителя и доплатить лишь разницу в цене. Таким образом можно сэкономить от 10 до 50 процентов стоимости лекарства.
В том случае, если пациент не пользуется мобильными гаджетами или хочет купить препарат в аптеке, не подключенной к программе, электронный рецепт можно распечатать на обычном принтере или в информационном киоске поликлиники.
При этом оформление виртуального документа занимает меньше минуты, что экономит время и врача, и пациента. Если рецепт повторный, доктору достаточно нажать одну кнопку, если требуется — скорректировать дозировку. Заполнять массу бумаг, как это было раньше, больше не нужно.
Если пациент терял бумажный рецепт, ему приходилось возвращаться в поликлинику и оформлять новый, отвлекать для этого врача. Но электронный рецепт нельзя потерять.
«Часть пациентов предпочитают бумажный рецепт в руках, — отмечает главный врач диагностического центра №5, доктор медицинских наук Павел Гуляев. — Но люди уже начинают понимать преимущества, поэтому стараются перейти на электронный вариант. Нужно больше доверять электронному здравоохранению, потому что за этим будущее».
Благодаря электронной медицинской карте в прошлое уходят и бумажные больничные листы. Врачи оформляют их в электронном виде — это упрощает процедуру получения пособий в связи с временной нетрудоспособностью и материнством, освобождает от забот по сбору подписей и печатей, с ним не надо долго ходить по кабинетам. Как и электронный рецепт, этот больничный невозможно потерять, испортить или подделать. Количество ошибок при заполнении виртуального бланка фактически сводится к нулю. Вся информация с электронного больничного передается в Фонд соцстрахования в цифровом виде, а от пациента требуется только предоставить работодателю номер больничного для начисления выплат. Все данные хранятся в электронной медицинской карте.
В электронный формат переведены и детские справки о перенесенной болезни, необходимые для школ и детских садов (форма 095/у). После объединения цифровой системы здравоохранения с «Московской электронной школой» родителям приносить бумажные документы в детские учреждения столицы уже не нужно, они доступны в ЕМИАС медицинскому работнику учебного заведения. Учителя при этом могут видеть в электронном журнале «МЭШ» информацию о периоде освобождения ребенка от занятий, в том числе об освобождении от физкультуры. При этом частные и федеральные клиники с мая также могут присоединиться к проекту и передавать в школы и детсады цифровые справки 095. К началу этого учебного года уже 35 медучреждений начали оформлять их в электронном виде. Не нужно приносить бумажные справки о болезни и в кружки и секции, подведомственные Депобру.
Также теперь из ЕМИАС в электронный журнал МЭШ автоматически передаются и сведения о физической группе здоровья ребенка. Эта информация отображается у классного руководителя и у учителя физкультуры. Открывая электронный журнал класса, учитель физкультуры может ознакомиться с физической группой здоровья каждого учащегося и, соответственно, подобрать оптимальному программу физического воспитания, которая не только не навредит здоровью ребенка, но и будет способствовать его укреплению.
Медкарта о состоянии здоровья ребенка по форме №026, которая требуется для зачисления в детский сад и школу, в Москве тоже переведена в «цифру». Прежде родители обязаны были лично принести эту форму в учебное учреждение, теперь медкарта для образовательного учреждения оформляется врачом в поликлинике в электронном виде. Документ автоматически собирается на основании данных из ЕМИАС и доступен как в поликлинике, так и в медицинском кабинете школы или детского сада в системе «ЕМИАС.Школа». Данные в карте обновляются автоматически по мере появления в ЕМИАС новой информации о ребенке. Электронная услуга доступна тем семьям, где дети учатся в городских образовательных организациях и прикреплены к городским поликлиникам. Ежегодно это освобождает от сбора справок около 170 тысяч семей. С прошлого года в общей сложности цифровизация освободила родителей от оформления более четырех миллионов медицинских справок.
Вскоре в Москве с помощью электронной медицинской карты начали работать с пациентом еще до того, как он придет к врачу. Так появился чат-бот, который доступен москвичам после записи к терапевту, педиатру, гинекологу, офтальмологу и лору, а маленьким пациентам и их родителям — при записи к педиатру. Сервис создан на основе искусственного интеллекта.
После записи человеку на телефон приходит пуш-уведомление со ссылкой на опрос. Можно в свободной форме написать, что беспокоит, а затем чат-бот задаст уточняющие вопросы. При этом каждый следующий вопрос зависит от ответа на предыдущий. Подростки могут пройти опрос чат-бота перед приемом у педиатра самостоятельно, пациенты до 15 лет — с помощью родителей. Один из главных плюсов такого подхода в том, что жалобы на самочувствие можно расписать сразу после того, как почувствовал себя плохо, а не вспоминать их уже в кабинете врача. Для удобства пациентов на экран, где они вводят жалобы, добавлены подсказки, в которых сформулированы наиболее часто встречающихся жалобы.
Полученная информация передается в ЕМИАС и фиксируется в протоколе осмотра предстоящего приема. Благодаря этому врач уже знает, какие проблемы возникли у пришедшего на прием пациента. Это позволяет быстрее перейти к осмотру и рекомендациям по лечению.
«На приеме врач видит в системе два окна. В одном — жалобы, собранные чат-ботом, второе предназначено для заметок доктора. Во время беседы с пациентом врач либо подтверждает, либо корректирует информацию, — поясняет заместитель главного врача по медицинской части поликлиники №218 Ольга Колесникова. — Правильно собрать анамнез — достаточно трудоемкий процесс, при серьезных диагнозах на это может уйти до половины времени приема. Вопросы чат-бота побуждают пациента подумать, вспомнить и проанализировать симптомы, о которых затем можно рассказать врачу».
При этом чат-бот — не просто умная энциклопедия по медицине. Его обучали, используя обезличенные данные электронных медкарт настоящих пациентов, сведения из открытых медицинских баз данных и справочников. Правила работы чат-бота, списки уточняющих вопросов и перечень наиболее частых симптомов помогали формировать практикующие врачи.
Также благодаря электронной медицинской карте стало возможным запускать персонализированное сопровождение для разных групп пациентов. Для москвичей с онкологическими диагнозами создали проект «Персональный помощник». Сейчас онкопомощники работают во всех округах столицы.
На приеме в поликлинике при направлении к врачу-онкологу пациенту сообщают о возможности получать индивидуальное сопровождение, и если человек соглашается, то ему выдают карточку с именем и контактами специалиста — теперь с ним можно общаться напрямую. Это сотрудники центров госуслуг «Мои документы», прошедшие специальную подготовку.
Они сопровождают заболевшего на всех этапах, помогая ему следовать индивидуальному плану лечения: записаться в нужное время к доктору, решить текущие задачи, следить за корректным ведением медицинских документов — все это их обязанность. Доступ к электронным медкартам пациентов делает сопровождение максимально точным.
«Мы заботимся о том, чтобы пациент посетил онколога в максимально короткие сроки, это также касается лабораторных и инструментальных методов исследований, — объясняет персональный онкопомощник Евгения Гудеева. — На пути борьбы с болезнью важно вовремя оказывать помощь».
Результаты всех анализов и проведенных исследований, осмотра и приема хранятся в электронной медкарте, к которой есть онлайн-доступ у врача и пациента.
Сильнее всего эффект, который дает цифровизация московского здравоохранения, врачи и пациенты ощутили после начала пандемии коронавируса. Когда потребовалось резко сократить контакты между людьми, на помощь пришли сервисы и технологии, развитием которых в столице занимались все последние годы, в то время как другие мегаполисы срочно начинали создавать их с нуля.
Одна из таких технологий — телемедицина. Мощности для удаленного сопровождения пациентов у Москвы уже были, их оставалось лишь донастроить, чтобы помогать пациентам с COVID-19. Для этого в самом начале пандемии, в марте 2020 года, в Москве запустили специальный телемедицинский центр для тех пациентов, чье состояние позволяло им наблюдаться дома. У специалистов телемедицинского центра был доступ к электронной медкарте пациента.
За два года врачи телемедицинского центра провели больше 2,3 миллиона удаленных приемов, из которых два миллиона были проведены для пациентов с Covid-19. Особенно наблюдают беременных с COVID-19 — врачи посредством медицины контролируют состояние пациентки, чтобы в случае необходимости незамедлительно провести обследования и назначить нужное лечение. Еще одной задачей специалистов стал контроль за состоянием здоровья горожан, принимавших участие в пострегистрационном исследовании вакцины против коронавируса.
Использование телемедицинских технологий помогло врачам 24 часа в сутки следить за состоянием пациента, а также разгрузить выездные службы поликлиник и не допустить перегрузки системы.
В условиях быстрого распространения нового штамма «омикрон» служба телемедицины была создана в каждой столичной поликлинике. Москвичи могли без посещения поликлиники удаленно получить первичную аудиоконсультацию врача и дистанционно открыть больничный. Для этого требовалось всего лишь отправить заявку с помощью электронной формы на портале mos.ru, после чего с пациентом связывался врач.
Общение с доктором возможно как в аудио, видеоформате или в формате обычного телефонного звонка. В видеорежиме врач мог оценить окраску кожных покровов, цвет глазных склер, наличие вынужденного положения или одышки (видно, если человеку не хватает воздуха). Во время консультации доктор расспрашивал больного о здоровье; выявлял симптомы, указывающие на улучшение или ухудшение состояния; разъяснял режим и кратность приема препаратов; при необходимости корректировал курс лечения и отвечал на вопросы.
Сегодня телемедицинские технологии в Москве нашли применение и в других областях: в частности, они активно используются при диспансеризации горожан. Так, в начале мая во всех столичных парках традиционно открываются павильоны «Здоровая Москва».
Основная задача работающих в павильонах врачей — выявлять заболевания на ранних стадиях, когда пациенты о них даже не подозревают. Если по результатам обследования будут выявлены отклонения от нормы, то с пациентом свяжется сотрудник телемедицинского центра. Он объяснит, что значат эти результаты и, при необходимости, поможет записаться на дополнительные исследования (как лабораторные, так и инструментальные), а также на прием к нужным специалистам.
Также в Москве запущен уникальный для России сервис, который дает возможность родителям новорожденных видеть ребенка 24 часа в сутки. Речь идет о малышах, которые находятся в отделении реанимации, чаще всего это дети, рожденные раньше срока.
Семьи, которые стали первыми участниками, проекта, уже высоко оценили нововведение. Для них эта возможность имеет огромное значение – удаленное наблюдение создает эффект присутствия рядом с малышом, мамы меньше волнуются, видя, что с ребенком все хорошо.
Сегодня цифровые технологии — неотъемлемая часть московской медицины. Искусственный интеллект, «компьютерное зрение» стали ежедневными инструментами московских врачей, а пациенты уже привыкли к удобствам, которые дают электронные сервисы. С появлением электронной медкарты пациенты получили возможность тщательнее следить за своим здоровьем, быть вовлеченными в процесс лечения.