Факторинг позволяет бизнесу продавать товары или услуги на условиях отсрочки платежа и при этом избегать «застоя» финансов. Этот финансовый инструмент зачастую избавляет предпринимателей не только от денежных «ям», но и от трудностей с получением оплаты от клиентов. Однако есть и свои минусы — от требования абсолютной прозрачности документов до исключительно безналичного расчета. Подробнее о том, как работает факторинг и когда стоит к нему прибегать — в материале «Ленты.ру».
Факторинг — это обмен будущей выручки на деньги за процент. Если бизнесмен продает клиенту товар с отсрочкой платежа, но сам нуждается в этих деньгах немедленно, он прибегает к услуге факторинга. Факторинговая компания, банк или микрофинансовая организация оплачивают счет раньше, чем это сделает покупатель. Такая сделка называется факторинговой. За свои услуги посредник в расчетах — фактор — берет небольшой процент.
В факторинговой сделке участвуют три стороны: продавец (кредитор), который реализует товар или предоставляет услугу с отсрочкой платежа; покупатель (дебитор), который приобретает товар или услугу под отсроченный платеж, а также финансовый агент (фактор), который покрывает дебиторскую задолженность за процент.
Факторинг позволяет бизнесу сделать покупателям выгодное предложение об отсрочке платежа, не опасаясь кассовых разрывов и потери оборотных средств. Предприниматель сможет получить деньги сразу, прямо в день отгрузки, и пустить их в дело. При этом факторинговые компании, как правило, не берут залог. Вместо него используется будущая выручка — дебиторская задолженность. Факторинг помогает предпринимателям масштабировать оборот: вовремя выплачивать зарплаты сотрудникам, увеличивать поставки, снижать риски неоплаты и выходить на новые рынки.
Наконец, есть варианты факторинга, при котором сама факторинговая компания принимает на себя риски и контролирует возврат денег. Фактор может сам проверить платежеспособность клиентов, установить лимит на поставки в кредит конкретному покупателю, предоставить услуги с отсрочкой платежа и порекомендовать ее длительность. Кроме того, фактор может сам напомнить покупателю о сроках оплаты, освобождая бизнес от кредитной рутины.
В западных странах факторинг — это комплекс услуг по управлений дебиторской задолженностью. Не менее важны, чем предоставление денег, дополнительные услуги — бухгалтерские, юридические, информационные. В России же факторинг в большинстве случаев считается альтернативой кредиту.
Механизм факторинга устроен следующим образом:
Помимо преимуществ, у факторинга есть несколько недостатков. Среди них невозможность проводить расчеты наличными. Также факторинг не может служить страховкой на случай задержки платежа. Если заключен договор немедленной оплаты, привлечь факторинговую компанию нельзя. Чаще всего для факторинга требуется достаточно большой комплект документов, относящихся как к бизнесу продавца, так и покупателя. Кроме того, необходимо предоставлять счета-фактуры, товарные накладные, универсальные передаточные документы и другие справки по конкретным сделкам.
При факторинге всегда фиксируются сроки оплаты. Если привлечен фактор, неформально договориться с покупателем об изменении условий не получится. Наконец, факторинг, как и любое привлечение внешнего финансирования, уменьшает прибыль.
В зависимости от географии и условий факторинг можно разделить на два вида.
Современный факторинг начал зарождаться в XIV-XVI веках благодаря международной торговле. Англия, Португалия и Голландия в своих колониях создавали «фактории» — единое окно для обмена товарами с метрополией. Так начал складываться институт торговых посредников.
К середине XX века фактории эволюционировали в торговые представительства. Факторы разделились на торговых агентов, логистов, таможенных брокеров, бухгалтеров и финансистов. Из последних двух категорий возник современный факторинг. Кроме того, развитию этой сферы поспособствовала Вторая мировая война. Когда финансовая система Европы была разрушена, правительство США кредитовало европейские государства в рамках плана Маршалла, но «живые» деньги не покидали Америку, а выплачивались сразу национальным поставщикам.
Впоследствии из госзакупок схема факторинга перекочевала во внешнеторговые операции коммерческих фирм, а затем – в торговые отношения внутри стран. В России специализированные факторинговые компании, предлагающие не только авансирование и инкассацию выручки, но и комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью, появились в середине 2000-х годов.
Есть несколько способов выбрать банк для факторинга. Сначала стоит обратиться в кредитные организации, в которых обслуживается ваша компания. Там можно получить улучшенные условия факторинга. Второй способ — обратиться в банки, в которых обслуживаются клиенты-покупатели. В этом случае риск для факторинговой сделки будет ниже, а предложение быстрее и выгоднее. Наконец, можно провести поиск самостоятельно. Рынок факторинга довольно мал, его можно исследовать за несколько часов.
Выбор банка для факторинга: на что обратить внимание
По закону, факторинг — это комплекс услуг по погашению задолженности, которые финансовый агент оказывает за уступку этой задолженности. В Гражданском кодексе РФ есть глава, посвященная регулированию сферы факторинга. Это статья 43 «Финансирование под уступку денежного требования». В ней описаны основные условия такого договора, обязательства и состав его участников, а также терминология.
Международный факторинг не описан в главе 43 ГК РФ, он регулируется положениями Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям, к которой Россия присоединилась с 1 марта 2015 года, и нормами валютного законодательства. Коммерческие организация, выполняющие роль факторинговых компаний, обязаны встать на учет в Росфинмониторинге. При этом факторинг не регулируется отдельным законом, кроме ГК РФ, деятельность факторов не лицензируется.
Как правило, комиссия, которую взимает факторинговая компания, состоит из нескольких частей. Это оплата за использование денег на период отсрочки (в процентах годовых), за оценку финансового состояния покупателя, а также за документооборот. Обычно стоимость факторинга колеблется в пределах от 0,5 до 4 процентов.