Традиционные игры — важная и очень показательная часть культурного кода любого народа. В них ярко и особенно наглядно проявляется система ценностей, принятая этим народом. В традиционных играх веками развивались и закреплялись именно те качества, которые были наиболее ценны и востребованы в данное время и на данной территории. В играх одних народов преобладали смелость, сила и ловкость, у других — холодный расчет, хитрость, коварство… Покажите мне, во что играют ваши люди, и я скажу, какие они. А еще игры людей помогали сбросить избыток энергии, снять напряжение, испытать себя и выгодно показать свои возможности другим. Играя, люди знакомились, лучше узнавали друг друга и просто развлекались. Обычную человеческую радость и веселье ведь никто и никогда не отменял. «Лента.ру» выбрала несколько весьма любопытных и далеко не самых известных игр народов России и попросила рассказать о них знатока и пропагандиста народных традиций, руководителя фонда «Сохранение нематериального наследия отечества» Максима Дмитриенко.
Клюшкование — прообраз хорошо всем известного русского хоккея с мячом. Игра происходит из северо-западных областей европейской части России: Новгорода, Пскова, Твери, современной Ленинградской области, откуда она затем перекочевала на юг.
Ключевое отличие от хоккея в том, что мяч нужно забить не в чужие ворота, а забрать себе и загнать в свою лунку. Клюшкование — командное состязание с силовой борьбой, и даже битвой на палках. О допустимой жесткости договариваются заранее. В тех случаях, когда команды смешанные, то есть включают юношей и девушек, силовую борьбу ограничивают.
Для клюшкования подходит любая ровная площадка. Летом выбирают поляну, зимой играют на плотно утоптанном снегу. Мяч вытачивают из дерева. Клюшками, или «клюками», служат деревянные палки с загнутым концом. Правилами запрещается бить по мячу ногами, наступать на него и заступать в лунку.
Время игры не ограничивается, договариваются играть по счету, до условленного количества забросов. Число игроков любое: можно играть двое на двое, а можно — пятнадцать на пятнадцать. Чем больше игроков, тем больше площадка.
В клюшкование, каким оно было в глубокую старину, играют до сих пор. Например, на фестивалях, проводимых в рамках проекта «Русские игры». Игра настолько увлекательная, что мяч гоняют часами, пока совсем темно не станет.
Рюхи (ударение на втором слоге) — игра, напоминающая городки. Была особенно популярна в Тверской области.
Правила простые. 30-40 деревянных бочонков (рюх, или колобах) высотой примерно 10 сантиметров и сантиметров восемь в ширину выстраивают на первой линии города. Сделать их не составляет труда, можно просто напилить круглых чурок. Задача — выбить все рюхи битами (скалками). Скалки тяжелые, весят до двух килограммов. Расстояние от линии города до места броска семь метров. Так что для точного метания в цель необходимы недюжая сила и точный глазомер. Играют командами, кто быстрее выбил все рюхи, тот и победил.
Игра в рюхи вполне жива и до сих пор. В нее, например, играют в Осташковском районе Тверской области. Достаточно приехать туда на один из праздников, и вы увидите, с каким удовольствием местные мужики сшибают скалками колобахи. Ну и, конечно же, в рюхи играют на самых разных этнических фестивалях. Также существует проект, по которому традиционные народные игры, и рюхи в их числе, могут быть рекомендованы для занятий физподготовкой в спортшколах и для городских досуговых центров.
Кила — командная силовая игра с мячом. Мяч весит приблизительно полтора килограмма и формой похож на тыкву. Одновременно на поле находятся по пять человек в каждой команде и еще по пять на заменах. Игроков можно менять без ограничений, в зависимости от их усталости или игровой ситуации, как в хоккее. Задача занести мяч в чужой город. Играют до трех результативных проходов.
В отличие от регби, можно вести мяч как руками, так и ногами, отдавать его назад, атаковать любого из противников вне зависимости, владеет он мячом или нет. Удары запрещены, а вот силовая борьба допускается, в том числе и захваты сзади.
В целом повторяет правила килы, но в более жестком варианте. Команды заранее договариваются о пределе допустимой жесткости. Обычно допускаются удары руками и ногами по корпусу, рукопашные схватки. Разрешается нападать вдвоем-втроем на одного. Никакой специальной защиты — щитков, наколенников или масок — нет. Но схватка не самоцель, а только средство остановить соперника. В любом случае нужно занести мяч на другую сторону поля в чужой город. Не закинуть издалека, а именно занести.
Любопытно, что, несмотря на зашкаливающие эмоции, Максим Дмитриенко, играющий в русмяч с 1998 года, не помнит ни одной драки на поле.
Исторический центр распространения этой игры — Новгород, откуда она перекочевала в соседние земли.
В настоящее время русмяч достаточно популярен. Проводятся турниры среди любительских команд. А на фестивале «Атмановские кулачки», проходящем в селе Атманов Угол в Тамбовской области, желающих было столько, что всем не хватило места и времени.
В саамском женском футболе тоже разрешены толчки, захваты и другие силовые приемы. Но игра эта совсем не брутальная, а, наоборот, веселая, на потеху себе и зрителям, ведь играют в нее только женщины, да еще и обязательно в сарафанах. Футбол в сарафанах — любимое развлечение коренных жителей Кольского полуострова.
Правила простые. Барышни в ярких длинных сарафанах — это обязательно — гоняют по полю сшитый из оленьей кожи и набитый мехом мяч. Перед игрой мяч вымачивают в воде, и его вес может доходить до пяти килограммов. Подол сарафана приходится постоянно поддерживать, иначе по мячу не попасть. Вратарь имеет право накрывать мяч сарафаном, чтобы он не достался сопернику. Полем может служить любая поляна, но желательно, чтобы на ней было побольше кочек. Вместо ворот — обычные палки, воткнутые в землю. В командах по пять человек. Игра длится два тайма по 10 минут. Гол засчитывается, только если мяч закатился в ворота, а не влетел по воздуху.
Саамский сарафанный футбол — неотъемлемая и самая зрелищная часть национальных праздников небольшого северного народа России. Основное место — поселокЛовозеро (Мурманская область).
Игра в шапочки, в которой важна ловкость и быстрота, хорошо известна во многих областях России. Обычно играли на ярмарках при большом стечении народа. Смысл игры — забрать шапку соперника, сохранив при этом свою собственную. Сбивать чужую шапку с головы нельзя. Как и поправлять руками свою, если она съехала с головы. Нужно именно забрать. Если шапка упала, игра начинается заново. Победитель забирал головной убор — картуз, кепку, тюбетейку, папаху или ушанку (в зависимости от того, где проходила игра) — себе насовсем. Была даже поговорка: «Поехал на ярмарку в шапке, вернулся в двух».
С отголосками популярной народной забавы жители столицы сталкивались в ранних 1990-х. В то время в Москву из Казани и Набережных Челнов приезжали группы подростков — «моталки». Когда темнело, они толпой неслись по оживленной столичной улице, срывая шапки с прохожих. Если шапка падала на асфальт, за ней уже не возвращались. Лишившиеся головных уборов москвичи негодовали, даже не подозревая, что стали непосредственными участниками старинной народной игры.
И в этой игре призом становится шапка противника. Но число участников не ограничено. Шелуга, или шелуга на гуже — это мешок с тряпками, который водящий крутит на веревке, расположившись в центре круга. Остальные участники пытаются к нему подобраться и сорвать головной убор. Сделать это не так просто, в мешок вложено приличное полено, и его удары могут быть весьма болезненными. Тот, в кого попала шелуга, из игры временно выбывает.
Дети тоже играли в шелугу, но без утраты картузов и членовредительства. В мешок запихивали куртку или телогрейку, а на спину водящему вешали связку баранок. Тот, кому удавалось сорвать баранку, становился водящим и оставлял добычу себе. Крутили шелугу по правилам, сначала на уровне ног, чтобы можно было перепрыгнуть, затем выше, и тогда под гужу подныривали. Уходить за длину гужи было нельзя. Нарушивший правило, выбывал.
Кто в детстве не играл в слона. Или, по крайней мере, видел, как играют другие. Салочки слонов — совсем другая игра. В команде пятеро. Четверо крепких парней — это «ноги» слона — держат за коленки и под плечи пятого легкого и ловкого члена команды, который висит между ними лицом вниз — это «тело» слона. Слонов в игре может быть любое количество. Смысл игры осалить тело чужого слона. Салить противника тоже может только тело — то есть тот маленький, что висит посередине, а задача ног бегать за другими слонами, догонять их, сшибать и защищать свое собственное тело от противников, лягаясь, толкаясь, пихаясь, ставя подножки.
Народных игр сотни, и они очень разнообразны. В собрании Максима Дмитриенко их более 250, из которых описаны в литературе лишь около семидесяти. И это далеко не самая большая коллекция. Павел Сокирко из Тольятти собрал 1200 традиционных игр народов России. Есть среди них и застольные, и подвижные, и силовые, индивидуальные и командные, с предметами и без. Большая тема и до сих пор очень мало разработанная. Но энтузиастов традиционных народных игр в стране становится все больше, игры возрождаются, и интерес к ним растет.