На фоне усиления конфронтации России и США в мире вновь заговорили о возросшей угрозе ядерной войны. Еще в феврале 2022 года президент России Владимир Путин перевел силы стратегического сдерживания, которые включают в себя ядерное оружие, в режим особой готовности, а в сентябре — предостерег страны Запада от шантажа России ядерным оружием. Позже издание Politico сообщило, что в США серьезно воспринимают заявления из Москвы и активизируют наблюдение за российскими силами стратегического сдерживания. При этом в Белом доме заявляют о подготовке плана действий на случай применения ядерного оружия. В беседе с «Лентой.ру» доктор политических наук и старший научный сотрудник Венского Центра изучения проблем разоружения Николай Соков рассказал о том, чего больше всего опасаются в Белом доме и почему одной из основных угроз для американской национальной безопасности становится прямой конфликт с Россией или Китаем.
«Лента.ру»: Совсем недавно государственный секретарь США Энтони Блинкен заявил, что у американцев есть четкий план на случай, если Россия применит ядерное оружие. Чего на самом деле опасаются в Белом доме?
Николай Соков: Основным беспокойством в США по поводу российской ядерной политики является возможность ограниченного применения ядерного оружия на Украине. Так же, как НАТО в годы холодной войны компенсировала превосходство СССР по обычному вооружению опорой на ядерное оружие, Россия в условиях отставания в современном неядерном оружии приняла в 2000 году концепцию ядерного ответа в случае поражения в неядерной войне против ядерной державы и ее союзников (понятно, кто имелся в виду). Соответственно, перед США вставал вопрос, как можно было бы реагировать.
Однако развертывание обычных боеприпасов малой мощности, которые должны были бы дать США возможность отреагировать на ограниченное применение ядерного оружия Россией, просто опоздало — к этому времени российская сторона стала чувствовать себя уверенней в рамках вероятного неядерного конфликта.
Риск применение ядерного оружия в нынешних условиях действительно высок?
Не входя в рассмотрение вероятности такого сценария, — а лично мне он кажется крайне маловероятным и то только потому, что нулевой вероятности не существует в природе, — отмечу, что акцент при обсуждении возможной реакции делается, похоже, на еще более расширенных санкциях и применении обычных вооружений.
Конкретных сценариев ответа или угроз со стороны США на официальном уровне не звучало, и это нормально. Тактика и стратегия сдерживания предусматривают максимальную степень неопределенности.
Достаточно сказать, что ответ будет, а какой — пусть другая сторона гадает и проявляет осторожность. Той же тактики придерживается и Россия, насколько можно понять. Это стандарт поведения.
Какие есть варианты ядерной деэскалации на сегодняшний день?
Будущее туманно. Можно ожидать того, что ядерный баланс по стратегическим вооружениям останется стабильным, но, вероятно, повысится роль ядерного оружия за счет наращивания нестратегического оружия, особенно после того, что сейчас происходит.
Я ожидаю увеличения роли нестратегического ядерного оружия, разработки соответствующих сценариев и соответствующих взаимных сигналов. Это приведет к дестабилизации ситуации как глобально, так и в Европе.
Сейчас ядерный потенциал США мощнее российского?
Тут надо понимать, что США после окончания холодной войны значительно сократили нестратегическое ядерное оружие. Россия тоже, но, по экспертным оценкам (официальные данные по этой категории никто не публикует), у США [боеголовок] раз в 10 меньше.
Во время президентства Дональда Трампа была начата программа разработки ядерных крылатых ракет морского базирования. Напомню, что при Бараке Обаме были ликвидированы все ядерные боеголовки для «Томагавков».
Ожидалось, что Джо Байден эту программу закроет, но она сохранилась, хотя с очень ограниченным финансированием. Можно ожидать, что финансирование увеличится.
Насколько велика вероятность размещения ядерного оружия США у границ России — например, в Румынии или Польше?
Лично мое мнение — это произойдет. Хотя бы потому, что с нынешних баз оно практически неприменимо в реальных условиях. Возможно, разместят в Польше, Румынии, где-нибудь еще. Но это лишь предположения. В любом случае, страны базирования не будут иметь возможности применять его по собственной инициативе.
Насколько высока роль ядерного оружия в обеспечении безопасности США?
В целом еще после окончания холодной войны Соединенные Штаты снизили роль ядерного оружия в своей политике. С одной стороны, конфликтность международной системы снизилась. С другой — у США появились (и были испытаны на практике по время первой войны в Персидском заливе) новые средства — неядерное высокоточное вооружение большой дальности.
Подобное оружие позволяет достичь стратегического эффекта, сравнимого с ядерным, но, в отличие от него, может применяться неограниченно [из-за отсутствия катастрофических последствий].
Тенденция на увеличение неядерного арсенала в США продолжится?
Тенденция сохранилась в США до сегодняшнего дня. Собственно, даже программы разработки и в перспективе развертывания нового оружия большой дальности в Европе пока ограничиваются неядерными средствами.