Спустя два года после начала второй карабахской войны Азербайджан и Армения едва не оказались на пороге нового вооруженного конфликта. Но театром военных действий на этот раз оказались не спорные территории Нагорного Карабаха. Столкновения начались вдоль границы двух стран и привели к гибели почти двухсот человек. Более того, азербайджанские военные заняли более 40 квадратных километров территории Армении, и пока неясно, как долго они намерены их удерживать. Обострение ситуации стороны связывают с пробуксовкой переговоров по делимитации и демаркации границ и неготовностью пописать мирный договор. Кому выгодна и чем чревата очередная эскалация конфликта между Азербайджаном и Арменией — в материале «Ленты.ру».
Министерства обороны Армении и Азербайджана отчитались о количестве погибших в результате пограничных столкновений в период с 12 по 15 сентября. Впервые после окончания второй карабахской войны в ноябре 2020 года цифры потерь оказались настолько велики: с азербайджанской стороны 71 убитый, с армянской — 105.
Под обстрел попали армянские города и села Варденис, Сотк, Артаниш, Ишханасар, Горис и Капан, расположенные вдоль южного участка кордона с Азербайджаном. Пострадал и курортный армянский город Джермук, который до этого был вне досягаемости азербайджанской артиллерии.
Попавшие под обстрел армянские города расположены на расстоянии более 200 километров от Нагорного Карабаха и географически с ним не связаны. Власти Азербайджана не раз заявляли, что не претендуют на армянские земли, хотя после распада Советского Союза делимитация и демаркация границ между странами так и не была проведена.
Угрозы силой решить проблему непосредственно на армяно-азербайджанской границе никогда прежде не перерастали в столь кровопролитные столкновения, а потому нынешнее обострение вызвало критику как со стороны Армении, так и со стороны посредников урегулирования — Европейского Союза (ЕС) и США.
Россия, выступающая ключевым посредником в конфликте, призвала стороны к деэскалации, и перестрелка вдоль границы в ночь с 12 на 13 сентября ненадолго прекратилась. Однако на следующий день в Министерстве обороны Армении заявили, что бои продолжились, и Азербайджан задействовал артиллерию, минометы, беспилотники и крупнокалиберное стрелковое оружие. «Вина за создавшуюся ситуацию и продолжающееся нагнетание лежит на военно-политическом руководстве Азербайджана», — заявили в ведомстве.
В схожем риторическом ключе выступило и Министерство обороны Азербайджана, возложив ответственность на армян: «Подразделения армянских военных совершили широкомасштабную диверсию на государственной границе на Дашкесанском, Кельбаджарском и Лачинском направлениях. Воспользовавшись рельефом местности, они заминировали участки между позициями подразделений азербайджанской армии и дорогой снабжения». Там пояснили, что для разминирования рубежей Вооруженные силы Азербайджана якобы приняли «срочные меры», которые и привели к кровопролитию.
Говорить о полной стабилизации ситуации вдоль границы пока не приходится. Промежуточным итогом столкновений стало то, что Азербайджан взял под контроль 10 квадратных километров армянской территории.
Новый виток конфликта и беспрецедентные с окончания второй карабахской войны жертвы среди военных обострили внутриполитический кризис в Армении. Чашу терпения противников Пашиняна переполнило его заявление в парламенте, сделанное в разгар столкновений на границе. В нем политик сообщил, что планирует подписать некий документ, который вызовет критику и непонимание в обществе. Но в результате «Армения получит мир и безопасность на площади 29,8 тысячи квадратных километров».
Оппозиция расценила эти слова как готовность Никола Пашиняна подписать мирный договор с Азербайджаном на условиях, которые продиктует Ильхам Алиев. Несколько тысяч человек вышли на улицы Еревана и перекрыли центральные дороги. Они потребовали отставки правительства, обвинили премьер-министра в бездействии и предательстве. Спикер парламента Армении Ален Симонян уверял протестующих, что премьер не имел в виду территориальные уступки. Однако толпа скандировала: «Армения без Пашиняна!»
Тем временем сам Пашинян обратился к ОДКБ с просьбой помочь Армении восстановить территориальную целостность и сослался на четвертую статью Договора о коллективной безопасности. В ней говорится, что если в отношении государства-члена организации совершена агрессия, то другие участники союза обязуются встать на его защиту. С аналогичной просьбой Пашинян обращался к ОДКБ и в разгар второй карабахской войны осенью 2020 года. Однако союзники тогда дали понять, что конфликт происходит на территории Нагорного Карабаха, который международным сообществом признается территорией Азербайджана — не члена ОДКБ. Соответственно, четвертая статья Договора к этому конфликту неприменима.
Нынешнее обострение напрямую угрожает безопасности Армении, а потому союзники не могли промолчать. Тем более что в январе 2022 года был создан прецедент, когда миротворческий контингент ОДКБ направился в Казахстан для предотвращения государственного переворота. Армения тогда председательствовала в организации и безоговорочно поддержала отправку миротворцев на помощь президенту Касым Жомарт Токаеву в наведении порядка.
Однако начальник Объединенного штаба ОДКБ Анатолий Сидоров заявил, что «проблема между Арменией и Азербайджаном, должна решаться политико-дипломатическими методами». Вместо миротворческого контингента на границу прибыла передовая группа миссии организации для оценки ситуации. В Армении раскритиковали такие полумеры.
Пока в Организации Договора о коллективной безопасности объясняли, почему дипломатия предпочтительнее миротворцев, спецпредставитель Европейского Союза по Южному Кавказу Тойво Клаар уже вел переговоры — сначала в Баку с Ильхамом Алиевым, а потом в Ереване с Николом Пашиняном. Призыв европейского политика незамедлительно прекратить боевые действия на границе поддержали в обеих странах, однако говорить о полной стабилизации пока рано.
После окончания второй карабахской войны ЕС не раз выступал посредником в переговорах Армении и Азербайджана, пытаясь помочь им подписать мирный договор и решить проблему делимитации и демаркации границ. Как раз незадолго до нынешнего обострения, Пашинян и Алиев в четвертый раз за последние десять месяцев встречались в Брюсселе, чтобы обсудить условия подписания мирного договора.
Армения рассматривает эти условия как вполне приемлемые, но есть нюансы. Например, признать территориальную целостность соседа — значит, признать азербайджанским Нагорный Карабах. Пойти на это Пашинян не может. Много вопросов вызывает и делимитация и демаркация. Алиев требует провести границы так, чтобы все карабахские земли вошли в состав Азербайджана, включая Степанакерт, который пока под контролем российских миротворцев. Армения — против. Непонятно, как разграничивать спорные участки и анклавы непосредственно на армяно-азербайджанской границе. Прорывов не произошло и на последней, августовской встрече Алиева и Пашиняна в Брюсселе.
Пробуксовка диалога вызывает жесткую реакцию в азербайджанском обществе. Ветераны двух карабахских войн, военные, активисты, депутаты парламента, журналисты обвиняют армян в преднамеренном затягивании переговоров и призывают власти действовать более решительно. Армянская сторона видит в этой напористости попытку Алиева принудить Пашиняна к мирному договору на своих условиях.
Внешние обстоятельства благоприятствуют Азербайджану: Россия занята специальной военной операцией на Украине, а потому не будет глубоко погружаться в южнокавказские споры. Кроме того, буквально накануне обострения Россия, Азербайджан и Иран подписали декларацию по развитию международного транспортного коридора «Север – Юг». В условиях западных санкций Россия заинтересована в развитии этой дороги, чтобы снизить зависимость от экспорта в ЕС. В свою очередь, Европейский Союз, снижая зависимость от России в энергетической сфере, увеличивает поставки азербайджанской нефти и портить отношения с Алиевым не будет.
В Азербайджане апеллируют к тому, что обострение на границе выгодно Армении, чтобы сорвать подписание мирного договора и заморозить какие-либо переговоры. Там напоминают, с каким недовольством армяне восприняли новость о передаче российскими миротворцами Лачинского коридора под азербайджанский контроль. Эта шестикилометровая горная дорога соединяет Армению и Нагорный Карабах. После первой карабахской войны в начале 1990-х армяне захватили контроль над дорогой и удерживали его почти 30 лет. Однако даже после поражения во второй карабахской войне Лачинский коридор, по условиям совместного заявления о прекращении огня, перешел под контроль не Вооруженных сил Азербайджана, а российских миротворцев. Армения и непризнанная Нагорно-Карабахская республика (НКР) продолжали использовать его для взаимодействия друг с другом.
Впрочем, Армения и Азербайджан договорились до осени 2023 года определиться со строительством нового маршрута в обход Лачинского коридора. Российские миротворцы должны были переехать на новую дорогу.
Армяне не сразу согласились признать дорогу, ссылаясь на то, что азербайджанская сторона не обсуждала с ними ни один участок. Не обошлось без столкновений вдоль старой трассы. Однако в конце августа российские миротворцы передали Лачинский коридор Азербайджану и переместились на новую дорогу. Армения вынужденно с этим смирилась.
Российский кавказовед Нурлан Гасымов в разговоре с «Лентой.ру» сравнивает нынешнюю эскалацию с событиями апреля 2016 года, которые впервые после окончания первого карабахского столкновения стали столь масштабными и кровопролитными. «И тогда, и сейчас бои шли не вокруг Карабаха, а вдоль армяно-азербайджанской границы. Однако непонятно, кто первым в нынешних условиях спровоцировал стычки на границе, а главное — кому это выгодно?» — задается он вопросом.
Переговоры Алиева и Пашиняна в Брюсселе эксперт считает вполне конструктивными, но не берется прогнозировать их дальнейшее развитие. «Пашинян в ходе этих переговоров не исключал, что до конца года стороны могут подписать мирный договор. Ему было важно демонстрировать обществу подвижки по Карабаху, и переговорный процесс подтверждал, что власти не бездействуют», — рассуждает Гасымов.
Пашинян настаивал, что статус Нагорного Карабаха в мирном договоре следует прописать отдельно, и это раздражало Азербайджан. Гасымов не исключает, что напряженность на границе — это способ оказать давление на политическое руководство Армении. Он обращает внимание и на то, что как только армяне замедляют переговорный процесс, на границе вспыхивают столкновения.
«Даже если Пашиняна сменит ястреб типа Роберта Кочаряна или Серджа Саргсяна, то и им нечего противопоставить Азербайджану. Россия занята Украиной и вряд ли поможет. Рано или поздно придется садиться за стол переговоров. Чтобы не затягивать этот процесс, Азербайджан может быть заинтересован в нынешней эскалации и принуждении армян подписать договор на своих условиях», — рассуждает Гасымов.
«Для подписания мирного договора надо как минимум выйти на деэскалацию. Но между армянами и азербайджанцами после окончания второй карабахской войны постоянно происходят вооруженные стычки. Азербайджан обвиняет Армению в реваншизме, но сейчас ситуация такова, что армян убивают на армянской же территории. Из этого можно сделать вывод, что в долгосрочной перспективе Азербайджан не заинтересован в мире с соседями», — резюмирует Гасымов.
Рафик Исмаилов, политолог Российско-азербайджанского экспертного совета, в беседе с «Лентой.ру» призывает глубже вникнуть в причины нынешнего обострения.
По его словам, несмотря на подписанное трехстороннее заявление в ноябре 2020 года, в котором прописана дорожная карта урегулирования конфликта, руководство Армении пролонгирует его реализацию и замедляет переговорный процесс.
Логику затягивания процесса мирного урегулирования собеседник объясняет надеждами армян на помощь Франции и США. «С их помощью Армения пытается реанимировать Минскую группу ОБСЕ, чтобы лишить Россию основного модераторства в процессе армяно-азербайджанского урегулирования», — говорит Исмаилов.
Профессор Нью-Йоркского университета в Абу-Даби Георгий Дерлугьян придерживается иного взгляда. По его мнению, Азербайджан умело воспользовался внешними обстоятельствами для провокации нестабильности на границах. «Россия погружена в украинские дела и не будет лезть еще и в кавказские разборки. Цель Азербайджана очевидна — ликвидация армянского анклава в Карабахе и выдавливание российских миротворцев со своей территории», — считает кавказовед.
В щекотливом положении, по мнению профессора, оказался и Европейский Союз, потому что ему придется выбирать между идеологической заявкой на мир и прогресс (то есть вводить антиазербайджанские санкции) и поставками нефти из Азербайджана, чтобы сократить до минимума зависимость от российских энергоресурсов. «Непростая дилемма и испытание для пацифистски настроенного Евросоюза», — отмечает Дерлугьян