Экономика
00:01, 18 октября 2022

Зов предков. Коренные жители США и Австралии объявили войну корпорациям. Как это ударит по мировой экономике?

Алексей Афонский (Редактор отдела «Экономика»)
Фото: Stephanie Keith / Reuters

В США разгорелся спор, который для многих наблюдателей со стороны может показаться неожиданным: крупные транснациональные металлургические корпорации не могут начать разработку месторождения в штате Аризона из-за протестов коренных жителей. Для них местность, под которой расположены колоссальные запасы меди, крайне важна с культурной и ритуальной точек зрения — ежегодно там проводятся традиционные обряды продолжительностью в несколько дней. Рудник, способный обеспечить четверть от потребности страны в меди и заложить основу для перехода Америки на электротранспорт, по-прежнему простаивает, и федеральные власти пока не могут решить, чью сторону принять в конфликте. Между тем подобные случаи происходят не первый год, и в последнее время они стали все чаще. За пределами США наибольшую активность проявляют коренные жители Австралии. Зов предков — в материале «Ленты.ру».

Нацелились

Освоение рудника Resolution в окрестностях городка Супериор в штате Аризона началось еще в середине 2000-х годов. Реализацией проекта должна была заниматься компания Resolution Copper — совместное предприятие британо-австралийской Rio Tinto и австралийской BHP. По их оценкам, ресурсы рудника составляют 1,6 миллиарда тонн, в которых содержатся 1,47 процента меди и 0,037 процента молибдена. Таких запасов хватит для удовлетворения примерно четверти спроса на медь в США.

Однако почти сразу у участников возникли проблемы с местными и федеральными властями. Сперва выяснилось, что часть приобретенной Resolution Copper земли в районе месторождения имеет все признаки для получения статуса экологически уязвимой. Выходом из ситуации мог стать обмен владениями, о чем компания пыталась договориться с правительством. Изначальные 4,5 тысячи акров (18 квадратных километров) предполагалось заменить на находящиеся в государственной собственности три тысячи акров (12 квадратных километров) в расположенном поблизости популярном месте отдыха Оук-Флэт. Этот участок тоже считается охраняемым районом, но пригоден для добычи полезных ископаемых.

Инициатива Rio Tinto и BHP нашла одобрение у властей, и в мае 2009 года конгрессвумен-демократ Энн Киркпатрик представила соответствующий законопроект. Но его рассмотрение, несмотря на поддержку некоторых законодателей, в том числе из Республиканской партии, затянулось. В 2013 году оппонент Киркпатрик Пол Госар внес в документ существенные коррективы. Политик требовал исключить из проекта соглашения скалы Апаче Лип в окрестностях Супериора и территорию вокруг них общей площадью 110 акров. Необходимо сохранить первозданный вид утеса, утверждал Госар, что невозможно в условиях промышленной добычи полезных ископаемых.

Вопрос будто удалось урегулировать в 2015-м, когда в дело вмешалась группа сенаторов во главе с бывшим соперником Барака Обамы на президентских выборах Джоном Маккейном. Планировалось, что обмен земель произойдет в марте 2021 года — соответствующую документацию в последние дни правления Дональда Трампа подготовила его администрация. Но уже его сменщик Джо Байден отменил постановление о проведении сделки и отправил ее на новое рассмотрение. Причина — в крайне негативном отношении коренных народов, проживающих в районе планируемого проекта. Оказалось, что участок земли в федеральной собственности, приготовленный для обмена на частную территорию Resolution Copper, издавна считается у них священным.

Дорого сердцу

Живущие в Аризоне племена индейцев апачей традиционно проводят в этих местах так называемый обряд восхода солнца, продолжающийся четыре дня. Во время него молодые женщины танцуют и поют, отмечая собственное совершеннолетие. Кроме того, окрестности Оук-Флэт усеяны петроглифами и другими историческими артефактами, и возможность их уничтожения не первый год вызывает беспокойство и массовые протесты апачей и других коренных народов США. Их представитель Рауль Грихалва в марте прошлого года, через неделю после планировавшейся даты заключения сделки об обмене землями, презентовал проект закона о сохранении Оук-Флэт, который должен сделать подобную передачу территорий невозможной в будущем.

275
млн электромобилей
можно было бы произвести из запасов меди на Resolution

Документ пока проходит стадию общественного обсуждения, и его принятие на уровне штата или всей страны может занять несколько лет. Однако и без этого перспективы Resolution Copper на освоение богатого ресурсами участка выглядят туманно. В 2012 году компания вложила в реализацию намечавшегося проекта миллиард долларов. Дальнейшие инвестиции должны были дополнительно составить шесть миллиардов за несколько лет. Но требуемое по закону разрешение от Лесной службы США (заключительный отчет о воздействии на окружающую среду, FEIS), получение которого едва ли возможно без обмена землями, по-прежнему отсутствует.

В ожидании развязки Resolution Copper и ведущие американские деловые издания подсчитывают убытки от простоя и возможной заморозки проекта. Запасов меди в руднике хватит на производство 275 миллионов электромобилей — столько американские компании во главе с Tesla могут выпустить за ближайшие десятилетия. Медь часто остается в тени лития, который используется в аккумуляторах и считается ключевым сырьем в индустрии электрокаров, но, тем не менее, представляет большую ценность. Для производства классической машины с бензиновым двигателем требуется в среднем около 30 килограммов меди. В случае с электромобилем расходуется вдвое больший объем.

Американский инвестбанк Goldman Sachs прогнозирует, что уже к 2025 году мировые цены на медь удвоятся по сравнению с текущим уровнем из-за резкого роста спроса при сохранении нынешнего предложения. По итогам прошлого года на электрокары пришлось около девяти процентов продаж всех легковых машин. Но уже к 2030 году ожидается серьезный рост их доли — по некоторым оценкам, до 40 процентов глобального рынка. В целом аналитики отмечают, что медь, наравне с другими металлами, играет важную роль в энергетическом переходе, главной целью которого является радикальное сокращение объемов вредных выбросов — вплоть до достижения углеродной нейтральности, когда все вырабатываемые промышленностью парниковые газы будут поглощаться и нейтрализовываться.

Для Вашингтона поддержка производителей электрокаров — важная часть перехода к зеленой экономике, и власти готовы выделять на нее масштабные субсидии. Однако США сталкиваются с дилеммой, помня о необходимости бороться за голоса избирателей, к которым относятся экологические активисты (заботящиеся не только о снижении вредных выбросов, но и о сохранении природных объектов) и представители коренных народов.

Опять по новой

Rio Tinto, совладелец Resolution Copper, уже не в первый раз попадает в подобный скандал. Два года назад компания взорвала систему пещер австралийских аборигенов ради разведки месторождения железной руды. Разрушенные древние коммуникации были примечательны тем, что сохранили свидетельства непрерывного проживания людей со времен ледникового периода. Залежи железной руды в пещерах оценивались в восемь миллионов тонн, что по тогдашней рыночной цене соответствовало 96 миллионам долларов.

Поступок вызвал жесткую критику, несколько топ-менеджеров, включая гендиректора Жан-Себастьяна Жака, ушли в отставку, а оставшемуся руководству пришлось извиниться и пообещать больше не прибегать к подобным методам. Причем против корпорации выступили не только общественные движения, но и собственные акционеры, настоявшие на кадровых изменениях. Также было проведено парламентское расследование случившегося, по итогам которого Rio Tinto обязали восстановить разрушенные пещеры.

96
млн долларов
— примерная оценка залежей железной руды в австралийском проекте Rio Tinto

Еще одной страной, где Rio Tinto столкнулась с противодействием местного населения и властей, стала Сербия. В январе нынешнего года премьер-министр Ана Брнабич объявила о закрытии проекта по добыче лития на западе республики и аннулировании соответствующей лицензии. Поводом стали протесты экологических активистов, утверждавших, что горнодобывающий проект нанесет непоправимый вред сербской природе, несмотря на заверения компании в обратном. «Все закончено. Мы не боимся реакции Rio Tinto, так как действуем в интересах народа. Они могут делать все, что считают нужным», — отметила Брнабич в своем выступлении.

Потревожили

В Австралии произошла еще одна история, которая получила огласку в середине 2010-х годов и была связана с китайской компанией Shenhua Group и ее угольной шахтой в штате Новый Южный Уэльс. Проект получил название Watermark в честь близлежащей горы и уже вызвал ожесточенные споры из-за расположения в районе Ливерпульских равнин, где сосредоточены основные сельскохозяйственные предприятия страны. Экоактивисты настаивали, что существует также опасность заражения пресной воды, питающей через подземные источники окрестные пастбища, реки и населенные пункты. Shenhua Group получила лицензию на разработку тогда же, когда Resolution Copper сделала первые инвестиции в свое месторождение, — в 2008 году.

Изначальные планы китайской компании предполагали стартовые инвестиции в миллиард долларов и добычу 10 миллионов тонн угля ежегодно. Приблизительный срок службы шахты оценивался в 30 лет. Проект уже получил предварительное одобрение министра окружающей среды Грега Ханта, но затем против его реализации выступили другие политики, среди которых — министр сельского хозяйства Барнаби Джойс. Тогдашнему премьер-министру Тони Эбботту пришлось оправдываться и делать заявления о том, что шахта расположена не в сельскохозяйственном районе с плодородной почвой, а в непригодной для освоения гористой местности.

Однако помимо экологической вокруг Shenhua Watermark фигурировала и историческая составляющая. Арендованная китайской компанией земля считается священной для местной народности гамилараай, общая численность представителей которой оценивается примерно в 13 тысяч человек. Во время активного заселения Австралии европейцами в конце XVIII века кланы и племена гамилараай сражались с ними именно в этом районе.

С тех пор представители коренного этноса считают его «печальным местом», которое не должно принадлежать чужакам и тем более осваиваться ими ради извлечения прибыли

В апреле 2021 года Shenhua Group и австралийское правительство договорились о сворачивании инициативы. Китайская компания получила 100 миллионов долларов в качестве компенсации уже понесенных расходов и отозвала заявку на аренду земельного участка и добычу полезных ископаемых.

Меж двух огней

Один из свежих случаев в США датирован весной прошлого года, когда индейская колония Рино-Спаркс, расположенная в штате Невада, и общественная организация «Люди Красной горы» вместе с природоохранными группами подали иск к компании Lithium Nevada Corp. Она занимается подготовкой к разработке литиевого рудника в районе перевала Такер, проект которого уже получил одобрение администрации Байдена. Истцы утверждают, что не были оповещены о планах корпорации, и считают, что добыча ценного металла в этих местах нарушит федеральный закон о сохранении национального исторического наследия.

Общины местных индейцев считают, что возможная разработка, а заодно и выдача предварительного разрешения на нее, нарушают сразу пять федеральных законов. Помимо того что перевал Такера является местом проведения церемоний и выращивания традиционной пищи, он почитается как памятное место: в 1865 году здесь произошла устроенная правительственными войсками резня. Тогда погибли десятки мужчин, женщин и детей индейских племен. Их потомки сравнивают добычу лития в районе перевала с разработкой месторождения в Перл-Харборе. К судебному процессу на данный момент присоединилась головная компания ответчика — Lithium Americas Corp. Следующее заседание по делу назначено на январь 2023 года.

Между тем власти США, по мнению аналитиков и наблюдателей, до сих пор не могут определиться с собственной позицией по вопросу и зачастую действуют непоследовательно. Одни проекты по добыче полезных ископаемых получают одобрение в Белом доме и от властей штата, в то время как другие сталкиваются с отказом и не могут рассчитывать даже на предварительные разрешения, которые позволили бы им привлекать и осуществлять инвестиции. Споры вокруг Resolution Copper лишь подтверждают такое положение вещей. Запуск полноценного освоения рудника позволил бы заменить истощающееся месторождение Моренси в Аризоне, работающее с 1939 года, и в перспективе увеличить общий объем промышленного производства в США на 40 процентов — хотя специалисты указывают, что для выхода на полную мощность понадобится около 10 лет.

Но в данный момент у инициативы достаточно как сторонников, так и противников среди представителей Конгресса. К последним относят влиятельного сенатора от Вермонта Берни Сандерса, несколько раз претендовавшего на место кандидата в президенты от демократов. По словам источников Bloomberg, администрация Байдена намерена отложить принятие окончательного решения до ноябрьских выборов в Конгресс, чтобы не разочаровать ни одну из заинтересованных групп избирателей. Пока же возникшим проволочкам радуются коренные жители Аризоны и других мест, где добывающие компании собираются разрабатывать новые месторождения. «Эта земля — святое и священное место, и это наша идентичность», — отмечает нынешний лидер индейцев апачей Вендслер Нози.

< Назад в рубрику