Большая часть домов в разных странах мира строится из дерева или с его использованием: в Швеции доля составляет 78 процентов, в Канаде — 83 процента, в Финляндии и США — свыше 90 процентов. Правда, это в основном частные дома малой этажности — в два-три этажа. Многоквартирные возводятся преимущественно из железобетона. Однако в будущем ситуация может измениться. В последнее время все большую популярность набирает высотное строительство с применением деревянных конструкций — от пяти этажей и выше. Деревянные небоскребы уже есть в Германии, Австрии, Норвегии, Австралии. В этом году многоэтажки из дерева появились и в России, и власти планируют это направление развивать. Новое деревянное зодчество — в материале «Ленты.ру».
В октябре жители города Сокол Вологодской области отмечают необычное новоселье. В конце лета в их городе были построены и сданы в эксплуатацию два многоэтажных жилых дома, почти полностью выполненных из дерева. Дома возведены строительной компанией Segezha Group. Высота четырехэтажных зданий — 15 метров. В каждом 32 квартиры: «однушки» площадью от 48 квадратных метров и «двушки» — от 65 квадратных метров. Панорамные окна, застекленные балконы, просторные подъезды и лестничные пролеты, отделанные негорючими материалами.
«Наша задача — вместе с производителями провести на этом проекте все необходимые испытания: по теплоизоляции, пожарной безопасности и так далее, а также отработать методику их применения, — рассказывает начальник департамента строительства Вологодской области Дмитрий Буслаев. — Мы видим большую перспективу данной технологии, в том числе и для социальных объектов, а также удаленных районов, где нет строительства из кирпича и бетона».
Предполагается, что квартиры в деревянных многоэтажках получат сотрудники двух вологодских предприятий — «Сокольский ДОК» и «Сокольский ЦБК», которые сейчас стоят в очереди на жилье. Будущие собственники уже выбрали название своему жилому комплексу: «Соколики».
Здания из дерева в пять этажей и выше — актуальный мировой архитектурный тренд. Так, только в Канаде деревянных высоток уже более пятисот. В Австрии доля индустриального деревянного домостроения составляет 25 процентов. Считается, что подобные небоскребы намного экологичнее и экономичнее своих бетонных и каменных собратьев.
В России, где в течение многих веков дерево было основным строительным материалом, деревянные храмы достигали значительной высоты. Большинство из них не дожили до наших дней — дерево недолговечно, но даже сегодня можно восхищаться великолепием шатровой церкви Вознесения в Пияле (высота 45 метров), построенной между 1651 и 1654 годами, или храмом Преображения Господня на острове Кижи (37 метров), возведенном в 1714 году.
А в 1992 году на острове Соломбала в дельте Северной Двины в Архангельске бизнесмен Николай Сутягин возвел многоэтажную дачу из бруса.
Местные власти признали строительство самовольным, и по решению суда в 2008 году дом был разобран до четвертого этажа. А еще через три года сгорел, воспламенившись от соседской бани.
Долгое время высотные строения из дерева во многих странах мира были запрещены — в том числе именно из соображений пожарной безопасности. Так, в Канаде до 2015 года типовая высота деревянных строений, утвержденная Национальным строительным кодексам страны (NBCC), составляла не более четырех этажей. Норма была продиктована и тем, что дерево считалось менее прочным материалом по сравнению с кирпичом и бетоном, подверженным усадке, деформации и гниению. Считалось также, что срок службы деревянного строения не превышает 50 лет.
Бум на строительство высоток из дерева начался в 2000-х, когда было налажено массовое производство Cross Laminated Timbres (CLT) — именно их использовали и в российском проекте под Вологдой. CLT представляют собой панели, изготовленные из нескольких слоев хорошо высушенной и склеенной под большим давлением древесины (как правило, хвойных пород). По сравнению с традиционными пиломатериалами CLT-панели обладают большей плотностью, прочностью и огнестойкостью, поэтому их и стали применять при возведении многоэтажных зданий. Они же дали деревянным высоткам сленговое название — во всем мире такие многоэтажки называют plyscraper, что дословно можно перевести как «фанерный небоскреб» (от английского plywood — фанера, иногда сокращаемого до ply) или же «слоеный небоскреб» (отдельно слово ply означает слой).
Первый plyscraper был построен в 2009 году в Лондоне. Он получил название Stadthaus и был создан австрийской деревообрабатывающей компанией KLH совместно с британским архитектурным бюро Waugh Thistleton. Девятиэтажное здание высотой 30 метров почти полностью сконструировано из CLT-панелей, включая несущие стены, перекрытия, лестницы и шахты лифтов.
Stadthaus — жилой дом. В нем девятнадцать частных апартаментов и десять квартир, выделенных под социальное жилье. Весь первый этаж занимают офисы. Высотка была возведена за двадцать восемь дней пятью рабочими, которые при монтаже здания использовали только подъемный кран и шуруповерты.
Сегодня многоэтажки из дерева уже есть во многих крупных городах мира на разных континентах. В 2012 году та же компания, что отвечала за лондонский Stadthaus, возвела в австралийском Мельбурне дом, получивший название Fort Living.
Fort Living состоит из десяти этажей, его высота 32,2 метра. Фасад отделан армированным алюминием, а стены квартир и общественных пространств обшиты гипсокартоном и оштукатурены. Дерево, составляющее основу здания, видно только частично — на балках потолков, полах, обшивке балконов. По признанию архитекторов, это сделано для того, чтобы не акцентировать внимание потенциальных покупателей на непривычной пока технологии строительства многоэтажек из древесины.
В 2017 году в канадском Ванкувере, в студенческом городке Университета Британской Колумбии, появилось общежитие Broсk Commons. Здание высотой 53 метра было возведено по гибридной технологии: фундамент, цоколь, шахты лифтов и лестничные пролеты — из бетона, вертикальные стойки каркаса — из клееного бруса, стеновые панели с предустановленными окнами — из CLT, кровля усилена стальной рамой.
В общежитии 272 жилых комнаты-студии, а первый и последний этажи отданы под общественные пространства — аудитории для учебных занятий и залы для совместного досуга студентов. В здании могут одновременно проживать 404 человека.
В 2019 году высокое деревянное здание появилось в Брумунддале (Норвегия). Небоскреб построен на озере Мьеса, его название — Mjøstårnet — так и переводится с норвежского: башня Мьесы. Высота здания — 85 метров, или 13 этажей, для его строительства было использовано 3 500 кубических метров CLT панелей или примерно 14 тысяч деревьев. Скругленная форма позволяет зданию противостоять ветрам, а два последних этажа выполнены с использованием бетонных перекрытий.
Большая часть башни отдана под квартиры, офисы и отель. На первом этаже — ресторан с деревянной мебелью и панорамными окнами, под самой крышей — 25-метровый бассейн. Некоторые апартаменты в Mjøstårnet сдаются прямо сейчас: аренда пентхауса в знаменитой высотке обойдется в 150 долларов за ночь.
В Токио строится небоскреб Sumitomo Forestry высотой в 70 метров, а в Берлине — башня WoHo, высота которой составит 98 метров. Разрешение на ее строительство уже получено.
В России до недавнего времени все многоэтажные здания возводились из железобетона, а деревянное домостроение было ограничено тремя этажами или двадцатью метрами в высоту. Однако в начале июля 2022 года Минстрой и МЧС России утвердили дорожную карту по развитию деревянного домостроения на период до 2024 года. Ведомства намерены подготовить проекты общественных зданий и жилых домов высотой до 12 этажей. Конструкции планируют построить из CLT-плит, многослойного клееного бруса и шпона. Кроме того, будет разработан комплекс мер по обеспечению пожарной, механической и сейсмической безопасности.
На сегодняшний день в стране, помимо вологодских «Соколиков» , есть еще один деревянный многоэтажный жилой дом — в ЖК «Горки Академпарка» в Новосибирске. Новосибирская многоэтажка сооружена по иной, чем вологодская, технологии — c использованием LVL-бруса (Laminated Veneer Lumber), многослойной конструкции из шпона хвойных пород деревьев, проклеенной под высоким давлением. В доме шестнадцать квартир, в каждой из которых предусмотрена повышенная гидроизоляция: строители утверждают, что ни крыша, ни потолки не протекут, даже если случится настоящий потоп. Кроме того, у дерева значительно ниже уровень естественной радиации, чем в зданиях из кирпича и бетона, а ионизация воздуха, напротив, в разы выше. Местные власти планируют использовать LVL-технологию для строительства социального жилья и служебных квартир.
Перспективно ли строить многоэтажки деревянные вместо бетонных? По мнению специалистов, у plyscraper'ов есть как достоинства, так и недостатки. Их защитники отмечают, что подобные здания экологичны и быстро возводятся. При строительстве многоэтажки Forte Living в Австралии удалось снизить выбросы углекислого газа в объеме, эквивалентном выбросам от годового использования 345 автомобилей, и сэкономить 7,7 миллиона литров воды. Кроме того, эксперты подсчитали, что владельцы квартир в этом доме экономят на платежах за отопление до 300 долларов в год — благодаря тому, что дерево эффективно сохраняет тепло.
Строятся же деревянные высотки по сравнению с бетонными просто стремительно. Коробку общежития Brock Commons площадью чуть более 15 тысяч квадратных метров возвели за 57 дней силами девяти рабочих. Здание росло со скоростью два этажа в неделю. Если бы аналогичное здание возводили из железобетона, его бы строили на четыре месяца дольше.
У противников же вызывают сомнения пожарная безопасность высоток из дерева и их цена. Однако испытания, проводившиеся в западных странах, показали, что древесина — не самый горючий материал.
Что же касается стоимости проектов, мнения экспертов расходятся. Шведы, например, считают, что если деревянное домостроение масштабировать на всю страну, себестоимость зданий будет на 5-20 процентов ниже, чем у бетонных конструкций. В России строить многоэтажки из дерева пока все-таки дорого. «Куб бетона с учетом арматуры сегодня обойдется примерно в 15 тысяч рублей, а куб клееного бруса стоит более 40 тысяч», — подсчитывает Андрей Баннов, руководитель проекта Dom Technonicol.
Впрочем, дома сегодня строят не только из дерева или бетона. Многие владельцы домов используют для их строительства и совершенно неожиданные материалы.
Так, в 2019 году ирландец Фрэнк Бакли построил в Дублине дом из денежных купюр. В разное время Фрэнк работал туроператором, руководил благотворительным фондом, писал картины, но ни одно из этих занятий не принесло ему дохода. Он оказался безработным и вынужден был существовать на пособие в размере 188 долларов в месяц. Жить ему было негде. Тогда он самовольно занял пустующий офис в центре Дублина, а чтобы сделать его уютнее, решил отделать интерьер тем, чего ему больше всего недоставало: банкнотами. Он обратился в Ирландский банк и получил вышедшие из употребления купюры, общая стоимость которых до списания составила бы 1,4 миллиарда евро.
Художник измельчил денежную массу в шредере и сформировал из нее «кирпичи», которыми выложил пол, стены и балки потолка в своем жилище. И даже сделал из них камин. Единственное, чего нет в доме Бакли, — канализации. Вода и бумажные деньги оказались несовместимы. Поэтому принимает душ Фрэнк в спортзале, расположенном по соседству.
В том же году житель хутора Колпачки Волгоградской области Сергей Переделин завершил строительство дома, материалом для которого послужили пустые бутылки из-под шампанского. Дом вышел высотой 10 метров. По словам Сергея, бутылки он собирал повсюду — у друзей и знакомых, в пунктах приема стеклотары, просто выброшенные на улицу. Для того чтобы возвести из них стены, он укладывал тару «валетом» и скреплял цементом с керамзитной крошкой. На строительство дома ушло 12 лет и 50 тысяч бутылок. Зато он обошелся Сергею всего в 200 тысяч рублей. Вдохновленный этим опытом, Сергей сейчас строит на своем участке из бутылок часовню — видимо, чтобы мир стал чище не только физически, но и духовно.
В 1995 году Хуан Кесад Валд, житель солончака Салар де Уюни в Боливии, построил первое в мире здание из поваренной соли. Это небольшой отель на 12 номеров, сложенный из соляных глыб. Он проработал семь лет, но был закрыт по решению властей, так как в нем не соблюдались в должной мере сантехнические нормы: на всю гостиницу была только одна ванная комната. В 2007 году на месте отеля было возведено новое здание Palacio de Sal. На его сооружение ушло 10 тысяч тонн соли, или миллион соляных блоков. В гостинице из соли выполнены не только стены, но и мебель, скульптуры и даже сауна, а по соседству есть еще и соляное поле для гольфа. Номер в отеле стоит 130 долларов в сутки. Для проживающих есть только одно ограничение: нельзя лизать стены, от этого здание может разрушиться.
А еще в 1922 году в городке Рокпорт (штат Массачусетс, США) был построен «газетный» дом — небольшой коттедж, возведенный инженером Эллисом Стенманом из старой периодики. Идея Стенмана состояла в том, чтобы не выкидывать прочитанную прессу в мусор, а пустить ее в дело. Он сворачивал газеты в трубочку и пропитывал их клейстером, сваренным из муки и яблочной кожуры, после чего укладывал их в каркас из дерева и покрывал лаком для крепости. Дом из бумаги получился добротным и теплым. Всю мебель Эллис тоже создал из газет: столы, стулья, кровати, комоды, торшеры. Даже пианино — на его гладких поверхностях до сих пор можно прочитать новости столетней давности. Сегодня бумажный коттедж превращен в музей, им владеет правнучка архитектора.