Экономика
10:00, 25 октября 2022

Движение по кругу. Большая кольцевая линия изменит транспортный ландшафт столицы

Андрей Красавин
Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Уже в 2023 году в Москве будет полностью введена в эксплуатацию Большая кольцевая линия (БКЛ) метро — крупнейшая транспортная артерия, протяженностью более 70 километров. О том, как это изменит потоки движения пассажиров московской подземки и скажется на ландшафте транспортной системы районов города, в материале «Ленты.ру».

Большая кольцевая линия (БКЛ) внесет значительные коррективы в привычный рисунок схемы московского метрополитена. Она включает 31 станцию и обеспечит пассажирам 44 пересадки внутри метро, на МЦК, МЦД и пригородные направления. Как только все участки БКЛ будут введены в эксплуатацию, Кольцевая линия, которая пока остается единственной замкнутой линией метрополитенов бывшего СССР, этот статус утратит. Карту столичной подземки будут украшать два кольца метро и опоясывающее город МЦК. Они свяжут в единое полотно достижения метростроя прошлого и настоящего.

Задача построить в Москве новую транспортную систему, которая бы обеспечивала транспортную доступность и работала как единая сеть, опирается на потребности мегаполиса. Транспортный комплекс Москвы собирает воедино маршруты наземного, подземного и даже водного транспорта, что позволит сделать городскую среду более комфортной и значительно сократит время передвижения граждан, которые уже сегодня все чаще делают выбор не в пользу собственного автомобиля. К 2025 году протяженность сети московского метро вырастет вдвое с учетом действующего Московского центрального кольца. Протяженность линий столичной подземки за десять лет уже увеличилась более чем в полтора раза. За 2022-2024 годы запланировано построить 64 километра линий и 26 станций.

Только по итогам 2021 года в Москве появилось 12 новых станций метро, 8 городских вокзалов и свыше 90 километров новых дорог.

«Прошлый год стал одним из самых успешных в истории развития транспортной инфраструктуры Москвы. Таких темпов строительства транспортной инфраструктуры, как сейчас, не было в Москве никогда», — отметил мэр города Сергей Собянин.

Флагманским проектом программы развития метро, по словам руководителя департамента строительства Москвы Рафика Загрутдинова, является возведение самого протяженного в мире метрокольца — Большой кольцевой линии длиной более 70 километров.

«На Большой кольцевой линии метро будут ездить как минимум в два раза больше пассажиров, чем сегодня на Московском центральном кольце. Также благодаря БКЛ появятся поперечные связи между многими районами города. Кроме того, по некоторым направлениям время движения в пути уменьшится в два-три раза», — отметил Загрутдинов.

Большая кольцевая линия позволит перераспределить потоки пассажиров московской подземки. До момента ее полного запуска основную нагрузку в часы пик принимает на себя Кольцевая линия, поскольку пассажиры вынуждены ехать в центр, чтобы пересесть на нужную ветку, даже если конечная станция их маршрута расположена на соседней радиальной линии.

Первые ласточки БКЛ

Проект Большой кольцевой линии долгосрочный и достаточно амбициозный, поскольку после запуска всех станций БКЛ станет самой протяженной замкнутой линией метро в мире и превысит 70 километров. Пока кольцевая линия самого большого диаметра — 57 километров — в Пекинском метро.

Работы по строительству БКЛ ведутся поэтапно. Сегодня линия состоит из трех условных участков: станций первой очереди, которые были введены в эксплуатацию; станций, которые находятся на этапе строительства или реконструкции; и станций, временно работающих в составе других линий подземки.

Первый участок БКЛ на северо-западе Москвы был открыт в феврале 2018 года: станции «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк» связали с радиальными линиями метро и МЦК. Ежедневно их используют до 300 тысяч пассажиров. В декабре 2018 года на границе Савеловского и Бутырского районов была открыта станция «Савеловская», в 2020 году ввели в эксплуатацию станции «Лефортово», «Авиамоторная» и «Электрозаводская» северо-восточного участка БКЛ. В начале 2021 года заработали станции «Народное Ополчение» и «Мневники». А в декабре был открыт новый участок Большой кольцевой сразу из девяти станций от «Терехово» до «Каховская», что позволило пассажирам построить новые маршруты и значительно сократить время в пути. С учетом этого участка БКЛ работала вполовину своих возможностей, разгружая центр и западные, южные и восточные районы города.

«БКЛ существенно повлияет на жизнь горожан, в системе метрополитена изменятся пассажиропотоки, снизится нагрузка на других линиях метро по всей Москве. Напомню, в 2016 году МЦК было открыто для пассажиров. А сегодня мы работаем над Московскими центральными диаметрами, которые соединили центр Москвы и Подмосковье. БКЛ, МЦК и МЦД кардинально изменят транспортный каркас города, городской железнодорожный транспорт станет доступным и комфортным для миллионов жителей Москвы и области», — отмечал Загрутдинов.

При этом визуальное решение новых станций БКЛ вдохновлено шедеврами архитектуры московского метро, но опирается на современные технологические возможности. Это не череда безликих однотипных станций, мелькающих похожими сюжетами из окна поезда. Каждая из станций БКЛ, уже введенных в эксплуатацию, имеет собственное лицо и нестандартные запоминающиеся интерьерные решения.

Например, станция «ЦСКА», которая названа по близлежащим спортивным объектам Центрального спортивного клуба Армии, отражает это и в оформлении. В центре зала установлены четыре пятиметровые постамента со скульптурами спортсменов-армейцев — баскетболиста, хоккеиста, лыжника и футболиста. Станции «Лефортово» и «Авиамоторная» максимально графичны за счет поиска точки пересечения линий, прямых углов, их отражения друг в друге и стремления к гармонии серо-черно-белых оттенков. Станция Воронцовская удивляет необычными оптическими эффектами, в которых считываются отсылки к космической теме. А станция «Давыдково» спроектирована с мыслями о героическом труде сотрудников МЧС, крупная база которых располагается недалеко от станции.

Быстрее и комфортнее

Большую кольцевую линию неслучайно называют вторым транспортным сердцем столицы. Она сможет придать ускорение и без того высокому темпу, в котором привыкли жить москвичи. Как только БКЛ замкнется, пассажиры метрополитена получат десятки новых маршрутов, а московская подземка одиннадцатую, согласно официальной нумерации, линию.

В настоящий момент ведутся строительно-монтажные работы на двух участках Большой кольцевой линии: восточном и северо-восточном. Речь идет о станциях «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар». По словам Загрутдинова, в 2022-2023 годах планируется полностью подготовить к открытию эти объекты и реконструировать еще две станции — «Каширская» и «Варшавская», которые тоже войдут в состав Большого кольца.

Ранее опыт запуска МЦК, одного из главных российских транспортных проектов последних лет, показал, что появление транспортной инфраструктуры дает толчок развитию прилегающих к ней территорий. Улучшения связи между районами и оживление локальной городской среды вокруг новых станций метро ожидают и после введения в эксплуатацию полного круга БКЛ.

«Строительство метро — это гигантские площадки, огромная протяженность тоннелей, инженерных коммуникаций, большое количество станций, которые возводить чрезвычайно сложно. И все знают про эту работу. Не менее сложная и масштабная работа идет по обеспечению подвижного состава, его ремонту, эксплуатации. Для этого требуется строительство и реконструкция электродепо, которых сегодня в метро уже 20. Половина из них — это заново построенные заводы. Либо реконструированные. В частности, для Большой кольцевой линии метро, которая строится по поручению Президента Российской Федерации в ускоренном темпе, сразу же будет задействовано три электродепо», — заявил Сергей Собянин.

Например, открытие станции «Сокольники» сделает одноименный парк доступнее, а дорогу к нему менее изматывающей. По оценкам специалистов, почти 900 тысяч жителей 13 районов города будут иметь возможность доехать по БКЛ до парка быстрее на 15-30 минут. Для этого им не придется осуществлять пересадку в центре. Четверть часа, сэкономленные в пути, куда приятнее провести, прогуливаясь по аллеям парка или на спортивных площадках, которые оборудуют в непосредственной близости к метро.

Важно, что БКЛ в силу своей протяженности и охвата ключевых транспортных узлов города позволит обеспечить пересадку на метрополитен с Курского, Рижского, Горьковского, Киевского, Белорусского, Савеловского направлений МЖД, Октябрьской железной дороги.

Станция «Нижегородская», возведенная с нуля, вошла в состав одного из крупнейших транспортно-пересадочных узлов Москвы. В этом месте сойдутся две линии метро Некрасовская и Большая кольцевая, Московское центральное кольцо (МЦК), Московская железная дорога, включая будущий четвертый маршрут МЦД, наземный общественный и личный транспорт. Ожидается, что пассажиропоток транспортного хаба будет около 400 тыс. человек ежедневно.

По этому же принципу будет сформирована транспортная инфраструктура вокруг станции «Рижская», которая объединит две линии метро (БКЛ и Калужско-Рижскую). Здесь же будут работать три центральных диаметра и вокзальный комплекс высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург.

Подобное переплетение транспортных возможностей города повышает мобильность пассажиров независимо от вектора движения — от центра к удаленным районам города или наоборот. Транспортные артерии формируют единое транспортное полотно, что позволит создавать условия для равномерного развития территорий и в конечном итоге последовательно реализовывать стратегию по ликвидации их слабых сторон.

< Назад в рубрику