Наука и техника
00:03, 2 ноября 2022

От «Вездехода» к «Армате». Как за сто лет российские танки стали лучшими в мире?

Ни одна страна мира не может похвастать такими танковыми войсками, как Россия, — как по их количеству на вооружении, так и по уровню технологического развития. Нет западного танка, который по своим характеристикам мог бы сравниться с российским Т-90М «Прорыв», и уж тем более зарубежные армии могут только мечтать о знаменитом Т-14 «Армата» с необитаемой башней. Он опережает западные разработки не менее чем на пять-десять лет. Удивляться этому не стоит: советская школа танкостроения, наследие и детища которой действуют до сих пор, была сильнейшей в мире. О том, как российские танки стали лучшими в мире, «Лента.ру» рассказывает в рамках проекта «Оружие России».

Ранним утром в сентябре 1916 года у реки Соммы на горизонте перед немецкими окопами возникли гигантские машины на гусеницах. Это, впрочем, не особенно напугало немцев, сразу открывших огонь из винтовок и пулеметов по движущейся на них колонне. Немцы надеялись, что если британские танки не остановит оружие, то они элементарно увязнут в грязи и запутаются в колючей проволоке. Однако расчет не сработал: приблизившись к окопам, боевые машины открыли огонь по немецким позициям, охваченным паникой.

В этот день в тактике ведении боя началась новая эпоха — танковая

«Танки, бывшие когда-то предметом насмешек, стали теперь грозным оружием, — писал Эрих Мария Ремарк в книге «На Западном фронте без перемен». — Они — подлинные орудия уничтожения, эти бесчувственные чудовища, которые ныряют в воронки и снова вылезают из них, не зная преград, армада ревущих, изрыгающих дым броненосцев, неуязвимые, подминающие под себя мертвых и раненых стальные звери».

Впрочем, о скором приближении танковой эры заговорили годом ранее. Тогда Первая мировая война уже перешла в позиционную стадию: стороны окопались вдоль линии соприкосновения и закрылись километрами колючей проволоки. Так перед участниками конфликта встала задача создать самоходную машину, которая была бы способна под пулями врага эффективно прорвать его укрепления. Над такими «сухопутными линкорами» одновременно начали работать в России, Франции и Великобритании.

Первые танки были далеки от совершенства. Изначально у Соммы планировали задействовать 49 машин Mark I, но до поля боя добрались всего 32 — 17 застряли по дороге или встали из-за поломок. После боя своим ходом вернуться смогли 18 — остальные либо застряли, либо сломались. С другой стороны, эффект от их применения был колоссальный: британцам удалось пробиться вглубь обороны противника на пять километров.

Первые русские танки

Тем временем в России вовсю велись собственные разработки. В 1914-1915 годах появился первый российский танк «Вездеход» конструктора Александра Пороховщикова, а затем «Царь-танк» инженера Николая Лебеденко. Впрочем, эти машины не были достаточно надежно бронированными, а возможному усовершенствованию их конструкции помешали Первая мировая война и две российских революции 1917 года.

Тем не менее уже через два года в РСФСР вернулись к задаче обзавестись собственными танками: на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде был организован выпуск «Рено-русского», почти полной копии французского Renault FT-17. Первый советский танк, получивший название «Борец за свободу товарищ Ленин», был создан в 1920 году.

Было выпущено 15 таких танков, но дальнейшее производство остановили из-за высокой стоимости. К тому же молодая советская промышленность оказалась попросту не готова к массовому изготовлению столь сложных машин.

К 1924 году в СССР появилось специальное Танковое бюро, задачей которого было сначала собрать и систематизировать весь опыт в танкостроении, а затем — разработать свою собственную бронированную машину. Работать решили по трем направлениям сразу, создавая тяжелый танк прорыва, маневренный для подвижных соединений и малый для поддержки пехоты.

1927
год
на вооружение принят первый советский малый танк

Проект тяжелого танка почти сразу заморозили, а первый малый танк был выполнен в металле уже в 1927 году на основе все того же «Рено-русского». К середине года после ряда испытаний и модернизаций «Малый танк сопровождения образца 1927 года» (МС-1) был принят на вооружение. Сразу после этого, в декабре 1927 года, было сформулировано техзадание на маневренный танк.

Благодаря опыту, полученному при создании МС-1, работы над второй машиной шли быстрее. Опытный образец Т-12 начали строить в октябре 1928 года. Его отличительной особенностью стали две вращающиеся башни: большая получала 45-миллиметровое орудие или 57-миллиметровую гаубицу, меньшая — спаренную пулеметную установку калибра 7,62 миллиметра.

Предлагаемая конструкция имела ряд недостатков. Прицел малой башни сбивался при вращении большой, а из-за необычной компоновки его высота составляла три метра, поэтому танк почти сразу пришлось серьезно модернизировать. Получившая обозначение Т-24 машина была принята на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армией (РККА) в августе 1930 года, причем в войска поступило всего лишь 25 единиц Т-24, и использовались они в итоге лишь для обучения военнослужащих. Танк оказался слишком дорогим и технически сложным для по-настоящему массового производства.

В 1930-х годах, когда постепенно начали размораживаться отношения между СССР и странами Европы, внимание советских специалистов привлек британский танк Vickers Medium Mark III. Условия фирмы Vickers, на которых там согласились их продавать, оказались для Москвы невыгодными, поэтому в Советском Союзе решили создать собственный аналог, впоследствии получивший обозначение Т-28.

Параллельно на основе конструктивных решений, предложенных американским инженером Джоном Кристи, создавалась серия быстроходных танков (БТ). Их отличал совмещенный колесно-гусеничный движитель: для перемещения во время марша БТ использовали колеса, а в бою — гусеницы. В РККА считали, что Т-28 предназначаются для прорыва линии обороны противника, а БТ — для осуществления атаки вглубь через образовавшуюся брешь.

Лучший танк Второй мировой

До начала Великой Отечественной войны у СССР было всего лишь несколько видов действующих танков. Первый советский серийный средний боевой танк Т-28 на момент его создания считался одним из лучших в мире. Однако с началом Второй мировой войны СССР потребовались более эффективные машины.

В начале войны Гитлера с СССР по ряду тактико-технических характеристик Т-28 не уступал, а даже превосходил большинство нацистских боевых машин, но по итогам Советско-финской войны 1940 года стало ясно, что его броня недостаточно хороша. Из-за отсутствия более тяжелых танков Т-28 использовался для поддержки пехоты при прорывах укреплений полосы финской обороны. В результате противник без особых проблем уничтожал советские средние танки 37-миллиметровыми противотанковыми пушками.

В первой половине 1930-х годов в СССР начали разрабатывать сразу несколько новых танков, не запущенных в серийное производство, но предвосхитивших появление Т-34. В основу легендарной «тридцатьчетверки» лег экспериментальный А-32, отличавшийся от остальных проектных машин более широкими возможностями модернизации. В 1939 году военное руководство СССР приняло решение увеличить толщину брони А-32. Так утяжеленная боевая машина получила ставшее впоследствии культовым название Т-34.

После испытания двух Т-34 под Харьковом танки в обстановке строжайшей секретности отправились в Москву и в марте 1940 года были представлены в столице лично Сталину. Вождь машины одобрил и поручил Харьковскому заводу №183 приступить к серийному производству.

Сухопутные вооруженные силы СССР начали получать серийные Т-34 осенью 1940-го. По итогам эксплуатации у военных появился ряд замечаний к новым машинам, и комиссия Комитета обороны при правительстве СССР рекомендовала свернуть все производство Т-34, заменив его на БТ-7. Однако такого развития событий удалось избежать, и позже танк получил самую мощную пушку своего времени — 76-миллиметровую Ф-34 со стволом 41-го калибра.

Можно назвать несколько основных причин, по которым Т-34 оказался эффективнее всех своих современников. С одной стороны, советским разработчикам удалось реализовать оптимальную для того времени конструкцию: машина получила отличную бронезащиту, мощную пушку и современный двигатель. В совокупности это обеспечило превосходные показатели маневренности, подвижности и проходимости. С другой стороны, Т-34 был чрезвычайно прост в эксплуатации и ремонте. Если немецкому танку для починки требовались специальные условия (оборудование и цех), то советский легко ремонтировался фактически на поле боя. Еще один фактор, работавший в пользу Т-34, — недостаток в Германии качественной легированной стали, необходимой для производства танков.

К началу Великой Отечественной войны в СССР было больше 1000 новых танков

Их первые серьезные бои прошли уже в самом начале войны. Передовой отряд 3-й танковой группы Германа Гота не встретил серьезного сопротивления на границе и продвинулся до переправы через Неман у города Алитус на юге Литвы. Там его встретила советская 5-я танковая дивизия, в составе которой было полсотни Т-34. На тот момент о существовании и возможностях новой советской бронемашины немцы практически ничего не знали.

Т-34 открыли огонь из засады по пересекающим реку Pz.Kpfw.38(t). Выбить советские танки с позиции немцам не удалось, так как 37-миллиметровые пушки чешского танка не могли пробить их броню. В итоге немцам все же удалось переправиться через реку, но только после того, как в бой вступили их артиллерия и авиация. На следующее утро 5-я танковая дивизия оказалась в окружении на восточном берегу Немана и, растратив почти все боеприпасы и горючее, начала отступление к Вильнюсу.

«Танковое сражение у Алитуса между нами и танками 5-й дивизии русских было, пожалуй, самой тяжелой битвой дивизии за всю войну», — вспоминал генерал-майор в отставке Хорст Орлов, служивший в то время в нацистской 7-й дивизии.

После нападения Гитлера на СССР производство Т-34 из Харькова перенесли вглубь страны: их выпускали в Сталинграде, Горьком, Омске, Челябинске, Свердловске и Нижнем Тагиле. Именно в последнем (на современном «Уралвагонзаводе») была произведена почти половина всех Т-34, туда же перевели и конструкторское бюро харьковского завода №183. В условиях войны производство боевой машины непрерывно совершенствовалось и стало по-настоящему массовым. Сразу с завода танки отправлялись на фронт.

К 1943 году Т-34 довели почти до совершенства

Тогда же в распоряжение немцев поступили боевые машины с улучшенной бронезащитой и 75-миллиметровой противотанковой пушкой. В ответ СССР уже в 1944 году развернул серийное производство модификации Т-34-85, которую от предшественника отличала 85-миллиметровая пушка и усиленная бронезащита башни. На такое оружие у нацистской Германии ответа уже не нашлось.

«Самым грозным противником стал советский Т-34 — бронированный гигант длиной 5,92 метра, шириной 3 метра и высотой 2,44 метра, обладавший высокой скоростью и маневренностью. Весил он 26 тонн, был вооружен 76-миллиметровой пушкой, имел большую башню, широкие траки гусениц и наклонную броню», — писал немецкий историк, оберштурмбаннфюрер СС Пауль Карель.

Карель писал, что в первых боях с Т-34 в 1941 году немцы были шокированы «неуязвимым» советским танком. Снаряды 37-миллиметровых пушек попросту отскакивали от его брони, и остановить его могла лишь артиллерия. Впрочем, немцы знали и о недостатках ранних Т-34 — вроде отсутствия радиостанции в большинстве машин и тугой коробки передач, для переключения которой требовалось два человека.

«Трудно даже представить, какие последствия могло повлечь за собой массированное применение Т-34 в первые недели войны», — заключает историк. После Второй мировой войны СССР начал поставлять Т-34 в другие страны. Несколько таких боевых машин оказалось в западных странах в качестве военных трофеев или музейных экспонатов. Успели столкнуться с Т-34 и США: в 1950-х годах советская машина особенно хорошо показала себя на фоне американских танков в Корейской войне. Именно Т-34 определил направление развития мировой танковой техники и помог СССР утвердиться в качестве сильнейшей сухопутной державы планеты.

От Т-44 к Т-72

Во второй половине XX века нишу легких танков заняли бронетранспортеры (БТР) и боевые машины пехоты (БМП). Собственно танком стали называть средние и тяжелые боевые машины на гусеницах с пушечным и пулеметным вооружением. Работы над последними начали вести еще во время Великой Отечественной войны. К 1944 году на «Уралвагонзаводе» был создан танк Т-44 на замену Т-34. Поскольку для осуществления крупномасштабных операций продолжали использоваться танки Т-34, новые машины не успели принять участие в боях.

Однако уже через год после окончания Второй мировой войны на вооружение Советской армии был принят Т-54, ставший результатом глубокой модернизации Т-44. На его основе был создан первый в мире серийный танк с автоматической системой противоатомной защиты (ПАЗ), позволявший вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия. Всего было выпущено более 40 тысяч единиц Т-54 и Т-55, некоторые из них до сих пор принимают участие в боевых действиях.

После того как у Франции и ФРГ появились танковые пушки калибра 105 миллиметров, в СССР решили оснастить 115-миллиметровым орудием Т-55. Так появился Т-62 — первый в мире танк с гладкоствольной пушкой 2А20, который при массе среднего танка по уровню бронирования напоминал тяжелый.

Дальнейшая эволюция танков двигалась в сторону повышения калибра пушки, усиления бронезащиты и подвижности. Так на основе Т-54 и Т-55 был создан Т-64, объединивший возможности тяжелого и среднего танков.

Т-64 может вести огонь на 10 километров и развивать скорость 45 километров в час

Всего было выпущено более тысячи единиц Т-64, часть которых до сих пор используется вооруженными силами отдельных стран. Однако самое важное состоит в другом: Т-64 стал родоначальником классических основных танков Т-72, Т-80, Т-84, Т-90 и Т-95.

Т-72 «Урал», принятый на вооружение Советской армии в 1973 году, стал самым массовым танком второго поколения. С 1973 по 2005 год было произведено около 30 тысяч таких машин, в том числе не только в СССР, но и по лицензии в Югославии, Польше, Чехословакии, Ираке и Индии. В общей сложности Т-72 поставлялся примерно в 40 стран. В отличие от предшественников, он активно применялся во многих вооруженных конфликтах — в частности, ирано-иракской войне, ливанской войне и войне в Персидском заливе. По своему прямому назначению танк используется и сейчас — в Сирии и на юго-востоке Украины.

Кроме Т-72, на основе Т-64 был создан и другой танк — Т-80, принятый на вооружение в 1976 году. В 1976-1998 годах было произведено более 10 тысяч единиц Т-80, многие из которых до сих пор находятся на вооружении в ряде стран, включая Россию. Отличительной особенностью машины является ее сравнительно высокая для танков подвижность, позволяющая эффективно действовать в условиях применения противником оружия массового поражения.

Впоследствии именно на базе шасси Т-80 были созданы самоходные артиллерийские установки (САУ) «Мста-С» и «Пион», установки зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300В и бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У.

Со Второй мировой до самого распада СССР советские танковые силы были сильнейшими в мире. К началу 1990-х в Советском Союзе имелось около 65 тысяч танков — больше, чем у всех остальных стран мира, вместе взятых. Но эпохе танкового противостояния подошел конец, когда в 1990 году Советский Союз обязался сократить вооружения на территории Европы.

Наши дни

После распада Советского Союза отечественное танкостроение осталось без источников финансирования и впало в глубокий кризис. Ведущие предприятия, производящие танки, оказались на территории современных Украины и России. Некоторым из них удалось пережить 1990-е годы благодаря иностранным заказам, другим повезло меньше — к настоящему времени от них практически ничего не осталось.

Одним из предприятий, которые сохранили и производственный потенциал, и научно-техническую базу, был «Уралвагонзавод», получивший в 1999 году от Индии крупный заказ на Т-90С. Это была экспортная модификация российского танка Т-90 «Владимир», у которого прожекторы «Штора» заменены на дополнительные блоки встроенной динамической защиты. Российско-индийский контракт позволил Т-90 в первом десятилетии XXI века стать самым продаваемым в мире новым танком.

Собственно, принятый на вооружение российской армией еще в 1992 году Т-90 представлял собой глубоко модернизированный Т-72Б. Первый российский многоцелевой танк оснащен, в частности, комбинированной противоснарядной полуактивной броней, а его комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» позволяет увеличить дальность стрельбы по движущимся целям.

В 2000-е годы Т-90 обновили до модификации Т-90А: он обзавелся новыми тепловизорами, усиленной сварной башней вместо литой, усовершенствованным автоматом заряжания и новым стабилизатором орудия. В дальнейшем, уже в 2010-х, в России появился танк Т-90АМ «Прорыв», получивший модульную динамическую защиту «Реликт», оберегающую от кумулятивных и бронебойных средств поражения.

Однако настоящей вершиной российского танкостроения стал танк Т-14 «Армата», главные особенности которого — необитаемая башня и изолированная бронированная капсула для экипажа. Все три члена экипажа размещаются изолированно от остальных компонентов машины, что обеспечивает максимальную защиту людей в том числе от химического и даже ядерного оружия. К тому же это снизило требования к бронированию башни танка, поэтому «Армата» легче своих предшественников.

Так американский специалист писал в преддверии парада Победы 2015 года. В тот день «Армату» и другие машины на его основе представили широкой публике.

«Это самый молодой, а может быть, и самый современный основной боевой танк в мире. В то время как "Абрамс" и "Леопард-2" выпускались более 30 лет назад, "Армата" только что сошла с конвейера», — писало немецкое издание Bild в сентябре того же года.

Особым образом реализована система защиты танка, состоящая из нескольких уровней. Первый — это снижение видимости боевой машины за счет использования стелс-технологий. Так, особое покрытие корпуса создает эффект светоотражения и снижает вероятность обнаружения в радиолокационном, инфракрасном и оптическом диапазонах. Выхлопные газы танка смешиваются с окружающим воздухом и также уменьшают заметность в инфракрасном диапазоне. Сам корпус состоит из плоских отражающих граней — как у истребителей пятого поколения. Все это в совокупности кратно уменьшает возможности современных противотанковых управляемых ракет (ПТУР).

Комплекс активной защиты «Афганит», которым оборудован Т-14, и вовсе способен перехватывать и ослеплять ПТУР. Эта система начинает работать после обнаружения танка. Как только машина фиксирует лазерное наведение противника, система выпускает дымометаллическую завесу, непроницаемую в видимом, инфракрасном и микроволновом радиодиапазонах. Следом в дело вступают пусковые установки, способные уничтожить вражеский снаряд еще на подлете. Вместе с ними работают средства радиолокационной борьбы, способные разорвать связь между управляемыми ракетами и наводчиком.

Последний уровень защиты — динамическое бронирование четвертого поколения «Малахит». Если снаряд все же смог попасть в танк, весь удар берет на себя один из контейнеров со взрывчаткой, которые расположены по всему корпусу. Они эффективны и против современных подкалиберных противотанковых снарядов и против противотанковых гранат. Броня «Арматы» состоит из бронестали с керамическими вставками, способными выдержать попадание практически любого современного и перспективного боеприпаса.

Т-14 «Армата» считается первым и единственным в мире танком четвертого поколения

Т-14 способен действовать в условиях сетецентрической войны. Для этого новый танк оснастили единой системой управления тактическим звеном (ЕСУ ТЗ), позволяющей, в частности, использовать его в качестве машины разведки, целеуказания и корректировки огня других танков, САУ и ЗРК. В Минобороны России рассчитывают, что в перспективе это позволит использовать «Армату» на поле боя как штаб.

Сейчас эта российская боевая машина на годы опережает самые современные западные разработки. Во многом такой задел объясняет некоторую избыточность инноваций. Учитывая опыт создания танков на основе Т-64, можно ожидать, что в дальнейшем станет понятно, какие из прорывных решений в «Армате» необходимы, а от каких можно отказаться, тем самым снизив стоимость производства.

К настоящему моменту Т-14 «Армата» благодаря цифровой системе управления огнем и элементам искусственного интеллекта способна без участия экипажа искать цели на поле боя, распознавать их и эффективно уничтожать. Тем не менее серийно танки в беспилотном варианте пока выпускаться не будут, а существующие образцы планируют использовать для обкатки новых технологий.

***

В последние месяцы некоторые западные военные аналитики поспешили заявить о закате эпохи танковых войн. Очевидно, впрочем, что подобные заявления, мягко говоря, преждевременны, а то и вовсе объясняются слабостью танковых дивизий тех стран, где высказывают подобное мнение. Несмотря на широкое распространение беспилотников, дальнобойной артиллерии и высокоточных ракет в современных конфликтах, танк все равно остается единственной боевой машиной, способной выполнять маневры и уничтожать цели, находясь непосредственно под огнем противника. Такой контекст предъявляет серьезные требования к танкам будущего, которым сегодня в полной мере удовлетворяет лишь один. Это российский Т-14 «Армата».

«Здесь все работает в комплексе. Если комплекс обороны или комплекс войск, который осуществляет наступление, собран правильно, то вопрос о том, победит танк или беспилотник, — риторический, и выделить отдельное средство или вооружение невозможно. Но если в чистом поле будет действовать беспилотник — например, тот же самый барражирующий боеприпас, то танк, скорее всего, его не увидит, и беспилотник может попасть в башню танка. Но если танк будут прикрывать средства ПВО, то этот беспилотник до танка не долетит», — рассказал «Ленте.ру» военный эксперт Алексей Леонков.

Тем не менее об эффективности применения этих боевых машин можно говорить лишь тогда, когда они интегрированы в систему общевойскового боя наряду с пехотой, артиллерией, противовоздушной обороной (ПВО), армейской авиацией и разведкой. И этому условию российский Т-14 «Армата» полностью удовлетворяет.

< Назад в рубрику