Луис Маунтбеттен, дядя принца Филиппа и воспитатель принца Чарльза, всегда имел неоднозначную репутацию. При жизни его называли серым кардиналом королевской семьи, однако в последние годы на покойного адмирала посыпались многочисленные обвинения в самых отвратительных преступлениях. «Лента.ру» рассказывает, кем был один из самых знаменитых родственников британской королевской семьи и за что его убили террористы.
27 августа 1979 года эфир телеканала «Би-би-си» был прерван экстренным сообщением. Адмирал Луис Маунтбеттен, 1-й граф Маунтбеттен Бирманский, последний вице-король Индии, был убит. 79-летний аристократ с семьей отправился порыбачить на своей яхте Shadow V в Ирландии. Когда судно отошло от причала на пару сот метров, сработала бомба, прикрепленная к его борту.
Погиб сам лорд, его внук Николас, юнга Пол Максвелл и баронесса Дорин Нэтчбулл. Старшая дочь Маунтбеттена Патриция и еще четверо членов семьи, находившиеся на борту, получили тяжелые ранения, но выжили.
Соболезнования британской королевской семье выразили Папа Римский Иоанн Павел II, президент США Джимми Картер и еще десятки глав государств. Ответственность за террористический акт взяла на себя Ирландская республиканская армия, назвавшая его казнью.
Исследователи спорят, кем был этот человек: героем или злодеем. Иногда Маунтбеттена называют даже серым кардиналом королевской семьи, который влиял на важные государственные решения, а однажды он и вовсе якобы участвовал в заговоре с целью захвата власти в Великобритании.
Он родился 25 июня 1900 года в семье германского принца, будущего Первого морского лорда Великобритании Людвига Баттенберга и Виктории Гессен-Дармштадтской, которая приходилась внучкой королеве Виктории и сестрой последней русской императрице Александре Федоровне. Казалось бы, перед выходцем из такой семьи должны были сами открываться все двери, даже в самые высшие круги британского общества, куда могли и не мечтать попасть простые смертные.
Однако история внесла в его судьбу коррективы. С началом Первой мировой войны в Британии усилились антигерманские настроения. Даже королевская семья решила дистанцироваться от своего родства с немецкой аристократией и сменила фамилию с Саксен-Кобург-Готов на Виндзоров. Баттенбергам также было приказано подобрать новую фамилию. Они остановились на варианте Маунтбеттен.
Но это не помогло. Первый морской лорд, несмотря на смену фамилии и дружбу с Уинстоном Черчиллем, был отстранен от должности. Многие британские офицеры в приступе шпиономании обвиняли Людвига в работе на Германию.
Для юного Луиса все эти события стали огромным ударом. Он не только лишился родового имени, что для аристократа было катастрофой, но и наблюдал, как его отца, верой и правдой служившего британской короне долгие годы, вышвырнули со службы.
Луис твердо решил восстановить справедливость и репутацию семьи: следуя по стопам отца, он поставил перед собой цель вознестись на вершины британской военно-морской иерархии. Уже в 16 лет Маунтбеттен участвовал в Первой мировой войне в качестве младшего офицера британского флота.
В 1922 году он женился на Эдвине Эшли. У пары родились две дочери: Патриция и Памела. Эшли была из очень состоятельного рода, но в первые же годы брака выяснилось, что она не собирается терпеть постоянные отлучки мужа по службе. Вскоре супруга начала практически открыто изменять ему.
Для Луиса сохранить лицо и создать видимость благополучия было куда важнее, чем искать правды в отношениях. Он договорился с Эдвиной, что их брак будет открытым. Таким образом все оказались довольны, а развода, который в те годы мог стать серьезным пятном на репутации аристократа, удалось избежать.
Своеобразным оказалось и его отношение к дружбе. Как только Эдуард VIII отрекся от престола 11 ноября 1936 года, Луис потерял всякий интерес к своему старому приятелю и тут же начал дружить с новым королем, Георгом VI.
Умение дружить с нужными людьми потихоньку приносило свои плоды. К началу Второй мировой Маунтбеттен дослужился до звания коммандера и возглавил 5-ю флотилию эсминцев. Он был не единственным представителем семьи, который участвовал в боях. На флоте также служил его племянник и будущий муж Елизаветы II принц Филипп.
Службу Маунтбеттена трудно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, он проявил себя как отважный и умелый командир и быстро стал любимчиком друга его отца — Уинстона Черчилля. С другой, его просчеты привели к гибели тысяч солдат сил союзников.
Самым известным провалом Луиса считается операция «Юбилей» 1942 года. Десант канадских солдат при поддержке британских коммандос попытался захватить французский Дьеп. Они должны были взять город, провести разведку боем и отступить, прихватив пленных.
Однако накануне 250 канадских кораблей, подготовленных для высадки, обнаружили немецкие бомбардировщики.
В итоге случилась бойня. Погибло и попало в плен более половины из шести тысяч десантников, подавляющее большинство из которых составляли канадцы. Немцы при этом потеряли 561 человека. За этот провал в Канаде Маунтбеттена не любят по сей день.
Впрочем, позже отмечалось, что неудача этой операции помогла союзникам лучше подготовиться к высадке в Нормандии.
Отрицательной чертой адмирала, о которой часто говорили его коллеги, было полное пренебрежение к мнению окружающих. Он всегда считал, что все знает лучше всех, а когда оказывался неправ, делал вид, что примерно так все и задумывалось. Даже когда речь шла о гибели тысяч людей.
После провальной битвы за Дьеп Черчилль услал Луиса командовать войсками в Юго-Восточную Азию, где адмирал с американскими союзниками освободил Бирму и лично принял капитуляцию Японии на этом театре военных действий. Этот эпизод считается главным триумфом его карьеры. Вскоре для него был создан специальный титул, и адмирал стал 1-м графом Бирманским.
Опыт Маунтбеттена на Востоке оценили в Лондоне. Сменивший Уинстона Черчилля на посту премьер-министра Клемент Эттли настоятельно рекомендовал Георгу VI назначить именно Луиса вице-королем Индии, что и случилось в 1947 году. Впрочем, учитывая отличные отношения с королем и скорую свадьбу дочери монарха с племянником адмирала, особых уговоров явно не потребовалось.
Он установил хорошие отношения с Джавахарлалом Неру, но договориться с мусульманскими лидерами страны о создании единого государства не смог.
В результате выполнения так называемого Плана Маунтбеттена бывшая колония раскололась на Индию и Пакистан. Конфликт между странами не утихает с тех пор, порой угрожая перерасти в ядерный. И это не говоря о спорных территориях вроде Кашмира или Бенгалии, где тоже все еще льется кровь. Считается, что в ходе раздела Британской Индии погибло более одного миллиона человек, а более 15 миллионов стали беженцами.
В общем, к концу 40-х годов репутация Луиса Маунтбеттена была довольно странной. Одни, в первую очередь королевская семья и патриотическая часть истеблишмента, считали его крупным военным деятелем и верным слугой отечества, а другие — мясником и неудачником, которому все сходит с рук из-за близких отношений с обитателями Букингемского дворца.
После сомнительных индийских приключений адмирала назначили командующим Средиземноморским флотом Великобритании, а в 1955 году он стал наконец Первым морским лордом. Луис Маунтбеттен все-таки занял пост, с которого его отца вышвырнули сорок лет назад из-за немецкого происхождения. Эту миссию адмирал выполнил.
Он жил на Мальте, и именно там в 1952 году его впервые увидел внучатый племянник принц Чарльз, будущий король Карл III.
Юные принц и принцесса Анна обожали двоюродного деда. Отлично сложенный морской офицер легко подхватывал внучатых племянников на руки, кружил по комнате и рассказывал о своих невероятных приключениях. Кроме того, Маунтбеттен стал личным опекуном Чарльза и часто сопровождал его в поездках.
Считается, что именно Луис настоял на том, чтобы Чарльз поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета и стал военным моряком.
Маунтбеттен действительно стал ближайшим другом принца Чарльза. Если бы принц Филипп приказал ему отправиться служить на флот, будущий король, скорее всего, оскорбился бы и сделал все, чтобы саботировать веление родителя. Но двоюродного деда он слушался беспрекословно.
Кроме того, считается, что именно Маунтбеттен посоветовал Чарльзу как следует нагуляться перед свадьбой, а в жены взять молоденькую девушку, «чтобы не иметь проблем в семейной жизни». Учитывая историю с принцессой Дианой, этому совету Чарльз, похоже, тоже последовал. Правда, счастья в том браке, как известно, не обрел.
К моменту гибели в 1979 году Луис Маунтбеттен был членом Палаты лордов и весьма уважаемым представителем британского истеблишмента. Слухи о его неблаговидных поступках появлялись со времен Второй мировой войны, но так и оставались слухами.
Однако еще в 1976 году журналист Хью Кадлиб написал в своих мемуарах, что адмирал на пенсии совсем не отстранился от государственных дел. Кадлиб заявил, что в мае 1968 года адмирал Маунтбеттен, крупнейший британский издатель Сесил Кинг и научный советник правительства Солли Цукерман провели тайную встречу.
На переговорах якобы обсуждалось свержение загнавшего страну в кризис кабинета лейбористов во главе с Гарольдом Уилсоном. В заговоре якобы участвовали около тридцати сотрудников MI5. Адмирал Маунтбеттен должен был стать лидером правительства национального спасения. По одной из версий, он сам отказался встать во главе заговора, по другой — от этого шага его отговорила Елизавета II.
В 1987 году бывший сотрудник британской контрразведки MI5 Питер Райт выпустил книгу, в которой также пересказал эту историю.
В 2006 году вышел фильм «Би-би-си» о заговоре, из которого следует, что во время второго срока Уилсона в 1970-х его также собиралась свергнуть группа бывших военных. Сейчас эта история считается теорией заговора, однако в одобренной MI5 истории ведомства упоминалось, что против Гарольда Уилсона действительно был заговор, правда, разведчики в нем якобы не участвовали.
Слухи о не самых «традиционных» сексуальных склонностях Маунтбеттена ходили давно. Некоторые утверждали, что адмирал был бисексуалом. Все это оставалось слухами до 2019 года, когда американское ФБР рассекретило очередную порцию документов, среди которых были досье Луиса Маунтбеттена и его жены Эдвины Эшли.
В этих бумагах супругов охарактеризовали как людей с «крайне низкими моральными принципами». Утверждалось, что адмирал был не только гомосексуалом, но и педофилом.
Позже появились сведения о том, что Маунтбеттен входил в целую группу высокопоставленных извращенцев, насиловавших мальчиков одной из школ города Эннискиллен в Северной Ирландии в 60-70-х годах.
Еще в апреле 1990-го писатель Робин Брайанс в интервью ирландскому изданию Now утверждал, что Маунтбеттен с дружками устраивали гей-оргии в поместьях Великобритании и Ирландии, а также в школе для мальчиков «Кинкора» в Белфасте. Но тогда Брайанс быстро свернул свою разоблачительную деятельность. Высокопоставленные лица пригрозили подать групповой иск о клевете.
В 1969 году адмирал дал интервью телеканалу Thames Television, и ведущий спросил его о неоднозначной репутации. Вряд ли он имел в виду преступления против малолетних, но Маунтбеттен ответил довольно странно.
В октябре 2022-го один из учеников школы «Кинкора» Артур Смит, обучавшийся там в 1970-х, открыто обвинил покойного Первого морского лорда в изнасилованиях и подал иск против нескольких государственных служб Великобритании и Ирландии за халатность и пренебрежение безопасностью детей.
Написавший книгу о Маунтбеттне и его жене историк Эндрю Лоуни больше шести лет добивался открытия архива адмирала. Те самые «бумаги, которые хранились у него дома», купил Саутгемптонский университет. Они должны были находиться в открытом доступе, но администрация всеми силами препятствовала тому, чтобы исследователь увидел их.
С 2015-го по 2021 год Лоуни судился с университетом, и в итоге ему дали доступ к части архива. Бумаг после 1960-го года там нет — именно в них могут содержаться данные о заговоре против Гарольда Уилсона и преступлениях адмирала против детей.
Сейчас на Британских островах разгорается крупный скандал, который может нанести урон всей королевской семье и особенно королю Карлу III, который всегда с теплотой отзывался о двоюродном деде и часто вспоминал его даже в официальных речах. Впрочем, смерть Елизаветы II на время затмила эту историю.
Королевская семья вспоминает Маунтбеттена как замечательного, веселого, отзывчивого человека, который не пожалел бы ничего для родных. А со всем остальным теперь предстоит разбираться историкам и судьям.