Известный флорист Дмитрий Туркан собрал свой первый букет в 13 лет на рынке в Молдавии. Тогда он помогал матери, которая пыталась организовать свой цветочный бизнес, и предположить не мог, что спустя годы будет украшать цветами рояль для Леди Гаги и работать с другими знаменитостями. Его жизнь круто изменилась, когда он переехал в Италию, где люди совсем по-иному относятся к цветам, нежели в Кишиневе или в Москве. В рамках цикла «Ленты.ру» о жизни за границей Туркан рассказал, как он приспособился к жизни в европейской стране без знания языка, обрел мировое имя, и почему, несмотря на возможность поселиться в США, в итоге выбрал для жизни Санкт-Петербург.
Когда мне был 21 год, мама предложила поехать к сестре в Милан. Было только одно «но»: тогда я жил в Молдавии, и легально перебраться оттуда в Италию было практически невозможно. Но мама собрала огромную сумму денег и нашла людей, которые помогли выехать из страны на машине.
Нам обещали, что до Италии доберемся за несколько дней, но что-то пошло не так, и в пути мы были две недели. Объезжали блокпосты, ночевали в машине в горах...
В Италии поселился у сестры в пригороде Милана и начал искать работу. Итальянского я тогда не знал совсем, зато прекрасно разбирался в цветах. Свои первые букеты собрал еще в 13 лет. Даже сейчас помню, какими они были: три розы и две хризантемы, завернутые в слюду. Это неизменная классика того времени.
В Кишиневе у мамы была подработка — она перепродавала цветы. Сначала это были розы из ближайших теплиц, потом наладили поставки из Голландии. На внутреннем рынке выбор был небольшой: лилии, хризантемы, герберы, гвоздики и розы. Мама начала экспериментировать с необычными сортами, которые до этого никто не привозил в Молдавию. Сначала люди относились к ним настороженно. Помню, что первую партию роз пришлось выбросить полностью. Но через какое-то время начали покупать и заказывать цветы именно у мамы.
Именно поэтому я с детства учился собирать букеты. Но полноценно флористикой занялся только в 18 лет. Тогда я поступил в университет на факультет математики и информатики и параллельно пошел работать подмастерьем к Степану Захаровичу Каре. Он стал моим первым серьезным учителем.
Работа была тяжелая: на открытом рынке, в любую погоду надо было разбирать поставки, зачищать цветы, менять воду в тяжелых вазах. Но это был бесценный опыт, благодаря которому я овладел фундаментальными знаниями: как ухаживать за цветами, чтобы продлить им жизнь, как собирать букеты, как сочетать между собой разные цветы. При этом он научил меня доверять чувствам больше, чем правилам и законам композиции.
Всего этого оказалось более чем достаточно, чтобы устроиться помощником флориста в Милане.
На работу уходило четыре часа в день, за которые я получал по 20 евро. Правда, 12 из них нужно было тратить за проезд на электричке, но жаловаться не приходилось, ведь я был в Милане! Эта мысль придавала мне столько энергии, что буквально все горело в руках.
Через какое-то время обо мне узнали другие флористы, и один из них, Роберто, пригласил работать на полный день. Тогда для меня начался настоящий марафон: я трудился с восьми утра до восьми вечера шесть дней в неделю и тратил по два часа в день на дорогу до Милана и обратно.
Днем была сиеста, и я слонялся по городу, не зная, чем себя занять. Через полгода Роберто предложил мне снять квартиру и нашел прекрасный вариант в самом центре Милана.
Оказалось, что в Милане очень много русскоговорящих. Я влился в эту диаспору, нашел там друзей и стал чувствовать себя как дома. С того момента жизнь превратилась в кайф.
Именно тогда начал складываться мой стиль. Сейчас я часто советую начинающим сразу задумываться, что именно будет выражать букет. Возможно, благодарность или любовь к близкому человеку. А может быть, радость или печаль.
Только после этого можно отправляться в цветочный салон или на цветочную базу и смотреть, какими средствами лучше всего передать эти чувства. Нужно увидеть не просто желтые, голубые, красные цветы, а почувствовать те эмоции, которые они вызывают.
Помимо привычных роз и хризантем, есть нежные лизиантусы и антирринумы, роскошные протеи и амариллисы, яркие георгины и подсолнухи. Можно добавить в свою работу природный материал: сухие травы и колосья, замшелые ветки, ветви с плодами и ягодами — например, рябины или черноплодки. Главное, чтобы получившийся букет рассказывал вашу историю.
Интересно, что на мой стиль каждый раз большое влияние оказывали ограничения. В Италии люди часто покупают цветы просто так, без повода, для украшения пространства. Но это, как правило, небольшие монобукеты — от 5 до 15 евро. Если я собирал что-то крупнее, Роберто был недоволен. Такой букет могут долго не покупать, а на жаре цветы портятся очень быстро.
Вообще, для Италии свойственны сдержанность и некоторая «рафинированность»: живой «дикий» стиль здесь не был в моде. Но мне удавалось даже в этих условиях проявлять свободу творчества: играть с цветовыми сочетаниями, добавлять зелени или мелких недорогих цветов, делая букет пышнее.
При этом требовалось учитывать предпочтения местных покупателей. Например, итальянцы не добавляют в букеты хризантему, поскольку этот цветок принято дарить на день поминовения усопших. А в России это не так.
У Азербайджана, куда я переехал после семи лет в Италии, оказалась другая особенность. В этой стране принято дарить большие букеты. Размер и цена были решающим фактором, мне же хотелось делать композиции стильными и не вычурными, чтобы роскошь не переходила в китч. Поэтому я пытался соединить в своих работах итальянскую сдержанность и азербайджанское роскошество.
В Баку мне предложили открыть цветочный бутик. В тот момент набирали популярность социальные сети, и наш бутик вышел в топ не только в Баку, но и в СНГ. Постепенно начали поступать крупные заказы, а через какое-то время мой бутик стал официальным оформителем всех правительственных встреч и мероприятий.
Это был очень насыщенный период — участие во множестве мероприятий, начиная от оформления рояля для Леди Гаги на церемонии открытия Бакинских игр и заканчивая оформлениями встреч глав государств. Я жил в бешеном ритме: 140 перелетов в год, создание масштабных инсталляций, работа в Баку, преподавание за рубежом...
Но при этом снова начал чувствовать, что привыкаю к такой жизни, воспринимаю ее как данность. А это знак, что пора что-то менять.
Я задумался о переезде. Можно было уехать в Америку, Азию, Европу, но приглянулся Санкт-Петербург. Он напоминал мне Милан — совершенно потрясающий город! К тому же там у меня живут близкие друзья. Был еще один важный пункт: я практически всегда жил в жарком климате, и до того устал, что буквально почувствовал необходимость переезда в северный, более холодный город.
План у меня был такой: переехать и открыть свое бюро. Тогда у меня было более 100 тысяч подписчиков в соцсетях. Я думал, что открою салон, напишу о нем в соцсетях — и клиенты хлынут рекой. Не хлынули. Мне понадобилось почти два года, чтобы сформировать базу постоянных клиентов.
В Петербурге люди оказались не готовы тратить на цветы такие деньги, как в Баку. Главный запрос казался практически невыполнимым: «Сделайте подешевле и попышнее».
Но я нашел выход — стал собирать букеты воздушными, транспарентными, то есть такими, где между всеми цветами есть свободное пространство. Это особая техника сборки, когда цветы не прилегают близко друг к другу, а образуют широкий купол, в котором можно разглядеть каждый цветок по отдельности.
Хотя прошло много лет с тех пор, когда я жил в Италии и учился у Роберто тонкостям цветочного мастерства, мы до сих пор поддерживаем тесную связь. Сейчас я снова много времени провожу в Милане и часто захожу в его киоск.
Он по-прежнему продает цветы, и это понятно. Сам помню, с каким удовольствием в юности бежал после лекций в университете на рынок. Там я чувствовал себя на своем месте, впитывал новые знания и не чувствовал усталости от тяжелой работы. Уже тогда мне стало ясно, что цветы — это то, что никогда не надоест.