В воскресенье, 20 ноября, в Казахстане пройдут внеочередные президентские выборы. Одновременно в стране продолжается масштабная конституционная реформа, объявленная после стабилизации ситуации в стране по окончании массовых протестов. Все эти события серьезно изменили политический ландшафт Казахстана, уменьшив влияние соратников первого президента Нурсултана Назарбаева и внеся предпосылки для трансформации всей политической системы. При этом в последние месяцы Казахстан массово принимает российских эмигрантов, а еще пытается сохранить прежние экономические связи с Россией и при этом не попасть под вторичные санкции. О том, что ждет Казахстан после президентских выборов, чем завершится конституционная реформа и как происходящее повлияет на развитие российско-казахстанских отношений, «Ленте.ру» рассказал политолог, заместитель директора казахстанского общественного фонда «Международный институт социологии и политики» Марат Шибутов.
«Лента.ру»: Как вы оцениваете политическую ситуацию в Казахстане в преддверии президентских выборов?
Марат Шибутов: Сейчас очень спокойно — уличная политическая протестная активность в основном связана с локальными экономическими проблемами, а больше ничего особо нет. Протестности даже в интернете довольно мало — нет даже мелких организаций, которые ставят задачу как-то противодействовать власти. В целом люди заняты личными проблемами.
Люди как всегда больше интересуются своими личными проблемами, которые не уходят за пределы их микрорайона: цены, школы, точечная застройка, качество дорог, тарифы на коммунальные услуги, качество воздуха и так далее.
Ну и в целом президентские выборы — это не очень большой повод для политической активности в силу большого отрыва Касым-Жомарта Токаева от других кандидатов. А вот на весенних выборах в парламент и маслихаты будет реально жарко.
Почти год прошел с момента попытки государственного переворота в Казахстане, но до сих пор у многих нет четкой картины того, что происходило в стране. С чем были связаны массовые протесты?
Для основной массы граждан Казахстана все ясно — были протесты против повышения цен на сжиженный газ в Мангистауской области, которые хотели поддержать в других регионах, выражая общий протест против экономической ситуации. Но этим воспользовалось бывшее руководство КНБ, которое хотело убрать действующего президента, задействовало свою сеть агентов влияния и вывело огромное количество людей на улицы в других регионах. Плюс был задействован подконтрольный им криминал.
Потом они приказали большинству региональных департаментов КНБ покинуть здания, оставив оружие. Ну и уже началось насилие с поджогом административных зданий и нападениями на силовиков. Также заговорщики устроили саботаж и начали распространять дезинформацию. Когда власть в ряде городов, особенно в Алма-Ате, была потеряна, начались массовые грабежи магазинов и акты вандализма.
Жители страны ощущают отголоски январских протестов?
Сейчас это уже касается в основном тех, кто в беспорядках участвовал и теперь осужден или под следствием. Ну и, конечно, родственников тех, кто тогда погиб.
Бизнес, который тогда пострадал, — а это 1 600 объектов только в городе Алма-Ате, — уже получил компенсацию. И у кого автомобили были повреждены тогда, тоже уже получили компенсацию — недавно выплатили последнему, 143-му владельцу.
Власти Казахстана смогли ответить на запрос протестных масс или протестная активность сошла практически на нет по другим причинам?
Если говорить про оформленные социально-экономические требования, то они были удовлетворены прямо тогда — отмена повышения цен на газ, отставки ряда чиновников. А остальное — уже попытка государственного переворота, и там совсем другая история.
Как проходит расследование январских событий?
По последним данным, которые были озвучены в августе, следователями полиции по январским событиям возбуждено 4 642 уголовных дела. Из них 2,5 тысячи уголовных дел — по кражам, 710 — по фактам хищения либо хранения оружия, 418 — по фактам хулиганства, 199 — по фактам уничтожения имущества, 26 — по совершенным разбоям и грабежам.
Всего проведено порядка 40 тысяч следственных действий, допрошено свыше 15 тысяч граждан, назначено более 2,5 тысячи различных экспертиз. На данный момент закончено производство по 971 уголовному делу. В отношении 609 обвиняемых дела направлены в суды.
По уже состоявшимся судебным рассмотрениям осуждено 539 лиц. Из них 425 лиц приговорены к наказаниям, не предусматривающим лишение свободы. К реальным срокам лишения свободы приговорено 104 лица, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. Сейчас в производстве следователей полиции находятся 276 дел. Из них по фактам незаконного хранения оружия — 50, по фактам убийства — 33, по фактам превышения власти — 40, по кражам — 16, по хулиганству — четыре.
Реформы и внеочередные выборы президента в Казахстане — все это этапы перезагрузки политической системы после январских событий?
Я бы не сказал, что все связано с январскими событиями — часть да, но многое обсуждалось еще в 2019 году в рамках Национального совета общественного доверия.
Кстати, что из себя представляет конституционная реформа, которую казахстанские власти провели в июне?
Конституционная реформа, если коротко, состоит в ограничении исполнительной власти (президента, правительства, акиматов) по отношению к законодательной и судебной властям, а также в расширении влияния граждан на политику.
Достаточно жесткая вертикаль власти сохранится? Или руководство республики сможет воплотить в жизнь идею «справедливого Казахстана», проведя глобальные демократические реформы множества политических институтов?
Я думаю, что все же такой жесткой вертикали уже не будет, но тут надо смотреть не только на выборы в Мажилис и маслихаты, но и на выборы акимов районов и городов областного значения.
Почему среди соперников действующего президента не оказалось ни одного политического тяжеловеса-ветерана?
У нас на таком уровне конкуренция идет в другой политической плоскости — не в рамках президентских выборов. Как, впрочем, и в России. У вас в 2018 году на выборах конкуренцию Владимиру Путину составляли не Александр Волошин, Михаил Фрадков, Владимир Лисин или Олег Дерипаска, нет, там были совсем другие люди.
Но что из себя представляет сейчас казахстанская оппозиция и какие шансы у нее на выборах?
Оппозиция у нас делится на три основные группы — демократическая, националистическая и хипстерская. Первая родом еще из начала 2000-х годов, сейчас политическое представительство у них через Общенациональную социал-демократическую партию (ОСДП), точнее оно просто номинальное, так как там мало кто остался. Люди там с большим политическим опытом, но с малыми достижениями и нулевыми перспективами.
Вторая зародилась ближе к 2010 году, но никаких крупных организаций создать не смогла, это просто много разных отдельных людей с популистскими лозунгами и основной активностью в социальных сетях.
Третья появилась в 2019 году и сейчас почти сошла на нет за исключением редких акций в поддержку Украины. Они в основном занимались не политической борьбой за власть, а политическим акционизмом. Но сейчас такой вид современного искусства у нас не востребован.
Формально оппозиционной партией у нас считается ОСДП, от которой в этих выборах участвует Нурлан Ауесбаев, но она так мало присутствовала в последние годы в политике, что сейчас никакая.
На ваш взгляд, насколько реалистично в Казахстане продолжение курса «денурсултанизации» (в каком-либо виде) после проведения президентских выборов?
Я бы не назвал это денурсултанизацией — у Елбасы (первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева) есть свои заслуги и большие, так что он всегда остается в нашей истории.
При этом еще до конституционной реформы в политическом дискурсе начала актуализироваться фигура Динмухамеда Кунаева — бывшего председателя Совета министров и первого секретаря ЦК КП Казахской ССР. С чем это связано? Власти пытаются заместить этой фигурой вакуум, оставшийся после пересмотра отношения к культу Елбасы?
Нет, это давний тренд еще с начала 1990-х годов — тогда это было формой советской ностальгии и легкого оппонирования Нурсултану Назарбаеву.
Если говорить про внешнеполитический контур, то с началом специальной военной операции России на Украине казахстанские власти заняли нейтральную позицию. С чем это связано? Будут ли власти страны придерживаться прежней стратегии в отношениях с Россией и партнерами на постсоветском пространстве?
Это связано с тем, что участие в данном конфликте не соответствует национальным интересам Казахстана. Ну и сам формат специальной военной операции очень непонятный как с правовой, так и с политической точки зрения.
В июле Токаев заявлял о необходимости диверсифицировать маршруты поставок казахстанской нефти, призвав уделить приоритетное внимание Транскаспийскому маршруту. Может ли в ближайшем будущем Казахстан отказаться от нефтяного экспорта через Россию посредством Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), сделав ставку на транзит через Каспий?
Если КТК будет постоянно ломаться в самый неподходящий момент, то, конечно, придется думать о других маршрутах. Но сейчас это основной маршрут для нашей нефти, и больше половины потока идет через него.
Маршрут через Каспий технически сложнее, так как там нужны танкеры, есть две перегрузки, он дороже, и там мощность не более 20 миллионов тонн. Поэтому полное замещение КТК практически невозможно в ближайшие пять-семь лет.
В последнее время в Казахстан начало прибывать значительное количество российских граждан. Как отразился на социально-экономической конъюнктуре огромный миграционный поток из России?
Во-первых, не было никакого огромного миграционного потока из России — российские СМИ сами себя пугают. Въехали примерно 200 тысяч человек, и 140 тысяч из них поехали дальше или вернулись. Во-вторых, 50-70 тысяч человек для страны в 19 миллионов человек это совсем немного.
Будет эффект от переехавших компаний, но он будет виден в следующем году. Да и миграционный поток уже закончился — даже центры обслуживания населения для иностранцев уже закрыли.
Но меняется ли в связи с этим отношение казахского населения к русским согражданам и приезжим?
Не думаю, что оно изменилось сильно. Фактически единственное, что видно в публичном пространстве, — это то, что казахи стараются угадать: этот русский человек из России или наш. Обычно это касается русских с татуировками, всякими фенечками и яркой одеждой. Но в целом большинству населения просто все равно — у него своих проблем в жизни хватает, чтобы еще другими интересоваться.
Как власти относятся к российским эмигрантам? Лояльно или их воспринимают как потенциальную угрозу?
Как сказал президент Токаев в сентябре: «В последние дни к нам приезжает много людей из России. Большинство из них вынуждены уезжать из-за сложившейся безвыходной ситуации. Мы должны проявить заботу о них и обеспечить им безопасность. Это политический и гуманитарный вопрос. Я поручил правительству принять необходимые меры. В этой сложной ситуации мы должны в первую очередь проявить человечность, терпение и организованность. У нас нет ни кризиса, ни паники. Правительство должно делать свою работу. Приезжим из-за рубежа будет оказываться помощь, но они не получат никаких преференций. Вся работа должна осуществляться в соответствии с законом и нашими обязательствами».
Как показал опыт, больше ничего особо со стороны государства и не надо.