Экономика
11:30, 22 ноября 2022

На облаках. Российский бизнес массово скупает лицензии на российский софт. Почему это выгодно?

Григорий Шугаев (business@lenta-co.ru)
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Государство компенсирует 50 процентов стоимости отечественного ПО. Скидкой могут воспользоваться компании малого и среднего бизнеса. Программа цифровизации МСП реализуется по национальному проекту «Цифровая экономика». Насколько она востребована и как российские предприниматели переходят на цифру — в материале «Ленты.ру».

Ровно год назад, в ноябре 2021 года, Министерство цифрового развития и Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) запустили специальную программу, чтобы поддержать российских предпринимателей, с одной стороны, и разработчиков отечественного софта, с другой. Попытка одним махом решить две проблемы оказалась успешной.

Уже к началу февраля 2022 года российские предприятия купили около 190 тысяч лицензий по льготной цене. К ноябрю 2022 эта цифра перевалила за полмиллиона, а общая стоимость программных продуктов превысила полтора миллиарда рублей.

Как получить скидку от государства

Приобрести отечественное ПО за полцены могут компании и индивидуальные предприниматели с годовым доходом до двух миллиардов рублей и числом сотрудников не более 250 человек. Для этого не нужно предоставлять дополнительные документы или отчетность, единственное условие для покупателей — находиться в реестре МСП.

Сейчас представителям малого и среднего бизнеса доступно более 150 программных продуктов от 58 компаний. В их числе как IT-гиганты, так и относительно небольшие компании, специализирующиеся на решениях в узкоспециализированных областях. Число поставщиков отечественного ПО продолжит расти, что особенно актуально на фоне сокращения предложений от зарубежных разработчиков.

Чтобы приобрести ПО со скидкой 50 процентов, нужно кликнуть на логотип, перейти на площадку разработчика и завершить покупку как в обычном интернет-магазине.

Как идет цифровизация МСП

По итогам первого года работы программы самыми популярными оказались продукты для торговли, общественного питания и гостиничного бизнеса. Регионами, где больше всего компаний воспользовались возможностью перейти на цифру при помощи государства, оказались Астраханская, Курганская и Оренбургская области, а также республики Марий Эл, Тыва и Хакасия.

«Программа поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса — это эффективная мера поддержки как ИТ-отрасли, так и МСП. Технологичный подход к предоставлению сервиса позволил разработчикам и вендорам быстро и просто заявляться в программу на портале Госуслуг и сразу же продавать решения в два раза дешевле. В свою очередь, предприниматели без волокиты и отчетности существенно экономят на цифровой трансформации своего бизнеса. Это хорошие стимулы для обеих сторон, и мы видим подтверждение в цифрах — программа стала самой массовой по вовлеченности регионов и разработчиков. Дополнительно мы видим весь объем потребностей предпринимательского сообщества по видам, типам и классам программного обеспечения. Мы собрали очень ценный массив данных и транслируем его российским ИТ-разработчикам», — подчеркнул генеральный директор Российского фонда развития информационных технологий Александр Павлов.

«Программа позволила подтолкнуть многих предпринимателей воспользоваться современными облачными бизнес-решениями 1С не только для обязательного учета и сдачи отчетности, но и для повышения эффективности их внутренних бизнес-процессов, что очень важно в конкурентных условиях. Высокая активность в регионах подтвердила, что скидка 50 процентов для этих предпринимателей тоже существенна», — отметил директор фирмы «1С» Борис Нуралиев.

Помощь малому и среднему бизнесу сегодня приведет к важным изменениям в будущем. «Программа будет стимулировать развитие отечественного рынка облачных сервисов. Чем выше будет спрос на ПО со стороны МСП, тем выше будет качество сервисов и их польза для бизнеса. У разработчиков появится выручка, которую они смогут инвестировать в развитие сервисов. Будет больше обратной связи от пользователей, что тоже поможет совершенствовать продукты», — считает гендиректор IT-компании «Эвотор» Андрей Романенко.

Напомним, что последние несколько лет государство прилагает немалые усилия для развития отечественного софта. С 2016 года в России постепенно вводится цифровая маркировка товаров, в 2018 году все торговые точки обязали использовать онлайн-кассы, а в 2021 году появились электронные чеки и прослеживаемые товары с обязательным электронным документооборотом.

Дисконт на покупку отечественного софта — еще один шаг в этом направлении, он будет способствовать развитию рынка информационных продуктов и изменению структуры российской экономики. Ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере — один из приоритетов национального проекта «Цифровая экономика».

Кто уже воспользовался скидкой

«Лента.ру» поговорила с представителями компаний, которые уже приняли участие в программе или только собираются воспользоваться дисконтом от государства. Что они получают в итоге?

Подмосковной сети кофеен THE COFFEE с помощью отечественного софта удалось повысить эффективность внутренних процессов. Компания купила подписку на пакет облачного сервиса QuickResto со скидкой 50 процентов. Система позволяет вести учет финансов на большом количестве торговых точек и складов без дополнительных сотрудников и оборудования в виде серверов.

«Сервис позволяет вести нам строгий учет движения денежных средств, а также продуктов в каждой кофейне. С учетом аналитики мы оперативно меняем ассортимент в меню. Кроме этого, оптимизирован запас продуктов на общем складе — он достаточен для оперативного снабжения кофеен, но в то же время не возникает длительного хранения продуктов, что совершенно минимизирует списания. Также программа позволяет оперативно реагировать на критическое снижение количества продуктов в кофейнях, поэтому стоп-листы не допускаются», — рассказала управляющая сети THE COFFEE Марина Демина.

Компания Alpen Camp с помощью отечественного ПО «оцифровала» управление своим глэмпингом (это продвинутый кемпинг, новая разновидность экологического туризма, которая позволяет сочетать отдых на природе, привычный комфорт и сервис). Alpen Camp приобрела софт российского разработчика Bnovo — систему внутреннего учета и управления объектами размещения туристов с подключением модуля бронирования и каналов онлайн-продаж

«Система позволяет решать множество задач при управлении глэмпингом, включая даже уборку номеров. Она охватывает практически весь маркетинг — это интеграция с агрегаторами и другими каналами онлайн-продаж, бронирование домиков на сайте и в соцсетях, возможность оплаты онлайн. Программа собирает и анализирует информацию о клиентах, обрабатывает статистику и необходимые KPI», — рассказал «Ленте.ру» основатель и руководитель глэмпинга Alpen Camp Антон Курин. Наличие скидки от государства имело решающее значение.

Компания Surf-point — это школа профессионального обучения кайтингу и виндсерфингу. Здесь покупка системы управления предприятием запланирована на ближайшее будущее, компания уже консультировались по поводу участия в программе.

«Мы за цифровизацию! В планах — автоматизация на базе 1С. Цель внедрения нового ПО в нашу систему — это прежде всего автоматизация процессов, которые сейчас фиксируются вручную, а также оптимизация работы серфинг-клуба в целом, от первого обращения клиента до проведения регулярных мероприятий. Мы хотим, чтобы гостям было с нами комфортно! Скидка в 50 процентов будет очень кстати», — рассказал «Ленте.ру» основатель серфинг клуба Surf point Олег Черкашин.

< Назад в рубрику