Стартовала двухдневная международная конференция Сбера по искусственному интеллекту Artificial Intelligence Journey, в ходе которой запланированы специальные секции для учащихся средних и старших классов — AI Journey Junior. О том, как связаны молодежь, экология и искусственный интеллект, «Ленте.ру» рассказала старший вице-президент по ESG Сбербанка Татьяна Завьялова.
«Лента.ру»: Один день конференции посвящен молодежи. Почему вы выделяете этот сегмент отдельно?
Татьяна Завьялова: Сегодняшние дети — это так называемые цифровые аборигены: когда они пришли в мир, он уже был цифровым. Поэтому у них нет разделения на реальную и виртуальную жизнь, которое есть у людей старшего поколения. Для них то, что происходит в смартфоне, почти так же реально, как и на улице
То есть цифровые технологии для молодежи — норма жизни, а искусственный интеллект — ключевая из этих технологий. ИИ все сильнее меняет мир, и, конечно, молодым людям интересно во всем этом участвовать. Да и в целом, как показывают исследования, молодежь относится к искусственному интеллекту более открыто и позитивно, чем старшее поколение. А мы понимаем, что сегодняшние школьники и студенты уже через 5-10 лет станут драйверами прогресса в этой области, именно они будут строить будущее.
Поэтому мы считаем важным, чтобы молодежный трек был включен в программу конференции AI Journey. Уже второй год подряд мы организуем в рамках этого форума специальные активности для старшеклассников и студентов по темам устойчивого развития и ESG — «Путешествие в мир искусственного интеллекта». Это образовательные сессии, интерактивы, мастер-классы и так далее.
В этом году AI Journey характерна не только молодежным треком, но и особым вниманием к тематике ESG. Можете объяснить, что это такое ESG и кто такие ESG-клиенты Сбера? И насколько эти три сущности — ESG, искусственный интеллект и молодежь — пересекаются?
Простыми словами, ESG — это экологическая, социальная и управленческая ответственность. Когда каждый из нас, занимаясь бизнесом, общественной деятельностью или просто живя повседневной жизнью, думает о том, как это отражается на окружающей среде и социуме. Это понимание того, что любое действие имеет свою экологическую и социальную цену, будь то разработка нового продукта, поездка на автомобиле, пикник в лесу и так далее. Это умение думать о будущем в терминах устойчивого развития, когда мы учитываем не только собственные интересы, но и интересы будущих поколений. И это прозрачность и публичность всех корпоративных действий.
Нам в Сбере было интересно посмотреть, сколько же людей среди наших клиентов разделяют ESG-принципы. Для нас ESG-клиенты — это, прежде всего, ответственные потребители, которые готовы осознанно менять свои привычки, образ жизни и предпочтения, чтобы уменьшить негативное влияние на окружающую среду и позитивно влиять на общество. Такие люди заботятся об экологии, выбирают товары и услуги с минимальным углеродным следом, следят за своим здоровьем, поддерживают уязвимые группы населения, занимаются благотворительностью и так далее.
При разработке оценочной модели, и тут, кстати, не обошлось без ИИ, мы выделяем разные типы ESG-поведения. На первом уровне человек интересуется этой тематикой и даже готов менять свои привычки, но только если это не требует усилий, времени и денег. На втором уровне речь о более энергозатратных действиях — люди начинают активно заботиться об обществе и природе, менять свой образ жизни, а третий уровень — это уже готовность кардинально пересмотреть свою жизнь, тратить на это и время, и деньги.
И сколько в России ESG-ориентированных людей?
За всю Россию не скажу, но в Сбере мы уже провели такую сегментацию, а поскольку у банка 106 миллионов клиентов, то есть большинство взрослого населения страны, то это достаточно репрезентативная выборка. По нашим данным, среди молодых клиентов (в возрасте от 14 лет до 21 года) число ESG-ориентированных клиентов выше, чем среди людей других возрастов, — это каждый пятый (21 процент). Еще 28 процентов — потенциальные ESG-клиенты, то есть молодые люди, которые могут интересоваться ESG-повесткой, совершать разовые ESG-действия, не требующие значительных затрат времени и финансов. Таким образом, получается, что почти половина молодежи в той или иной степени поддерживают ESG-повестку.
А вообще, если посмотреть на всю Россию, то на сегодняшний день более 80 процентов молодежи в возрасте от 14 лет до 21 года — это клиенты Сбера, которые пользуются нашими продуктами, например, молодежной «СберКартой», подпиской «СберПрайм» со скидкой и так далее. С 2017 года нашим проводником в мире финансовой грамотности для молодежи выступает «СберКот» на площадке «ВКонтакте» — это сообщество и чат-бот с миллионной аудиторией. В этом канале мы регулярно поднимаем острые молодежные темы, в том числе говорим с аудиторией про экологию.
А какие конкретные действия совершают молодые люди, для которых экология и общественные интересы это не пустые слова?
Тут есть целая серия маркеров, которые относятся и к тому, что они думают, и к тому, что они делают. Если говорить о представлениях о том, что правильно, а что нет, то я бы отметила, например, такую цифру, из исследования Аналитического центра НАФИ: для 92 процентов российской молодежи важно, как их потенциальный работодатель заботится о здоровье и профессиональном развитии персонала, насколько прозрачно и полно ведет корпоративную отчетность, насколько ответственно относится к окружающей среде.
В ходе другого исследования НИУ ВШЭ и «ВКонтакте» опросили 10 тысяч человек в возрасте от 14 до 24 лет и выяснили, что 66 процентов молодых людей обеспокоены экологическими проблемами, а 43,5 процента — уже выбирают экологически ответственные бренды, убирают мусор, используют энергосберегающие технологии, экономят воду. И эти тренды мы отчетливо видим в поведении наших молодых клиентов. Они все чаще занимаются благотворительностью (и в том числе списывают на это бонусы «СберСпасибо»), чаще совершают покупки в экомагазинах, секонд-хенде, инклюзивных мастерских и магазинах благотворительных фондов, и даже инвестируют в бумаги ESG-ориентированных компаний.
Давайте все же вернемся к искусственному интеллекту.
Искусственный интеллект — это мощный инструмент, который помогает человечеству решать сложные задачи, в том числе в сфере ESG. И школьникам, и студентам, которые дружны с точными науками, эти задачи очень интересны — в силу как раз их «цифрового» мировоззрения.
И я убеждена, что именно в пересечении этих трех понятий — молодежи, ESG и искусственного интеллекта — и находится более устойчивое и здоровое будущее нашей планеты. Да и само будущее как таковое тоже. Ведь если продолжить текущие тренды, картина вырисовывается мрачная: дальнейший рост средней температуры Земли, ускоряющееся исчезновение животных и растений, ухудшение качества воздуха, воды, почвы, нарастание социального неравенства и так далее.
А поскольку все это происходит постепенно, то часто не видно прямого стимула к немедленным действиям. Но молодым людям, которым сейчас 15-20 лет, в этом будущем жить. Плюс у них более открытый ум, они легче схватывают новое и лучше разбираются в новых технологиях. Следовательно, для нас критически важно заинтересовать молодежь всеми этими вещами и вовлечь их в решение этих проблем. Это многокомпонентная задача, где один из кирпичиков — как раз наша молодежная секция на AI Journey. Которая, кстати, будет интересна в том числе и взрослым, так что приглашаю всех к участию.