В Иркутской области собираются дифференцировать тариф на электричество для населения. Делается это для борьбы с серыми майнерами, перерасход электроэнергии за которых оплачивают крупные промышленные потребители. Страдают от криптодобытчиков не только промышленники, но и простые граждане, дома и квартиры которых обесточиваются из-за аварийных ситуаций на подстанциях и пожаров на майнинговых фермах. Отразится ли дифференцированный тариф на простых гражданах — в материале «Ленты.ру».
«Дифтарифы коснутся тех предпринимателей, которые занимаются серой коммерцией, в том числе майнингом, — заявил в интервью «Независимой газете» директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев. — Почему за них должна платить промышленность?» По его словам, в Иркутской области тариф для населения субсидируется, за него доплачивает бизнес. При этом количество домохозяйств, где потребляют сверхнормативный объем электроэнергии (а это более 6 тысяч киловатт-часов в месяц), ежегодно растет. «Таких домохозяйств меньше двух процентов, а энергии они съедают почти 23 процента от всей потребляемой в регионе! Если они хотят продолжать заниматься майнингом, логично, чтобы оплата у них была полной, а не льготной, как для остальных потребителей», — подчеркнул эксперт.
В последние несколько лет Иркутская область стала центром притяжения криптодобытчиков со всех регионов России и даже из Китая. Это не удивительно, ведь региональный тариф на электроэнергию в сельской местности составляет всего 91 копейку за киловатт-час. Для сравнения: в Москве одноставочный тариф для населения, проживающего в домах, оборудованных электрическими плитами, составляет 5 рублей 43 копейки, в Московской области — 4 рубля 60 копеек, в Санкт-Петербурге — 3 рубля 92 копейки, в Ленинградской области — 3 рубля 67 копеек, в Хабаровском крае — 3 рубля 56 копеек.
Низкие тарифы в Иркутске сложились исторически — благодаря трем гидроэлектростанциям, работающим в регионе, и так называемому перекрестному субсидированию, когда крупные коммерческие и бюджетные потребители доплачивают за население около 6 миллиардов рублей в год. Но в последние годы эта ситуация обернулась неожиданным и довольно негативным результатом: мало того, что промышленность фактически стала субсидировать майнеров, так еще в геометрической прогрессии растет нагрузка на электрические сети.
Еще в 2021 году губернатор Иркутской области Игорь Кобзев обратился к федеральному правительству с просьбой разрешить введение для населения дифференцированных тарифов на электроэнергию, зависящих от объемов потребления. Премьер-министр России Михаил Мишустин 14 ноября 2022 года подписал постановление, которое в том числе предусматривает внесение правок в основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Теперь расчет предельного индекса будет производиться не только исходя из объема установленной социальной нормы потребления, но и исходя из двух первых диапазонов объемов потребления. В них гарантированно попадает подавляющее большинство объема бытового потребления электроэнергии.
C 2017 года энергетики Иркутской области наблюдают залповый рост числа домохозяйств, которые потребляют сверхнормативный объем электроэнергии — более 6 тысяч киловатт-часов в месяц.
В этом году потребление каждого из таких домохозяйств оценивается в 11 тысяч киловатт-часов в месяц. А в целом объем потребления электроэнергии серыми майнерами в Иркутской области по итогам 2022 года может составить до 687 мегаватт. «Для сравнения — мощность Иркутской ГЭС составляет 662 мегаватта, — рассказал на пресс-конференции в «Интерфаксе» гендиректор «Байкальской энергетической компании» Олег Причко. — Я неслучайно вам сказал про мышей, которые растащили крупу по норам. У нас получается, что мыши (серые майнеры) "растащили" целую ГЭС». По его словам, деятельность серых майнеров приводит к перегрузке сетей и аварийным отключениям целых поселков, что лишает сетевую компанию возможности новых технологических присоединений.
Директор филиала «Восточные электрические сети» ИЭСК Александр Щекин привел конкретный пример того, чем опасен серый майнинг для простого населения. Около двух недель назад в Дзержинске появился серый майнер. Учитывая то, что на улице уже долгое время держалась низкая температура, его появление спровоцировало аварию на электросетях, в результате чего более 100 домов остались без отопления. Котельная и весь микрорайон «Современник» были также отключены от электричества.
Еще одно уже смертельно опасное последствие серого майнинга — пожары. За 11 месяцев этого года по вине криптодобытчиков произошло 54 пожара — в пять раз больше, чем годом ранее. Один из последних случаев произошел в ночь на 25 ноября на Ипподромной улице Иркутска: сгорели два больших автосервиса и мансардный дом.
Как отмечают специалисты регионального МЧС, ситуация с пожарной безопасностью в садоводствах Иркутской области напряженная. Ее усугубляют еще и нелегальные майнеры, которые часто прячут свое оборудование в сараях, гаражах, подвалах, в высокой траве или кустах. Электропроводка, по словам представителей МЧС, в таких незаконных строениях, как правило, некачественная, а потребляют они в десятки раз больше, чем обычные домики садоводов.
Андрей Шутов подчеркнул, что опаснее всего, когда майнинг-фермы обустраивают в многоквартирных газифицированных домах. Из-за того, что в квартирах или помещениях, где производится добыча криптовалюты, невозможно находиться из-за шума и жары, в большинстве случаев для майнинга используются съемные квартиры, подвалы, чердаки или гаражи. Сами майнеры в таких помещениях не проживают, но ферма доставляет неудобства соседям. К пожарам приводят и резкие скачки электричества, так как сети перегружены подобными фермами.
Серые майнеры, помимо проблем с энергообеспечением и повышенной пожароопасностью, мешают соседям и шумом криптодобывающего оборудования. Многочисленные жалобы можно найти в канале «Чат Свет 38»: «У нас дома майнер очень шумит своим оборудованием (дом многоквартирный). Подскажите, вы что-то делаете по таким случаям»? — пишет Ольга Борисова.
«Куда можно сообщить, чтобы проверили помещение по поводу майнеров? Жужжание надоело, окна открыть невозможно», — возмущается Lenlav. «Вы проверяете квартиры с работающими майнерами? Если да, то вот адрес, — жалуется Алексей Беспечук. — Проверьте пожалуйста, постоянно гудит, спать невозможно. В этой квартире несколько майнеров, так что электричество владелец данной квартиры, скорее всего, ворует». «Хочу сообщить о майнинг-ферме, расположенной по адресу: Баклаши, переулок Новый, 33. По этому адресу находится частный дом с участком земли, ферма расположена на участке (не в доме) в металлическом контейнере. Слышен постоянный характерный для майнеров шум», — сигнализирует Владимир Капранов.
В поселках и садоводствах он становится частой причиной выхода оборудования из строя. Специалисты филиала «Восточные электрические сети» Иркутской электросетевой компании все чаще отправляются на поиски добытчиков криптовалюты за город. Только с начала этого года было выявлено более 700 случаев с подозрением на майнинг и составлено 146 актов о нецелевом использовании электроэнергии.
Впрочем, даже такими регулярными акциями майнеров не победить. Исправить ситуацию должен дифференцированный тариф.
При этом все эксперты в один голос утверждают, что переход на дифференцированный тариф никак не отразится на обычных потребителях.
Среднеповышенные тарифы предполагается установить только на потребление, ориентировочно превышающее 12 тысяч киловатт-часов в месяц зимой и 5360 киловатт-часов в месяц в остальное время. Это довольно высокая планка. Как подсчитал информационный ресурс «Ирк.ру», чтобы достичь такого показателя, нужно, например, в режиме 24/7 целый месяц смотреть 558 телевизоров, работать на 248 компьютерах одновременно или включить в розетку сразу 319 холодильников. Вообще среднее энергопотребление домохозяйства в Иркутской области составляет около 400 киловатт-часов в месяц, а 98 процентов домохозяйств потребляют не более 2000 киловатт-часов в месяц.