Брендан Фрейзер, пожалуй, один из самых популярных актеров начала нулевых. Он стремительно прошел путь от сексуального дикаря и героя романтических комедий до звезды блокбастеров. Артист был на вершине успеха, но в середине 2010-х внезапно исчез с больших и малых экранов. И сделал это так тихо, что пресса и фанаты задались вопросом, а где, собственно говоря, Брендан Фрейзер, лишь спустя десятилетие. В рамках цикла материалов о ментальном и физическом здоровье звезд «Лента.ру» рассказала, как Голливуд уничтожил карьеру и ментальное и физическое здоровье актера, а любовь и поддержка поклонников помогли ему вернуться.
Брендан Джеймс Фрейзер родился 3 декабря 1968 года и был четвертым ребенком в семье. Его мать трудилась продавцом-консультантом, а отец был сотрудником дипломатической службы в канадском управлении по туризму. Из-за особенностей работы Фрейзера-старшего семья была вынуждена каждый год переезжать, и будущий актер с детства привык много путешествовать, объездил полмира и пожил в США, Нидерландах, Швейцарии, Италии и Великобритании. Во время жизни Фрейзеров в Лондоне Брендан буквально заболел театром и не пропускал ни одной новой постановки. Однако перед поступлением мальчика в школу семья вернулась в Канаду.
Имея возможность дать детям хорошее образование, родители определили Брендана в старейшую в Торонто частную школу-интернат для мальчиков Upper Canada College. Именно там он решил попробовать себя в качестве артиста, для чего записался на уроки актерского мастерства в театральный кружок и стал завсегдатаем всех школьных спектаклей.
Талант юного артиста быстро оценили и за пределами школьной сцены. Двенадцатилетний Брендан проводил каникулы в Лондоне и прошел прослушивание на роли в двух профессиональных театральных постановках — и не где-нибудь, а на сцене лондонского Театра Вест-Энда. Он был задействован в спектакле по пьесе Беккета «В ожидании Годо» и комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Любопытно, что в 2001 году, уже будучи кинозвездой, Фрейзер с удовольствием принял приглашение вновь выйти на сцену этого театра и сыграл главную роль в драме Теннеси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше». Постановка стала хитом Вест-Энда, а работу актера оценили не только зрители, но и критики.
После работы в Вест-Энде Фрейзер уже не мыслил жизни без актерства, и после окончания школы вопрос о выборе профессии не поднимался. Он поступил на театральное отделение Корнишского колледжа искусств в Сиэтле, где в 1990 году получил степень бакалавра в области исполнительских искусств. Молодой актер планировал продолжить обучение и получить степень магистра в Южном методистском университете Далласа, но по пути в Техас заехал в Лос-Анджелес, чтобы принять участие в пробах на роль в фильме «За кровь платят кровью». Сниматься Фрейзера в итоге не пригласили, но он решил задержаться в Калифорнии.
Как и все начинающие актеры в Голливуде, Фрейзер поначалу перебивался эпизодическими ролями в сериалах. Однако высокого голубоглазого артиста с пухлыми губами и харизмой славного парня быстро заметили — и пригласили на роль безымянного матроса №1 в картине «Дурацкое пари» с Ривером Фениксом и Лили Тейлор. На съемах этого проекта Фрейзер не заработал много денег, зато нашел себе агента, который организовал ему несколько прослушиваний и свел с нужными людьми. В результате уже через год актер получил первую главную роль в комедии «Замороженный калифорниец».
Вышедший на большие экраны в 1992 году фильм о приключениях размороженного неандертальца в современной Калифорнии разгромили критики, зато хорошо приняли зрители, а самого Фрейзера заметили режиссеры и один за другим стали предлагать ему роли в новых комедийных проектах.
На протяжении нескольких следующих лет он сыграл симпатичных, но немного наивных героев, оказавшихся в непривычных условиях, больше 20 раз. В криминальной комедии «Пустоголовые» артист перевоплотился в рок-музыканта, в ленте «Скаут» — в гениального, но сумасбродного игрока в бейсбол, а в комедии «Взрыв из прошлого» вылез из бункера в современный мир после 35 лет изоляции. Благодаря этим картинам в 90-е годы за Фрейзером закрепилась слава короля романтических комедий.
Прорывной для него стала вышедшая в прокат в 1997 году комедия «Джордж из джунглей». Роль воспитанного вдали от цивилизации и людей современного Тарзана в кожаных трусах принесла актеру мировую известность и звание одного из 50 самых красивых мужчин планеты по версии журнала People. И хотя Фрейзеру большую часть фильма пришлось проходить в набедренной повязке, он до сих пор с любовью вспоминает роль короля джунглей. «Я смотрю на себя и вижу только ходячий бифштекс», — шутливо заметил Брендан в одном из интервью, добавив, что для подготовки к съемкам ему пришлось полгода сидеть на жесткой диете и тренироваться по часу в день.
В начале 2000-х вышли комедия «Дадли Справедливый», где Фрейзер сыграл наивного спустившегося с гор королевского полицейского, и уже ставший культовым «Ослепленный желаниями» — оба фильма в прокате провалились, но полюбились зрителям.
Стоит отметить, что, несмотря на то что актер был действительно хорош и востребован в рамках комедийного жанра, ему с самого начала карьеры хотелось доказать всем, что он способен на большее. Поэтому параллельно с работой в ромкомах Фрейзер принимал участие в драматических проектах. Так, в 1992 году он в компании Бена Аффлека и Мэтта Дэймона снялся в фильме «Школьные узы», где исполнил роль поступившего в элитный колледж парня из бедной еврейской семьи. А в 1998-м вместе с Иэном Маккелленом сыграл в «оскароносном» байопике «Боги и монстры», посвященном последним дням кинорежиссера Джеймса Уэйла и вопросам сексуальности и потери вдохновения.
Знаковой в карьере Фрейзера стала роль отважного авантюриста и кладоискателя Рика О’Коннелла в трилогии «Мумия». Фильм Стивена Соммерса работал на стыке жанров приключенческого боевика, комедии и ужасов, потому актеру удалось выйти за рамки привычного образа и продемонстрировать всю широту своих возможностей. В кинотеатры «Мумия» попала в 1999 году и сразу стала настоящим хитом, а за Фрейзером прочно закрепилось звание секс-символа. Оценили его работу и критики. По их мнению, сыгранный актером отважный искатель приключений опередил свое время, потому что был не типичным альфа-самцом, пытавшимся всем доказать свою крутость, а живым человеком с настоящими эмоциями. Неудивительно, что всего спустя два года вышла вторая часть приключений — «Мумия возвращается», собравшая еще более внушительную кассу по сравнению с первой частью. Также в это время актер принял участие в криминальной драме «Столкновение», которая завоевала три премии «Оскар», в том числе и за лучший фильм.
Однако после такого мощного успеха карьера Фрейзера пошла на спад. Его хотели видеть в своих фильмах многие режиссеры, он редко отказывался от поступающих предложений, даже если они были сомнительными, и постоянно работал на пределе своих возможностей.
Неудивительно, что многие проекты с его участием проваливались в прокате и получали негативную критику. Среди громких творческих неудач артиста — анимационно-игровой фильм «Луни Тюнз: Снова в деле», драма «Воздух, которым я дышу», «Обезьянья кость».
Серьезно подкосила актера и история с перезапуском «Супермена» по сценарию Джей Джей Абрамса. Брендан был главным претендентом на роль супергероя и успешно прошел кастинг, однако из этой затеи ничего не вышло, а проект впоследствии и вовсе отменили. И эта неудача, по словам Фрейзера, буквально разбила ему сердце.
В 2007 году у актера появилась надежда на реанимацию карьеры: он согласился вернуться к роли Рика О‘Коннелла в «Мумии: Гробница императора драконов». Однако критики и зрители оценили фильм ниже первой и второй частей, потому все запланированные ранее продолжения были отменены. Та же участь ждала и коммерчески успешную киноадаптацию романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», в которой Фрейзер сыграл главную роль.
С 2009 года в игровых фильмах с трюками и боевыми сценами актер больше не участвовал. В 2010-м с участием Фрейзера вышли «Хроники ломбарда» и «Месть пушистых», после чего он решил взять тайм-аут. В потенциально хитовые и некомедийные проекты его звать перестали, потому актер сосредоточился на озвучании кино и анимации.
Сыграла злую шутку с Фрейзером и его безотказность. По просьбе режиссеров он часто выполнял многие трюки самостоятельно — и не задавал лишних вопросов. Естественно, не обходилось без травм. К моменту начала работы над последней «Мумией» актера уже несколько лет мучили проблемы со здоровьем, но ему предстояло отважно прыгать с высоты, драться и падать. По признанию Фрейзера, съемки третьей части «Мумии» были похожи на борьбу за выживание, потому что его тело «буквально разваливалось на части». Чтобы Брендан мог терпеть боль и продолжать работу над проектом, съемочной группе приходилось изолентой приклеивать к его телу пакеты со льдом.
В результате следующие семь лет после выхода фильма актер провел практически не вылезая из больницы. Ему частично заменили коленный сустав, восстанавливали голосовые связки и провели несколько сложных операций на позвоночнике. «Мне была нужна ламинэктомия (удаление части позвонка, чтобы снизить давление на спинной мозг, — прим. «Ленты.ру»). Но поясница все равно не выдержала, так что через год пришлось делать ее снова», — сообщил много лет спустя Фрейзер.
На проблемы со здоровьем наложилась череда личных трагедий, из-за чего начавшаяся у актера после отмены «Супермена» депрессия только усилилась.
Долгое время в Голливуде Фрейзер считался образцовым семьянином. В 1998 году он женился на своей давней возлюбленной, актрисе Эфтон Смит. Супруги воспитывали троих сыновей Гриффина, Холдена и Лиланда, старший из которых родился с расстройством аутического спектра. Однако после девяти лет брака пара внезапно для всех объявила о своем решении расстаться.
Развод больно ударил не только по моральному, но и по материальному состоянию артиста. В 2009 году он обязался на протяжении 10 лет ежегодно выплачивать бывшей жене 900 тысяч долларов алиментов на детей. Однако из-за проблем со здоровьем Брендан стал реже сниматься, отказывался от работы в боевиках и игровых проектах, денег становилось все меньше. В 2013 году из-за затруднительного материального положения актер был вынужден обратиться в суд с просьбой снизить сумму алиментов, что привело к скандалу. Смит через своего адвоката начала обвинять бывшего мужа в сокрытии доходов. Иск Фрейзера не удовлетворили, и ему пришлось выплачивать всю сумму вплоть до 2019 года.
На фоне стресса, депрессии и проблем со здоровьем высокий и атлетически сложенный актер сильно изменился внешне. Голливуд отвернулся от него: в большое кино и на премьеры больше не приглашали, лишь иногда звали на небольшие роли в сериалах.
Однако в 2015 году о Фрейзере внезапно вспомнили — не режиссеры, а его поклонники, которые стали в социальных сетях спрашивать, куда он пропал. А в 2016 году актер впервые после долгого молчания пришел на интервью в рамках поддержки сериала «Любовники», где он сыграл небольшую роль. И перед камерами и зрителями предстал не секс-символ, а потерянный, постаревший мужчина, который говорил почти шепотом и казался полностью дезориентированным.
Многие поклонники были встревожены ментальным здоровьем Фрейзера и гадали, что стало причиной столь разительных перемен. И только позднее выяснилось, что на интервью актер пришел через несколько дней после похорон скончавшейся от рака матери, потому что боялся подвести продюсеров шоу. Демонстрация подлинных чувств тронула зрителей, и всего через несколько дней в сети наряду со злыми мемами появилась петиция с призывом «Вернуть Брендана Фрейзера в кино и на телевидение». За двое суток ее подписали более 11 тысяч человек, а затем эта инициатива превратилась в масштабную кампанию с призывами от фанатов актера в Twitter, на Reddit и других соцсетях.
В 2018 году Фрейзер дал большое интервью, в котором рассказал о причинах, загнавших его в депрессию. По его словам, у него в жизни уже довольно давно шла черная полоса, просто он старался не делиться ни с кем своими переживаниями. Помимо проблем со здоровьем и тяжелого развода разрушительное влияние на психику актера оказало то, что он подвергся сексуальным домогательствам.
Как рассказал Брендан журналистам, после званого обеда, организованного Голливудской ассоциацией иностранной прессы, его окликнул на тот момент президент ассоциации Филипп Берк и посреди переполненной комнаты протянул к нему руку.
Фрейзер рассказал об этом инциденте жене и своему агенту. Последний попросил ассоциацию принести актеру письменные извинения, но те не восприняли его слова всерьез. Представители организации предпочли замять ситуацию, но пообещали, что «мистер Фрейзер никогда больше не встретится с мистером Берком на одном мероприятии». И свое слово сдержали. Актера перестали звать в большие проекты и на церемонию «Золотой глобус», которую проводит Ассоциация иностранной прессы.
Фрейзер признался, что сначала хотел придать случившееся огласке, но ему не хватило духу. И, как многие жертвы абьюзивного поведения, начал обвинять во всем себя и обесценивать свои чувства.
Более того, Брендан не исключает, что по настоянию Берка его внесли в черный список артистов, с которыми лучше не иметь дела.
Спустя годы, проработав свои чувства по поводу харассмента, актер пришел к выводу, что длительная полоса неудач произошла с ним не только из-за внешних обстоятельств, но и из-за предрасположенности к самоуничижению, возникшей из-за неуверенности в себе.
В свою очередь, Берк сначала полностью отрицал обвинения в свой адрес. Однако позднее в своих мемуарах признал, что это не выдумка, но назвал свои действия «невинной шуткой», которую Фрейзер просто не оценил.
Шумиха в соцсетях и резонансное интервью артиста не прошли незамеченными. Режиссеры снова обратили на него внимание. Первым стал Денни Бойл, который пригласил его на ключевую роль в сериал «Траст» о похищении нефтяного магната Джона Пола Гетти III в 1973 году.
В 2021 году Фрейзер вернулся в большое кино, сыграв в криминальной драме Стивена Содерберга «Без резких движений». Следом о нем вспомнил Мартин Скорсезе и пригласил в свой проект «Убийцы цветочной луны», где партнером Брендана выступил Леонардо Ди Каприо.
Но главной работой, ознаменовавшей подлинный ренессанс карьеры Фрейзера, стала его роль в драме «Кит» Даррена Аронофски, в которой актер перевоплотился в 270-килограммового профессора литературы, ведущего затворнический образ жизни. Фрейзер рассказал, что роль Чарли оказалась очень требовательной к его физической форме, так как «полнящий» костюм был очень тяжелым и неудобным. В зависимости от сцены ему приходилось носить на себе костюм массой от 20 до 136 килограммов.
Но его усилия оказались не напрасны: на премьере, состоявшейся на 79-м Венецианском кинофестивале, зрительный зал приветствовал не сумевшего сдержать слез благодарности к своим зрителям Брендана шестиминутными овациями.
Актер сумел принять нового себя и свою изменившуюся внешность, пережил все потери, и сейчас у него вновь нет отбоя от предложений работы. Он много и с удовольствием снимается в драматических проектах у лучших режиссеров и в редкие свободные минуты продолжает заниматься фотографией. Более того, несмотря на сложности с бывшей женой, Фрейзер сумел сохранить теплые отношения с детьми и, наконец, выглядит по-настоящему счастливым, вернувшись на большие экраны. А на вопрос, не хочет ли он остановиться, с улыбкой отвечает: «За все эти годы у меня было много всякого — и крупные хиты, и больше провалы. И сейчас мне хочется ощущать, что я что-то привношу в актерское дело и узнаю что-то новое».