Культура
00:05, 5 декабря 2022

Каменный гость. На Netflix вышел блокбастер о гигантском тролле. Почему он интереснее «Кинг-Конга» и «Годзиллы»?

Ярослав Забалуев (кинокритик «Ленты.ру»)
Кадр: Фильм «Тролль»

На Netflix вышел фильм Роара Утхеуга «Тролль» про ожившего норвежского монстра, который разносит по кирпичику Осло. «Лента.ру» рассказывает, почему эта изобретательная картина смотрится намного эффектнее последних голливудских версий «Кинг-Конга» и «Годзиллы».

Когда Нора Тидеманн была ребенком, папа Тобиас (Гард Б. Эйдсвольд) водил ее в горы и рассказывал истории о троллях, спящих в норвежских скалах. Спустя 20 лет Нора (Ине Марие Вильман) стала палеонтологом, остервенело разыскивающим в родном грунте останки динозавров. От очередной впечатляющей находки (гигантского черепа) ее отрывает правительство. Дело в том, что во время строительства в горах произошла авария, на месте которой обнаружили огромные следы, напоминающие человеческие. Нора, с годами разуверившаяся в папиных сказках, с ужасом понимает, что в земле, возможно, отпечаталась нога тролля. Чтобы разобраться в происходящем, ей приходится обратиться за помощью к родителю. За годы жизни отшельником Тобиас отрастил ветхозаветную бороду, научился стрелять и приобрел привычку ходить без штанов. Однако за шанс подтвердить главную теорию своей жизни он хватается рьяно. Это самое подтверждение ждать себя не заставляет — горный великан материализуется прямо за спинами Тидеманнов и вскоре отправляется в сторону Осло.

Долгие годы тролли служат надежной частью скандинавского культурного экспорта — иногда, как в недавнем шведском фильме «На границе миров», даже контрабандного. Речь в данном случае, конечно, не о тех троллях, что пишут ерунду в комментариях, а о каменных великанах с космами мхов и кустарников на головах. Про них снимают фильмы самых разнообразных жанров, их фигурки продаются в детских магазинах, под именем огры они проникают и в предания других народов. То есть нет ничего удивительного в том, что Netflix с его хваткими маркетологами в итоге решил пристроить северную мифологию к своему безразмерному меню.

Интересы сервиса здесь совпали с амбициями норвежского режиссера с красивым, подошедшим бы и троллю, именем Роар Утхеуг. Этот постановщик в 2015 году снял эффектный фильм-катастрофу «Волна» (о цунами, как несложно догадаться), благодаря которому был замечен в Голливуде. Вскоре его пригласили ставить «Лару Крофт», которая должна была стать первой частью новой франшизы. Не вполне понятно, что там случилось. То ли установка продюсеров на десексуализацию героини компьютерных игр оказалась несовместима с ее образом. А то ли Утхеугу пришлось сдерживать свою скандинавскую размашистость. В любом случае фильм получился невзрачным — худшая характеристика для кино подобного рода. Утхеуг вернулся на родину, но мыслей о реванше над Голливудом, по-видимому, не оставил.

Итогом стал «Тролль», где Роар значится не только режиссером, но и сценаристом. Сюжет здесь действительно исключительно удачный — Европе давным-давно был нужен свой собственный Кинг-Конг (или хотя бы Годзилла). Сильная же сторона «Тролля» обнаруживается в убедительной теоретической базе. Утхеуг не ленится тщательно обосновать нападение антропоморфного каменного чудовища с хвостом. История подается постепенно, с плавной сменой регистров, не позволяющей зрителю заскучать.

Все это искусно задрапировано в динамичный экшн — сцена, в которой монстр сражается с вертолетами, к которым прицеплены церковные колокола, врезается в память надолго. В то же время важен и антураж: Утхеуг прекрасно знает и чувствует норвежскую натуру, холодноватые пейзажи не только радуют глаз, но и дарят необходимое в наше время чувство душевного уюта. Ну а главное, что сам тролль выполнен с исключительной любовью и вызывает не только ужас, но и абсолютную симпатию.

То же можно сказать и о главной героине. У Норы есть внятная арка развития характера, а обаяние Ине Марие Вильман намекает на то, какой могла бы в теории получиться Лара Крофт, если бы не строгие голливудские стандарты. Как и в «Кинг-Конге», главное напряжение здесь нарастает между чудищем и блондинкой, однако и прочие персонажи прописаны экономными, но яркими мазками. Отдельных слов заслуживает изображение норвежской военщины, готовой во имя национальных интересов поставить под угрозу не только жизни авантюристов, прущих на линию огня, но и прочих жителей норвежской столицы. В общем, «Тролль» — это тот самый фильм о монстрах, которого зрители ждут от американского кино всякий раз, когда на афишах появляются имена Кинг-Конга или Годзиллы (или обоих вместе). Это картина, которую хотелось бы посмотреть на большом экране, после просмотра не пожалев потраченного времени.

В вину создателям можно поставить, наверное, лишь излишне торжественную музыку, будто бы украденную из американского патриотического блокбастера. Возвышенные духовые, барабанная дробь — все эти элементы не очень идут норвежским уюту и строгости. Однако, по всей видимости, это определенные правила игры, которые Утхеуг привез из Голливуда после работы над «Ларой Крофт». В желании скандинава оставаться релевантным американской киноиндустрии нет ничего позорного, просто «Троллю» очень к лицу замечательно найденная аутентичность. Ее вполне мог бы подчеркнуть еще и соответствующий звуковой ряд.

Этой истории, пожалуй, не хватает по-настоящему величественного финала. Однако таковы правила современной киноигры, когда из любого коммерческого проекта в перспективе можно сделать франшизу. У «Тролля» такой специфический хвост тоже имеется — финал намекает на то, что мы, вполне возможно, еще встретимся с каменным чудищем. В конце концов, японская Годзилла вполне успешно осуществляла мировое турне. Чем норвежский великан хуже.

Фильм «Тролль» (Troll) вышел на Netflix

< Назад в рубрику