Прошедший месяц оказался богат на самые разнообразные музыкальные релизы — от новинок больших звезд до синглов более нишевых артистов. Легенды The Doors поделились ранее неизданной песней, икона MTV 2000-х Аврил Лавин записала романтическую балладу с британским артистом, а Hot Chip пофантазировали на тему того, какие клипы будет создавать нейросеть. Не обошлось без минорного российского электро-попа в лице Mirèle с liyolei и жизнерадостного хауса от Barry Can't Swim. Подробнее об этих и других значимых новинках месяца рассказываем в регулярной подборке «Ленты.ру».
The Doors — Paris Blues
В октябре свой старый сингл откопали Queen, а месяцем позднее архивы подняли и другие рок-легенды — The Doors. Свет увидел их старенький трек Paris Blues, записанный где-то между 1968-м и концом 1970-го (точную дату никто из музыкантов не помнит). Мастер-запись композиции потеряли, а копию передали клавишнику Рэю Манзареку, который смог сохранить ее лишь частично — его маленький сын Пабло записал поверх песни собственные фрагменты. Но, несмотря на такой тернистый путь, Paris Blues наконец опубликована и совершенно не производит впечатление неудачно склеенного произведения, призванного набрать прослушивания лишь за счет упоминания The Doors. Напротив, Paris Blues, с вальяжными гитарами и психоделическим ретро-клипом, кажется вполне цельным и органично влившимся в дискографию группы синглом — и для того чтобы понять, был ли он выпущен сейчас или несколько десятков лет назад, надо быть довольно продвинутым фанатом Моррисона и компании. Да и если отбросить аналитику, услышать новую музыку The Doors в 2022-м — уже праздник. Еще и такой, после которого не становится горько от неоправданно высоких ожиданий.
Nas & 21 Savage — One Mic, One Gun
Вместо злобного дисса — совместный трек с роскошной аранжировкой и напоминанием, кто стоял у истоков. Видимо так решил Nas после того, как в своем интервью 21 Savage назвал ветерана не особо актуальным и продолжающим существовать лишь за счет обширной фанатской базы. После таких неосторожных высказываний создатель культовой записи Illmatic действительно мог разразиться если не агрессивной музыкальной ответкой, то как минимум реакцией в соцсетях, но вместо этого у рэперов вышел отличный фит без взаимных колкостей, но с ответом на извечный вопрос «Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?» Ирония же в том, что воздержавшийся от бессмысленного конфликта Nas здесь может предъявить куда больше, поэтому даже без дисса слегка проучает 21 Savage и всех хейтеров фразой «Когда речь идет о легенде, нет такой вещи как актуальность» — и точка в споре поставлена.
Jenny Hval — Buffy
Весной норвежская исполнительница Дженни Хвал дебютировала на лейбле 4AD с альбомом Classic Objects, который критики назвали ее самым попсовым релизом (видимо, не в последнюю очередь из-за использования классической формулы «куплет + припев»). Последний сингл Хвал указывает на несправедливость таких обвинений. Пускай трип-фолк — определение, которое артистка сама придумала для своей музыки — тут и не просматривается, но и обычным попом Buffy тоже не назовешь. Голос и звук здесь будто бы раскручиваются по спирали, но в конце внезапно обрываются на самом эмоциональном пике, оставляя ощущение незавершенности, которое подталкивает вновь вернуться в самое начало трека. К слову, его слегка инопланетный, магический характер вполне объясняется источником вдохновения Хвал, скрытом в названии: оказалось, что исполнительница является фанаткой сериала «Баффи — истребительница вампиров», поэтому в основу лирики легло подзабытое шоу, а музыкальное сопровождение родилось из импровизаций на синтезаторе.
Avril Lavigne — I'm a Mess (feat. YUNGBLUD)
Для всех, кто последние 5-10 лет бесконечно задавался вопросом, куда делась Аврил Лавин старого образца, сингл I'm a Mess — настоящий подарок и привет из прошлого. Комментаторы под видео упиваются ностальгией и вспоминают 2000-е, а сама певица в этом клипе выглядит так, будто с выхода Sk8er Boi прошло не два десятилетия, а всего лишь лет пять. Очевидно, что если времена, когда однообразные поп-панк-хиты наводняли эфир MTV, не вызывают у вас теплых чувств, то и свежая работа Лавин вряд ли пробудит интерес — тут исполнительница не предлагает ничего нового, да и на самом деле не ставит такой цели. Пронзительная баллада о сложностях отношений, приправленная эмо-харизмой британца YUNGBLUD, и без того находит своего слушателя.
Hot Chip — Broken
После релиза своего шестого альбома Freakout/Release британские электронщики Hot Chip решили обратить более пристальное внимание на вошедший в него трек Broken и выпустить сборник ремиксов на песню, а заодно и клип. С последним музыканты явно перестарались, и концепт видео убежал далеко вперед незамысловатой и местами даже кажущейся устаревшей мелодии с простым текстом о том, как иногда наступает всепоглощающее эмоциональное истощение. По словам вокалиста Алексиса Тейлора, при написании трека Hot Chip вдохновлялись Robyn и ABBA, в то время как задумка видео была продиктована растущими возможностями искусственного интеллекта. По задумке нейросеть создает видео, обучившись на стареньких сентиментальных клипах поп-бойз-бэндов, — только вот в ее творении вместо слащавых певцов в кадре неуклюже пляшут андроиды.
liyolei — reka
Российский электро-поп часто ассоциируется с абстрактными образами, романтическими переживаниями и даже с чем-то мистическим, но почти никогда — с тем, что происходит здесь и сейчас. Казанской художнице Лии Сафиной удалось переломить эту тенденцию в треке reka, который осмысляет потерю дома и то, что, «пока горит наш мир», все равно нужно продолжать жить. Вся эта рефлексия о настоящем — с текучей в соответствии с названием песни IDM-аранжировкой, припевом на татарском языке и кадрами из эмиграции, которые исполнительница собрала от своих подписчиков. Сам же сингл liyolei записала летом в Стамбуле и тогда, похоже, совсем не ожидала, что с каждым месяцем он будет становиться все злободневнее:
Mirèle — «Нечего сказать»
У экс-участницы дуэта «Мы» и основательницы сольного проекта Mirèle Евы Гурари, обычно делающей ставку на мечтательный поп и приторно-сладкую эстетику, вышла непривычная новинка. Черно-белый клип на песню «Нечего сказать» вопреки названию вполне является высказыванием. В интервью BURO певица отметила, что свежий трек — о бессилии, потерянности и страхе перед действительностью. Появляющийся и здесь образ стремительно ускользающей реки, все оттенки серого и этакий косплей безрадостной Аленушки с картины Виктора Васнецова эти состояния довольно легко доносят. Добавить к этому строки «Завтрак, обед или ужин — не помню / Радуга в небе теперь в монохроме», и мы получим, пожалуй, одну из самых угнетающих песен Mirèle — под стать хмурому началу зимы.
Romy & Fred again.. — Strong
Британский продюсер Fred again... остается одним из самых обсуждаемых музыкантов сезона — сначала благодаря альбому Actual Life 3, а теперь из-за фита с участницей The xx Роми Мэдли Крофт. Артисты записали трансовый трек Strong, способный одновременно вызывать две, казалось бы, противоречивые эмоции — взрывную эйфорию и легкую печаль. Первое обеспечивает нарастающий танцевальный саунд, а за второе отвечает клип и явная интимность лирики. В видео Роми крепко обнимает своего двоюродного брата, находясь посреди людей и мерцающих стробоскопов, а за кадром звучит полезное напоминание: «Тебе необязательно быть таким сильным». Сама исполнительница объясняет, что речь тут не о погоне за достижениями, а о проживании утраты:
Barry Can't Swim — Like The Old Days
Продюсер из Эдинбурга Джошуа Мэнни, взявший забавный псевдоним Barry Can't Swim, может, и не умеет плавать, но точно умеет создавать летнее настроение, миксуя джазовые элементы с радостной электроникой. Можно сказать, что его карьерный путь только начинается, потому что дебютный EP музыканта вышел всего год назад, но при этом записать Мэнни в новички не поворачивается рука. Это противоречит и его уже довольно выкристаллизованному творческому стилю, и тому, что его последний сингл вышел на дочернем лейбле Ninja Tune — Technicolour Records. Как можно понять по названию, Like The Old Days пропитан моментами доброй ностальгии и воспоминаниями из прошлого — о дедушке, подаренном им первом пианино и выступлении на FLY festival. Одним словом, обо всем, что хочется сохранить навсегда хотя бы с помощью музыки.