Экономика
Реклама
08:08, 12 декабря 2022

В одно окно. «Мой экспорт» облегчил жизнь экспортерам. Как это работает?

Григорий Шугаев (business@lenta-co.ru)
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Российский несырьевой неэнергетический экспорт продолжает показывать положительную динамику, несмотря на западные санкции и нарушения логистических цепочек. Немалая заслуга в этом АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ), которое взяло на себя роль проводника отечественного бизнеса на зарубежные рынки. Так, цифровая платформа «Мой экспорт», созданная в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» представляет оказываемые РЭЦ услуги. Кроме того, она несет не только обучающую и информационно-аналитическую функцию, но и упрощает взаимодействие между государством и бизнесом, сопровождает компанию на каждом этапе экспортной деятельности и открывает доступ к государственным услугам и поддержке.

В России система одного окна для помощи экспортерам при выходе на зарубежные рынки заработала в 2020 году. Платформа «Мой экспорт» ставит перед собой задачу способствовать росту количества экспортеров и увеличению объемов их экспортной деятельности. На данный момент на платформе, где зарегистрировано более 12 тысяч компаний, для экспортеров доступно более 100 услуг: меры господдержки, обучение, запрос и оформление разрешительных документов, бизнес-сервисы и аналитические сервисы.

Для этого возможности платформы были объединены с информационными системами более чем 20 ведомств. Если до недавнего времени экспортеру для получения господдержки и разрешительных документов нужно было обращаться в десятки госучреждений и готовить огромное количество сопровождающих бумажных документов, то сегодня достаточно просто зарегистрироваться на цифровой платформе «Мой экспорт», которая откроет доступ к наиболее востребованным мерам поддержки, не погружаясь в бюрократические проблемы.

В России система одного окна для помощи экспортерам при выходе на зарубежные рынки заработала в 2020 году. Платформа «Мой экспорт» ставит перед собой задачу способствовать росту количества экспортеров и увеличению объемов их экспортной деятельности. На данный момент на платформе, где зарегистрировано более 12 тысяч компаний, экспортерам доступны более 100 услуг: государственные сервисы, меры поддержки, бизнес-сервисы и аналитические сервисы

«Главное преимущество цифровых решений – это упрощение рутинных и операционных процессов. Теперь не нужно тратить время, обивая пороги министерств, собирать кипы бумаг для подачи всего лишь одной заявки, — говорит гендиректор АО «РЭЦ» Вероника Никишина. — Экспортер теперь может полностью сосредоточиться на решении бизнес-задач. Это актуально в условиях ограничений, особенно для малого и среднего предпринимательства. Больше всех платформой пользуется как раз этот сегмент бизнеса: его доля составляет 60 процентов».

Аналитика

Первый вопрос, с которым сталкивается бизнес при желании выйти на зарубежные рынки: будет ли товар востребован в том или ином регионе мира? Ответ на этот и многие другие вопросы дают бесплатные аналитические сервисы платформы «Мой экспорт». Они будут полезны как компаниям с опытом ведения внешнеэкономической деятельности, так и предпринимателям, только начавшим экспортировать или планирующим делать это.

Зарегистрированным пользователям платформы доступно восемь типов аналитических отчетов. Наибольшей популярностью у экспортеров пользуются товарно-страновой отчет со списком потенциальных покупателей, который можно получить, воспользовавшись аналитическим интерактивным сервисом «Поиск рынка сбыта», а также отчет по экспорту в выбранную страну и отчет по экспорту по выбранному товару.

Аналитика поможет бизнесу увидеть общую картину поставок по конкретной стране, выстроить оптимальную экспортную стратегию и найти потенциальных покупателей.

Финансовые инструменты для МСП

Платформа «Мой экспорт» открывает доступ к важным для экспортеров МСП бизнес-сервисам. Например, они могут получить банковскую гарантию возврата НДС.

Такая гарантия обеспечивает обязательства экспортера по возврату суммы налога НДС, которая была получена авансом из бюджета, если по результатам камеральной проверки налоговый орган не подтвердит право на применение экспортером льготной ставки налога НДС.

Для представителей малого и среднего бизнеса на платформе появился кредитный продукт — «Экспортный стандарт». Экспортер получает кредит по специальной процентной ставке на производство и закупку продукции, поставляемой по экспортному контракту.

Помимо кредитно-гарантийной поддержки, на платформе «Мой экспорт» предпринимателям доступна также страховая поддержка. Экспортеры в режиме онлайн могут воспользоваться услугой «Страхование. Отсрочка платежа для МСП», которое обеспечивает страховую защиту отечественных компаний. Договор страхования покрывает 70 процентов от суммы неисполненных обязательств иностранного покупателя и позволяет экспортеру значительно обезопасить свою внешнеторговую деятельность и исполнить обязанность по репатриации валютной выручки.

Для МСП недавно появился отдельный кредитный продукт, который можно получить онлайн: «Экспортный стандарт». Он позволяет получить финансирование целевых расходов при недостатке оборотных средств

Эксперты экспорта

Почти год назад на платформе «Мой экспорт» стали доступны услуги профессиональных подрядчиков. Сервис «Профессионалы экспорта» позволяет компаниям найти профильных экспертов и выбрать исполнителя, который поможет решить экспортные вопросы по логистике, таможенному оформлению, сертификации товаров и их патентованию. Эксперты проводят маркетинговые исследования, организуют бизнес-миссии, консультируют по правовым вопросам, помогают найти покупателя или поставщика продукции за рубежом и продвигать продукцию на зарубежных маркетплейсах. Причем оказывают помощь и поддержку пользователей на любом этапе работ и по любым возникающим вопросам. Услуги экспортного консалтинга платные. Однако, некоторые услуги профподрядчиков предприятия МСБ могут получить бесплатно или же оплатить лишь их часть благодаря мерам господдержки.

«Сейчас на B2B-маркетплейсе «Профессионалы экспорта» доступно 8 услуг с поддержкой от центров поддержки экспортеров: «Поиск покупателя», «Консультация по логистике», «Анализ внешнеторгового контракта», «Анализ зарубежных рынков», «Консультация по маркировке и этикетке», «Размещение на маркетплейсах», а также «Консультации по вопросам таможенного оформления, валютного контроля, применения 0 процентов НДС» и «Услуги таможенного представителя», — рассказала директор по партнерской инфраструктуре Российского экспортного центра Мария Котовская. — В дальнейшем мы планируем расширить перечень услуг с господдержкой на B2B-маркетпелейсе «Профессионалы экспорта». Такая мера поддержи крайне актуальна именно для малого и среднего бизнеса, которому зачастую сложнее выйти на международные рынки. Это может быть связано с отсутствием необходимых знаний о возможных рынках сбыта, поиске контрагентов, а также из-за сложностей, связанных с сертификацией продукции и высокими затратами на логистику».

Всего на «Профессионалах экспорта» доступно более 30 услуг по девяти направлениям. Каждая из них оказывается по утвержденному стандарту. Экспортер сам выбирает исполнителя по различным критериям: стоимости, сроку выполнения работ или рейтингу.
.

30 услуг
по девяти направлениям доступны на «Профессионалах экспорта»

С господдержкой

На платформе также представлены и самые популярные меры господдержки экспортеров. В частности, компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК до 25 процентов , а также финансирование части затрат на участие в выставках и бизнес-миссиях. Так, МСП могут получить господдержку в размере 80 процентов затрат по застройке и оснащению стенда, доставке выставочных образцов, а крупные компании — до 50 процентов. Полностью финансируется аренда выставочной площади, переводчики и организация b2b-встреч.

Экспортеры, которые уже заключили экспортный контракт и знают порядок проведения таможенного оформления товаров, но не хотят декларировать товары сами, могут обратиться за услугами таможенного представителя

Электронная торговля

А еще в экосистеме существует целый комплекс услуг по размещению и/или продвижению на маркетплейсе на международные и зарубежные маркетплейсы: от обучения и консультаций до автоматизации процессов при торговле на маркетплейсах и отправке почтовых отправлений. Совсем недавно запустился сервис, который позволяет управлять заказами на разных онлайн-площадках из личного кабинета «Моего экспорта».

Цифровое равенство

«Платформа «Мой экспорт» не только позволяет пользователям подать заявление онлайн, но и обеспечивает электронное межведомственное взаимодействие, — отмечает гендиректор АО «РЭЦ» Вероника Никишина. — Это помогает органам государственной власти быстрее оказывать необходимые услуги бизнесу. Таким образом, платформа автоматизирует отдельные функции министерств и ведомств» Сейчас «Мой экспорт» аккумулирует более 100 различных услуг

Уже в 2023 году переведут в цифру подачу заявок на продвижение агропродукции через павильоны в зарубежных шоурумах

РЭЦ уже запустил такие услуги, онлайн-оформление фитосанитарных и ветеринарных сертификатов, а также сертификата свободной продажи. Он подтверждает, что продукция соответствует требованиям законодательства страны экспортёра для обращения ее внутри страны. При этом документ необходим для начала поставок за рубеж. Без него товар просто не перечет границу. Также у пользователей есть возможность оформить сертификат происхождения товаров, который подтверждает принадлежность товара к стране производства. Наличие такого сертификата может быть необходимо по условиям контракта, а предоставление его на таможне позволит снизить размер таможенных пошлин, в определенных случаях — полностью освободит от их уплаты. .

Уже в 2023 году переведут «в цифру» подачу заявок на компенсацию затрат на сертификацию продукции АПК на внешних рынках, а также на продвижение агропродукции через павильоны в зарубежных шоурумах.

Это позволит российских компаний бесплатно доставлять образцы продукции в демонстрационно-дегустационные павильоны АПК, а также получить бесплатное продвижение в местных торговых сетях и на маркетплейсах. Сегодня демонстрационно-дегустационные павильоны Made in Russia работают в Китае, ОАЭ, Вьетнаме и Египте, а до конца года появятся в Турции и Саудовской Аравии. Это шоурумы, куда местные покупатели и потребители могут прийти и попробовать российскую продукцию. Кроме того, РЭЦ помогает компаниям продвигать ее в крупных торговых сетях, местных интернет-магазинах и через популярные в стране социальные сети.

«Мы хотим, чтобы максимальное количество мер поддержки было доступно в «цифре», в полностью безбумажном виде, и активно движемся в этом направлении, — рассказал вице-президент Российского экспортного центра Алексей Солодов. — Если раньше компании подавали минимум 5 обязательных документов в бумажном виде, то теперь они будут подавать одну заявку в электронном виде, а все необходимые сведения мы будем получать автоматически по системе межведомственного электронного документооборота».

Частью экосистемы «Мой экспорт» должен стать платежный сервис «Мой экспорт», тестирование которого планируется завершить к концу года. На этапе тестирования к сервису уже успешно подключились два банка, а в процессе подключения находятся более 10 банков. С 2023 года с ним будут постепенно интегрированы все клиентские сервисы платформы, а начиная с апреля 2023 года, согласно вступающему в действие требованиям законодательства, к платежному сервису «Мой экспорт» будут подключены абсолютно все банки России. Таким образом, в экосистеме «Мой экспорт» создается удобная и современная платежная среда, у компаний появится возможность выставлять электронные счета, оплачивать услуги и получать подтверждения об их оплате. Не нужно будет, как сейчас, сохранять счет на оплату и идти его оплачивать в банк, с последующим предоставлением подтверждающих платеж документов.

«Наша цель — создать максимально удобную экосистему, где пользователь мог бы решить любой вопрос по экспорту», – резюмирует Вероника Никишина.

0+
Рекламодатель:
АО «Российский экспортный центр»

2sHEdXsT5fHEs2UfrZKVZj4TWF7Vnp9woTP2jUwujvHpeV9r5imhryoq

< Назад в рубрику