Новый формат офисов собрал под одной крышей ИТ-специалистов Сбера в Екатеринбурге и в Казани. Почему выбор пал на эти города, откуда взялась идея создания хабов и какого эффекта компания ожидает от своих «кремниевых долин»? Об этом рассказал Андрей Белевцев — старший вице-президент, СТО, руководитель блока «Технологии» Сбербанка.
В начале декабря Сбер открыл для своих ИТ-специалистов технологические хабы в Екатеринбурге и Казани. Что это за формат — хабы? Почему они появились именно в этих городах?
Андрей Белевцев: Свердловская область и Татарстан давно стали для Сбера регионами устойчивого ИТ-присутствия. В Екатеринбурге у нас работает две тысячи ИТ-специалистов. В Татарстане мы вместе с Университетом Иннополис разрабатываем цифровые решения и продукты. С 2020 года в Казани работает наша «Школа 21» — бесплатная школа программирования, где каждый старше 18 лет может получить востребованное образование в сфере ИТ. Она стала второй в стране, после Москвы, еще работает кампус в Новосибирске. Запланированы открытия школ в Сургуте, Великом Новгороде, Владивостоке, Самаре и Ярославле.
Сейчас мы запустили большую программу развития технологических хабов в регионах. Это новые комфортные офисы для работы наших сотрудников. Они адаптированы под современный формат гибридной работы, когда можно частично работать дистанционно и собираться командами для мозговых штурмов. Современная концепция офиса предполагает, что это должно быть место, куда человеку хочется приходить. И мы постарались сделать наши хабы именно таким местом.
В Екатеринбурге наш хаб полностью занял 20-этажную башню NEBOPLAZA в центре город и рассчитан на 1700 рабочих мест, где можно не только работать, но и отдыхать. Мы хотим сделать наши хабы точками притяжения, чтобы люди могли свободно прийти туда, посмотреть, как мы живем и работаем. И чтобы талантливые ребята подумали о том, не пойти ли им работать в Сбер.
В Казани формат несколько иной: там у нас более компактный хаб примерно на 300 человек. Он находится в ИТ-парке им. Башира Рамеева — это деловой квартал, объединяющий стартапы, технологические компании, инвесторов.
Оба хаба перекликаются необычным стилем оформления. Например, в казанском офисе мы разместили переговорные в кабинках от фуникулера, получилось необычно и весело. Помещения украшают авторские металлические скульптуры и абстрактные картины, созданные нашей собственной нейросетью Kandinsky.
Каких специалистов объединяют хабы Сбера и как налажено общение между разными городами? Вы планируете открывать новые хабы в других городах, есть ли смысл в централизации интеллектуальных ресурсов?
И в Екатеринбурге, и в Казани есть команды, которые занимаются разными проектами. Многие работают над приложением СберБанк Онлайн, которым пользуется больше 70 млн человек. В Екатеринбурге базируются команды департаментов ключевых бизнес направлений Сбера — розничного, корпоративно-инвестиционного, благосостояния и других. В Казани сосредоточено много специалистов по фрод-мониторингу.
Всего у нас несколько тысяч команд, которые ведут разные продукты. Причем в одной команде благодаря дистанционным каналам связи могут работать люди из разных городов.
Нашим сотрудникам нравится лично общаться с коллегами из других городов, ездить в командировки, встречаться командами. Внутренняя миграция — это популярная и полезная история при таком распределенном характере работы, как в Сбере. Запрос на личное общение очень высокий.
В централизации технологических специалистов есть смысл, и мы планируем создавать хабы для ИТ-специалистов и в других городах России. Для нас это важный вектор: мы считаем, что технологии — это люди, и чтобы люди создавали технологии, у них должны быть очень комфортные условия труда.
Кроме того, мы большое внимание уделяем адаптации сотрудников. В екатеринбургском хабе у нас есть IT Bootcamp, где новых сотрудников знакомят с нашими процессами и инструментарием, чтобы они могли как можно быстрее влиться в команду.
По оценке экспертов, для удовлетворения потребностей российской экономики нужен еще миллион айтишников. К тому же много ИТ-специалистов уехало из страны. С другой стороны, многие компании в этом году сворачивают или теряют часть бизнеса. Как вы оцениваете ситуацию на рынке ИТ-специалистов? В Сбере ощущается кадровый дефицит?
На самом деле разговоры о нехватке миллиона айтишников основаны на изначально неправильной оценке ситуации. Проблема не в кадровом дефиците, а в неэффективном использовании имеющихся ресурсов в некоторых компаниях, которые нанимают людей и ставят им задачу разработать то, что уже придумали до них. В России уже достаточно собственных ресурсов, чтобы снабдить всех качественными отечественными продуктами и решениями. Так, например, есть надежные облачные платформы, в том числе и у Сбера. Их сопровождают топовые специалисты, которых действительно очень немного. Обучить на таком уровне миллион айтишников просто невозможно, это штучный продукт. Но любой может воспользоваться результатами их труда, если перейти в облака.
Подключение к облаку дает доступ к лучшим решениям и централизованной мощной системе безопасности, которую поддерживают и постоянно развивают первоклассные специалисты. На ведущих мировых рынках это давно поняли и широко используют, разделение труда — основа современной экономики. Она предполагает, что ты можешь воспользоваться лучшим продуктом за малую долю его стоимости. Это намного дешевле, чем создавать такой продукт своими силами с нуля.
Какие ИТ-специальности сегодня наиболее востребованы в России?
Традиционно в команде по разработке ИТ-продукта востребовано несколько ролей. Это аналитик, который разберется с тем, что надо сделать, и переведет это на правильный язык. Архитектор спроектирует систему, изучит ее окружение, способы интеграции, выберет инструменты для разработки. Разработчик создаст продукт, тестировщик его проверит, инженер поможет наладить производственный конвейер. И все это может делать один человек, как зачастую и происходит, например, в стартапах. И чем дальше мы идем, тем больше ценится универсальная, разносторонняя подготовка.
Какие направления развития технологий в Сбере считают приоритетными в сегодняшних реалиях и почему? Какие собственные технологии вы уже используете? И что включают планы дальнейшего технологического развития, какие задачи поставлены?
Нам важно, чтобы по новым технологическим направлениям у Сбера появлялись новые интересные и востребованные решения. В этом году мы, например, первыми в России перевели 80 процентов программного обеспечения сети банкоматов на собственную разработку. В ближайшее время мы переведем 90 процентов своих банкоматов на собственную операционную систему на основе Linux. Наш сервис для видеоконференций SberJazz активно используется, в том числе внутри Сбера, обеспечивая десятки тысяч соединений в день. Мы развиваем решения по речевой аналитике и замещаем иностранные продукты собственными.
Все продукты, которые Сбер предлагает рынку, мы сначала используем для собственных нужд — и только после этого, когда качество уже проверено, выводим на внешний рынок. В следующем году мы предложим нашим клиентам новые решения и продукты, многие из которых уже тестируем внутри банка.