В Санкт-Петербурге легендарному криминальному авторитету из 90-х Владимиру Кулибабе предъявили новое обвинение — его назвали организатором расправы над Игорем Савиным по прозвищу Кувалда, участником одной из самых влиятельных группировок Северной столицы, которого расстреляли вместе с другом-милиционером. Имя того, кто стоял за громким убийством, почти 30 лет оставалось загадкой для следствия, но теперь это преступление связали с Кулибабой. Сам авторитет неоднократно фигурировал в расследованиях заказных убийств, но годами умудрялся уходить от правосудия, прячась под маской законопослушного бизнесмена и мецената. Историю Владимира Кулибабы и его темных тайн из 90-х вспомнила «Лента.ру».
16 августа 1993 года. Санкт-Петербург. К дому №16 по улице Фрунзе подъезжает автомобиль Mitsubishi, в котором сидят двое: известный бандит Игорь Савин по прозвищу Кувалда и Кирилл Угольников, командир патрульно-постовой службы милиции Кировского РУВД. Машина останавливается: водитель и пассажир о чем-то оживленно беседуют.
Их разговор прерывают автоматные очереди — киллеры, притаившиеся в кустах соседнего сквера, буквально поливают Mitsubishi свинцом. Савин и Угольников, получив 26 пуль, погибают на месте — а их убийцы успевают затеряться в петербургских дворах до приезда милиции. Имя того, кто стоял за дерзкими киллерами, следователям назовут лишь десятилетия спустя — и это будет имя Владимира Кулибабы.
История Владимира Кулибабы тесно связана с Константином Яковлевым по кличке Костя Могила — «крестным отцом» всего петербургского криминала. В конце 80-х годов Могила решил бросить вызов могущественной Тамбовской ОПГ и создал свою, Могиловскую группировку.
Она в основном занималась нелегальным обменом чеков Внешпосылторга на валюту, рэкетом, похищением людей и крышеванием местного бизнеса. В 90-е у коммерсантов зачастую не оставалось иного выбора, кроме как перейти под крышу одной из ОПГ. И группировка Кости Могилы, кровавая и безжалостная, быстро заняла свое место в этой схеме.
К середине 90-х Могиловское организованное преступное сообщество (ОПС), по данным правоохранительных органов, насчитывало 200 человек. Кроме Санкт-Петербурга оно распространило свое влияние на Карелию и Казахстан, а также имело связи в Европе. Именно в группировке Кости Могилы и стал строить свою криминальную карьеру Владимир Кулибаба.
Молодым единоборцем Кулибаба переехал из Одессы в Санкт-Петербург, где пошел по дороге, протоптанной сотнями спортсменов-бандитов: поступил в физкультурный институт Лесгафта, в спортзале познакомился с криминальными авторитетами, забросил учебу и занялся куда более прибыльными делами.
По словам Алексея Иванцова, который в 1993 году служил в Региональном управлении по борьбе с организованной преступностью (РУОП) при ГУВД по Петербургу и Ленобласти, уже к 1993 году 24-летний Кулибаба был бригадиром Могиловского ОПС.
И помощь Кулибабы вскоре оказалась лидеру группировки весьма кстати: это случилось после того, как Костя Могила вступил в конфликт со своим приближенным Игорем Савиным (Кувалда). Последний долгое время работал на «могиловских», но однажды захотел больше свободы и денег.
Летом 1993 года в руках Кувалды оказался контракт на поставку водки на сумму 877 тысяч долларов. По правилам, принятым в Могиловском ОПС, как минимум 25 процентов от этой суммы полагалось боссу. Но Кувалда решил скрыть от него сделку.
Ликвидировать босса Кувалда поручил своим приближенным — бывшим спортсменам Абросимову, Наумову и Хацкевичу. Первые двое вошли в офис Могилы, куда их без проблем впустила охрана, а третий остался ждать снаружи. Убийцей лидера ОПС должен был стать Абросимов.
Но в кабинете Кости Могилы киллер неожиданно растерялся, увидев там еще несколько человек. Эта заминка позволила криминальному авторитету еще до первых выстрелов нырнуть под стол. А вот его бухгалтер и охранник оказались не столь расторопны и были убиты.
На шум сбежался весь офис Могилы, и за киллерами началась погоня. Уже на выходе, отстреливаясь от преследователей, Абросимов и Хацкевич автоматной очередью случайно убили своего же подельника Наумова. Впрочем, Абросимова в итоге все равно схватили люди Могилы и затем передали правоохранителям (позже он получил десять лет лишения свободы). А вот Хацкевич исчез без следа.
После того как Костя Могила узнал, что за покушением на него стоял его же человек Кувалда, участь последнего была предрешена. Оставался лишь вопрос, кто именно ликвидирует Кувалду, который после стрельбы в офисе «Алмаза» быстро прослыл беспредельщиком в криминальных кругах Санкт-Петербурга.
И Владимир Кулибаба, по версии следствия, решил взять месть за босса на себя. Не исключено, что это была его личная инициатива: как отмечает Алексей Иванцов, у Кости Могилы были куда более опытные бойцы. Но Кулибаба таким образом мог попытаться завоевать максимальное расположение лидера «могиловских».
Причем мишенью Кулибабы стал не только сам Кувалда, но и милиционер Кирилл Угольников, который обеспечивал безопасность бандита.
16 августа 1993 года, спустя 16 дней после покушения на Костю Могилу, и Кувалда, и Угольников погибли от пуль киллеров. А карьера Владимира Кулибабы в ОПС Кости Могилы сразу после этого резко пошла в гору. Ему приписывали тесные взаимоотношения и даже совместный бизнес с боссом.
А к нулевым Кулибаба якобы даже отвечал за весь силовой блок ОПС и личную безопасность самого Кости Могилы. Быстрый взлет в иерархии группировки и расположение криминального авторитета подстегивали слухи о причастности Кулибабы к убийству Кувалды, которые ходили еще тогда.
Силовики отрабатывали оперативную информацию, которая связывала покушение на лидера бандитского сообщества и расправу над его провинившимся членом. А в Региональном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД России звучало и имя Кулибабы. Однако доказательств в то время не нашли — и дело было закрыто.
Между тем имя Владимира Кулибабы постоянно всплывало в делах о заказных убийствах. Оперативники «беседовали» с ним по делу об убийстве в 1995 году генерального директора ОРТ Владислава Листьева — самом громком заказном преступлении в истории лихих 90-х.
Проверяли Кулибабу и на причастность к исчезновению ресторатора и таможенного брокера Алексея Захаренко в 2010 году.
Больше того, не исключалось, что Кулибаба мог быть причастен и к гибели своего босса Кости Могилы, которого в 2003 году в Москве расстреляли двое киллеров на мотоциклах, когда тот ехал на своем автомобиле Nissan Maxima. Однако всякий раз Кулибабе удавалось выходить из числа подозреваемых еще на стадии предварительного следствия.
Впрочем, 10 лет назад, в 2012 году, Кулибаба все же оказался на скамье подсудимых — по делу о заказном убийстве генерального директора частного охранного предприятия (ЧОП) «Каскад» Вадима Чечеля. Как установило следствие, Чечеля в 2008 году застрелил киллер Могиловского ОПС Александр Дружинин.
Директор получил пять смертельных пуль то ли за связь с конкурирующей Тамбовской ОПГ, то ли за роман с любовницей влиятельного сенатора. Как бы то ни было, киллер Дружинин за это преступление и целый ряд других убийств получил 20 лет лишения свободы. Заказчиком ликвидации Чечеля киллер вначале назвал Дениса Волчека: Костя Могила считал того своим младшим братом и доверял ему следить за финансами своей группировки. После убийства криминального авторитета именно Волчеку перешел общак Могиловского ОПС.
Но оставался вопрос — зачем именно Волчеку понадобилось убивать директора ЧОП «Каскад» Чечеля. Объяснить это смог киллер Дружинин: он изменил свои показания и признался, что получил заказ на убийство от Владимира Кулибабы.
В 2008 году, когда был убит Вадим Чечель, дела у Кулибабы шли в гору: он активно продвигался в политической и общественной жизни страны. Кулибаба занимал пост президента Федерации вольной борьбы Санкт-Петербурга, совмещая его с должностью помощника председателя Олимпийского комитета России.
Тогда, по версии следствия, Кулибаба нанял киллера Дружинина и пообещал тому две суммы: первую — в 40 тысяч долларов — за убийство Вадима Чечеля. А вторую, в девять раз больше (360 тысяч долларов), убийца должен был получить за то, что обвинит в заказе этого преступления Дениса Волчека.
После того как киллер Дружинин рассказал об этой схеме, 17 ноября 2011 года Владимира Кулибабу задержали по обвинению в организации убийства по найму и в незаконном обороте оружия. Свою вину Кулибаба категорически не признавал, но все равно оказался в СИЗО, откуда адвокаты старательно пытались перевести его под домашний арест.
Но медико-социальная экспертиза показала, что это никак не препятствует нахождению в СИЗО. Однако если общение со следователями у Кулибабы не заладилось, то с присяжными вышло иначе.
2 августа того же 2012 года девять из двенадцати присяжных признали его невиновным по делу об убийстве Вадима Чечеля. Следствие с этим не согласилось — и дело дошло до Верховного суда (ВС) России. Но и оттуда последовал ответ, что Кулибаба непричастен к убийству директора ЧОП «Каскад».
Казалось бы, процесс закончился для Кулибабы наилучшим образом — но обвинение в убийстве, пусть и снятое, испортило его репутацию. Особенно ярко это проявилось в 2021 году, когда Кулибаба стал вести активную политическую деятельность в Молдавии, которую называл своим вторым домом.
Как председатель молдавской Федерации профсоюзов работников сферы физической культуры, спорта и туризма SindSport он активно продвигал идеи взаимодействия российских и молдавских спортсменов, защищал интересы профессиональных атлетов и занимался развитием спортивной инфраструктуры в стране.
Но ее главный конкурент — партия нынешнего президента Майи Санду «Действие и солидарность» — не упустила шанс припомнить Кулибабе его прошлое.
Главным оппонентом Кулибабы стал депутат парламента Молдавии Раду Мариан. По данным местных СМИ, он направил в адрес руководства МВД и Пограничной полиции «доказательства, подтверждающие связь Кулибабы с преступным миром», и попросил после подтверждения данных «принять меры по выдворению данного лица».
После этого, в декабре 2021 года, Кулибабу задержали и отправили в СИЗО, где он находится до сих пор.
Несмотря на предложения о залоге в миллион рублей и даже бумаги от Петербургской епархии, приложенные адвокатами к материалам дела (Кулибаба одно время занимался благотворительностью и восстановлением православных храмов), суд отказался отпускать фигуранта под домашний арест.
Обвинение Владимиру Кулибабе предъявлено по УК РСФСР, который действовал на момент преступления в 1993 году. Но уже более 25 лет в стране действует УК РФ. Какой именно кодекс использовать при рассмотрении этого дела, предстоит решить суду. Но в обоих УК максимальное наказание за двойное убийство — это пожизненное лишение свободы. Так что цена расплаты за преступление почти 30-летней давности для криминального авторитета Кулибабы может быть очень высока.