На старте реновации пять лет назад вопрос о вывозе строительных отходов вызывал больше всего опасений и ожесточенных споров. Некоторые эксперты даже предрекали экологическую катастрофу и ожидали, что Москва захлебнется в море бетонных обломков и прочего мусора. Но реальность оказалась иной. Об изнанке реновации — в материале «Ленты.ру».
Вывоз строительных отходов и грунтов, которые появляются при демонтаже пятиэтажек и возведении новых домов, строительстве метрополитена, дорог, а также при благоустройстве, в Москве контролирует умная система. При перемещении строительного мусора применяется искусственный интеллект. После внедрения цифрового контроля этот процесс стал прозрачным, а количество нарушений значительно снизилось.
Конкуренция была достаточно жесткой: в конкурсе приняло участие более 300 проектов со всей страны. Оценивая участников, профессиональное жюри учитывало соответствие целям и задачам национального проекта «Экология», степень влияния на экологическую ситуацию в регионе и возможность тиражирования решений в других регионах.
Система цифрового контроля перемещения и утилизации строительных отходов АИС «ОССиГ» позволяет отслеживать движение самосвалов и убедиться в том, что груз доставляют именно на специализированные пункты приема.
Сведения о площадке, с которой вывозится мусор, и типе отходов вносятся в систему с помощью специального мобильного приложения, которое позволяет сфотографировать машину, чтобы система распознала ее номер и сверила с информацией в заявке на рейс. Искусственный интеллект сверяет номер машины с базой системы, а также следит, накрыт ли тентом груз в кузове.
Умная система заработала в октябре 2020 года, тогда же вступил в силу новый порядок обращения с отходами строительства и сноса зданий, а разрешение на перемещение отходов стали выдавать онлайн. Мобильное приложение («Мобильный КПТС)» было запущено в июле 2021 года, это сразу же упростило контроль за перемещением отходов и значительно снизило количество нарушений. Цифровизация на этом не закончилась, и в июне 2022 года разрешения на перемещение отходов стали выдаваться только в электронном виде на официальном портале мэра и правительства Москвы — по адресу www.mos.ru.
«С введением цифрового контроля перевозчики могут получить оплату за вывоз отходов только после того, как рейс будет зафиксирован в системе как корректный, то есть соответствующий всем требованиям города. Причем если в первые месяцы работы системы лишь 20 процентов рейсов проводились без нарушений, то за восемь месяцев, к лету 2021 года, этот показатель достиг 70 процентов. Сейчас без нарушений проходит не менее 97 процентов рейсов. Система дисциплинировала и строителей, и перевозчиков», — отметил руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
Начиная с 1 января 2022 года быть «в системе» и использовать мобильное приложение обязаны все участники процесса.
Предприятия, которые занимаются сортировкой, переработкой и захоронением отходов, проходят предварительный отбор. Их регистрируют в АИС «ОССиГ» только при наличии заключения о соответствии требованиям природоохранного законодательства от столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды.
Система цифрового контроля позволила упорядочить схему обращения со строительными отходами, максимально усложнить реализацию серых схем, предотвратить образование несанкционированных свалок и увеличить объемы переработки мусора.
Новый порядок обращения с отходами строительства и сноса зданий, который вступил в силу одновременно с запуском системы цифрового контроля АИС «ОССиГ», установил приоритет переработки над захоронением строительного мусора.
Однако, как пояснили «Ленте.ру» в департаменте строительства Москвы, при обычном сносе зданий может быть повторно использовано не более 30 процентов строительных отходов. Поэтому при демонтаже всех жилых домов, расселенных по реновации, используется технология умного сноса. Она позволяет вернуть в экономический оборот не менее 80 процентов образовавшегося сырья.
Технология умного сноса включает в себя несколько этапов. На первом внутри здания демонтируют отдельные элементы с разделением их по группам: фаянс и керамика, стекло, столярные изделия, металл. Затем отходы отправляются на переработку для повторного использования. Только после этого с помощью специального экскаватора разбирают железобетонный остов здания.
Например, железобетонные блоки можно использовать для строительства подъездных дорог и складов, лестничные пролеты — отправить на дробилку и применять как добавку в бетон, металлолом — переплавить, а остатки утеплителя, стекла и керамики использовать как наполнитель для стеновых плит. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева, все перерабатываемые отходы проходят бактериологические, химико-токсикологические и радиационные исследования.
«Сегодня можно с уверенностью заявить, что умный снос стал лицом реновации и показателем бережного отношения к комфорту москвичей», — резюмирует Рафик Загрутдинов.