Еще пять лет назад россияне не включали свое ментальное здоровье в список приоритетов, когда речь заходила о здоровом образе жизни. Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что повышенная тревожность и депрессия способны значительно ухудшить качество жизни и, как любое другое заболевание, требуют лечения. Почему не стоит замалчивать ментальные проблемы и как противостоять психологическому давлению извне, ощутимо возросшему в этом году, — в материале «Ленты.ру».
Ментальное здоровье и устойчивость нервной системы требуют такого же внимания, как любое другое заболевание: незаметно для человека такие последствия стресса, как депрессия и тревожные состояния, лишают его сил, бодрости, желания работать и коммуницировать. Шаг за шагом такой пациент уходит в мир собственных страхов и тревог, строит стену между собой и реальностью.
Качество жизни стремительно ухудшается. Выбираться из глубокой психологической ямы сложнее тем, кто долгое время закрывал глаза на свои проблемы. Что делать, если стресс и тревожность пусть и временно, но берут вверх над силой воли и желанием жить полной жизнью?
Пандемия запустила важные для российского общества процессы самосохранения: психологическая помощь стала восприниматься как данность, а повышенная тревожность и депрессия перестали оцениваться как проявления слабости или бесхарактерность. Согласно исследованию аналитического центра НАФИ, 70 процентов россиян признали, что испытывали повышенную тревогу в 2022 году, и не стали замалчивать свои психологические проблемы в ходе опроса.
Данная статистика подтверждает и тот факт, что действующая новостная повестка и личные проблемы берут психику в тиски: справиться с тревожностью становится сложнее. Периоды турбулентности в социально-экономическом поле сопровождаются увеличивающейся потребностью в точках равновесия, определенной якорной системе, позволяющей оставаться на плаву. Это было заметно в том числе в период пандемии, когда фиксировался всплеск тревожно-депрессивных настроений среди населения.
Смещение фокуса в сторону профилактики и раннего реагирования на проблемы с ментальным здоровьем свидетельствует о том, что россияне перестали недооценивать этот фактор и внимательнее прислушиваются к себе. Тем более что арсенал эффективных средств от тревожности — натуральные или синтетические препараты, комбинированные успокоительные — достаточно широк и позволяет сделать выбор, ориентируясь на рекомендации специалистов.
Пациентам, жалующимся на бессонницу, беспокойный сон, дрожь в руках, расстройство пищевого поведения, проблемы с памятью и концентрацией внимания, лечащий врач предложит начать лечение с противотревожных препаратов — например, Тералиджена, Бетамакса или Перициазина. Они являются препаратами быстрой помощи — когда пациент уже почувствовал негативные симптомы, но имеет решимость взять ситуацию под контроль.
Принцип действия успокоительных препаратов такой категории, которые, в отличие от антидепрессантов, оказывают более мягкий эффект на организм, основан на перенастройке нервных связей мозга и центральной нервной системы, приведению их к балансу, способному вернуть контроль над психоэмоциональным состоянием пациента. Чудес не бывает, и универсальной таблетки «от нервов» на все случаи жизни не существует, однако успокоительные препараты более универсальны: они позволяют снизить раздражительность, избавиться от ощущения слабости и повышенной утомляемости.
Статистика подтверждает востребованность и эффективность седативных и противотревожных препаратов.
За первые шесть месяцев 2022 года этот препарат вошел в Топ-3 по назначениям среди неврологов. Такая популярность объясняется большим опытом практического применения, доступной ценой и широким спектром действия на рецепторы центральной и периферической нервной системы. В результате пациент получает действенное решение для борьбы с букетом симптомов тревожности.
О более внимательном отношении граждан к ментальному самочувствию свидетельствует и повышение спроса на антидепрессанты.
По данным Центра развития перспективных технологий, антидепрессанты чаще всего приобретали жители Москвы (1,3 тысячи упаковок на 10 тысяч взрослого населения), Санкт-Петербурга (1,2 тысячи), Московской области (976), Карелии (939) и Ростовской области (909). Россияне стали чаще приобретать и успокоительные медикаменты. Например, в Москве объемы их продаж только в сентябре увеличились на 21 процент по сравнению с августом, в Санкт-Петербурге — на 17 процентов, в Белгородской области — на 16 процентов.
Стоит отметить, что антидепрессанты не относят к действенным препаратам с минимальной вероятностью побочных эффектов. Все же это сильные лекарственные средства, которые должен назначать лечащий врач. Антидепрессанты оказывают влияние на уровень нейромедиаторов — биологически активных веществ, которые активно передают сигналы от нервных клеток и отвечают за наше настроение, сон, аппетит.
Самостоятельный и бесконтрольный прием антидепрессантов влечет за собой развитие нежелательных побочных эффектов, что, в свою очередь, приводит к ранней отмене препарата и неэффективности лечения.
В ситуации, когда каждый сам себе доктор Хаус, проигрывают все: пациент, который нагружает организм бесполезными препаратами, и врачи, которые вынуждены в конечном итоге проводить работу над ошибками и разбираться в запущенном случае.
Поскольку стресс, эмоциональное напряжение, невроз, беспокойство, страхи, ипохондрия, бессонница делают нас крайне уязвимыми, по сути, лишают почвы под ногами, медикаментозная поддержка часто становится наиболее эффективным способом восстановления нормального состояния нервной системы.
Тот факт, что психотерапия и подобранное медикаментозное лечение не воспринимаются как прихоть, свидетельствует, с одной стороны, о значительном распространении ментальных проблем, с другой — о более зрелом отношении общества к проблемам психологического равновесия, которое требует заботы на протяжении всей жизни.