Моя страна
13:18, 26 декабря 2022

Земля больших кошек: где в России можно увидеть диких тигров, леопардов и лесных котов

Алсу Гузаирова
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

В России 62 национальных парка. Один из самых уникальных — «Земля леопарда» в Приморье. Здесь обитает редкий подвид представителей кошачьих — дальневосточный леопард. 20 лет назад дальневосточный леопард в дикой природе вымирал, в России оставалось всего 35 особей. Сегодня, благодаря мероприятиям по охране и поддержанию вида, их численность увеличилась втрое. Кроме леопардов на территории национального парка обитают и другие большие кошки — амурские тигры, рыси, уссурийские лесные коты. А недавно в заповеднике случилась сенсация: впервые в мире тигрица, проживающая в естественной среде обитания, принесла потомство из пятерых котят! Сотрудник национального парка «Земля леопарда» Даниил Гончаров рассказал «Ленте.ру» о том, зачем леопарды ходят в Китай, какой рекорд поставили тигры и почему надо немедленно вызывать скорую, если погладил лесного кота.

Дальневосточный леопард — самый редкий в мире крупный хищник из семейства кошачьих. Длина его тела составляет от 107 до 136 сантиметров, вес самцов — до 79 килограммов, самок — до 45 килограммов. Эти кошки обитают на юго-западе Приморья на склонах, поросших густыми кедровыми и дубовыми лесами. Питаются обычно копытными животными. Продолжительность жизни леопарда в дикой природе — 12-15 лет. С латыни название животного переводится как «львиный барс», а его ближайшими родственниками являются не только львы, но и тигры, ягуары и пантеры.

Леопарды на Дальнем Востоке обитали с давних времен. Коренные народы называли его Яга и считали повелителем уссурийской тайги. На людей звери не нападали, но хлопот доставляли много, разоряя оленеводческие хозяйства. В конце XIX века даже был принят закон, разрешающий охоту на хищников — тигров и леопардов.

Однако уже к середине XX века популяция дальневосточного леопарда начала редеть. Охотники массово отстреливали леопардов на продажу — на протяжении всего прошлого века шкуры этих животных были в моде, из них шили манто, шляпки, муфты, украшали ими интерьеры богатых домов. Урон леопардам наносили и браконьеры, которые выбивали их кормовую базу. Кроме того, звери гибли во время лесных пожаров, которые часто случаются в Приморье весной и осенью. К началу 2000-х на Дальнем Востоке осталось всего 30 этих прекрасных животных.

Охранять дальневосточных леопардов начали еще во времена СССР. В 1972 году известный зоолог Дмитрий Григорьевич Пикунов с помощью зимнего маршрутного учета установил, что на Дальнем Востоке обитают всего три небольшие группировки леопардов, которые к тому же постепенно сокращаются. В результате этих исследований в 1979 году в Приморье был создан природный заказник «Барсовый», площадь которого составила 106 тысяч гектаров. А в 1996 году появилась еще одна охраняемая территория — «Борисовское плато» (63,4 тысячи гектаров).

В 1956 году охота на дальневосточных леопардов была запрещена, а животные занесены в Красную книгу

В 2008 году все три заказника были объединены в один — заказник «Леопардовый», а в 2012 году постановлением Правительства РФ площадь охраняемых территорий была расширена еще на 100 тысяч гектаров. Так появился национальный парк «Земля леопарда».

«Наш парк находится на юге Приморского края, — рассказывает Даниил Гончаров, ведущий специалист по связям с общественностью национального парка «Земля леопарда». — Кроме него в ареал леопардов сейчас входят кластерный участок национального парка на полуострове Гамова и один из самых старых заповедников России "Кедровая падь", созданный еще в 1916 году. Итого, охраняемая зона составляет свыше 369 тысяч гектаров. Мы по праву можем сказать, что "Земля леопарда" — самая охраняемая территория России, где обитают большие кошки».

Почти как домашние кошки

Сегодня в национальном парке обитает свыше сотни леопардов. Живут они в дикой природе. Селятся в пещерах на склонах сопок, охотятся, выводят котят… Долгое время считалось, что леопарды ведут одиночный образ жизни, и на каждую взрослую особь им нужно не менее пяти тысяч гектаров охотничьих угодий. Однако наблюдения специалистов парка показали, что так бывает далеко не всегда. Границы охотничьих участков взрослых особей нередко пересекаются, бывает и так, что на одном участке охотятся сразу два леопарда — обычно мать и дочь.

«Дочка от мамы не съехала, — шутит Даниил Гончаров. — Но если говорить серьезно, то соревнуются за участки самцы, а самки к детям, даже взрослым, относятся очень терпеливо. Бескомпромиссность этому подвиду кошачьих несвойственна».

121
леопард
обитает сегодня на территории национального парка «Земля леопарда»

На охоту леопарды выходят в сумерках или на рассвете. Их добыча — некрупные копытные: пятнистые олени, косули, харзы, а по осени — еще и барсуки, которые нагуляли жирок перед спячкой. Охотятся хищники примерно раз в семь-десять дней, причем добычу они обычно прикапывают травой, ветками или листьями, возвращаясь к давленке (так называют спрятанную добычу) несколько дней подряд. За один раз могут съесть очень много — до пяти-семи килограммов мяса. Прошлой весной, например, сотрудники парка зафиксировали на видео, как обедала одна самка леопарда. Она наелась так плотно, что после трапезы не могла залезть на ствол поваленного дерева — мешал набитый живот.

Леопарды — очень заботливые родители. Размножаются они круглый год, в помете бывает по одному-два котенка. Детенышей самки леопардов рожают и выкармливают в пещерах, а в возрасте трех-четырех месяцев выводят в большой мир и учат охоте. Забавный факт: в поисках жениха самки леопардов часто уходят с территории национального парка в Китай, где сейчас обитает около 12 их сородичей. А вот растить детенышей возвращаются в Россию, видимо, полагая, что тут безопаснее.

А еще леопарды очень игривы. Как и домашние кошки, они любят поваляться в листьях или на солнышке, порезвится с какой-нибудь игрушкой. Так, года три назад исследователям удалось зафиксировать, как леопард по кличке Лорд, завалившись на спину, подкидывает и ловит лапами бревнышко. Причем Лорду в тот момент было ни много ни мало 13 лет!

Алекса, Грация и Тайфун

Трудно поверить, но научные сотрудники «Земли леопарда» знают всех своих кошек «в лицо». «Пятнистый узор на шкуре леопарда строго индивидуален, — рассказывает Даниил Гончаров. — Причем пятна присутствуют не только на шерсти, но и на коже животного. Если леопарда побрить, он останется пятнистым. По этому пятнистому узору ученые и отличают одну особь от другой».

Каждый леопард в национальном парке имеет собственный номер. Например, в заповеднике обитает леопард Leo 209F, известный своей выносливостью. А есть Leo 205M, который любит греться в рассветных лучах солнца. Эти номера — своеобразный шифр, где Leo — название вида, цифра — номер, каким по счету было зафиксировано животное, а буква — обозначение пола: female (F) — самка, male (M) — самец. Иногда в имени зверя стоят буквы UN — unknown. Это значит, что пол животного не опознан. Так, леопард Leo 194UN уже пять раз за последние два года попадал на снимки, но позирует он всегда анфас, и пока его пол определить не удается.

Некоторые леопарды оказались настолько особенными, что кроме номера удостоились еще и имени собственного. Например, Грация. Это самая плодовитая в заповеднике самка, настоящая мать-героиня. Ей примерно десять лет, и за свою жизнь она родила десятерых котят. Впервые она окотилась в 2014 году, будучи еще совсем юной, и в следующие годы стабильно рожала одного или двух котят, внося таким образом личный вклад в дело сохранения дальневосточных леопардов.

Еще одна звезда заповедника — Алекса. «В 2014 году она была зафиксирована нашими фотоловушками с большой рваной раной от бедра до живота, — рассказывает Даниил Гончаров. — Вероятно, ходила в Китай и там попала в браконьерскую ловушку, но сумела вырваться. Рана была смертельной, и мы мысленно Алексу похоронили. Примерно год ее действительно нигде не было видно. И вдруг камеры зафиксировали ее — живую и здоровую, только шрам остался на шкуре. А еще через какое-то время Алекса появилась с двумя котятами. То есть она не только выжила, но и не утратила способности к деторождению. Такой вот триумф воли к жизни!»

Среди самцов главная знаменитость — Тайфун. В первый раз его заметили в 2013 году на территории заповедника «Кедровая падь». На протяжении почти семи лет он считался единственным резидентным самцом этих земель. Тайфун был очень «общительным» зверем: постоянно попадал в фотоловушки и как будто специально позировал на камеру.

Пик модельной карьеры Тайфуна пришелся на 2019 год. Тогда «Землю леопарда» посетил известный фотограф-документалист из Южной Кореи Чои Кисун. Почти неделю Кисун провел в специально обустроенном фотоукрытии, и его терпение было вознаграждено. Леопард вышел к нему целых пять раз

И все пять раз это был Тайфун. Редкие кадры, сделанные фотографом, разлетелись по всему миру.

«Сейчас Тайфун живет в другом месте, на границе с Китаем», — замечает Даниил Гончаров. — А в "Кедровой пади" появился другой самец — Leo 225M. Он моложе Тайфуна и, возможно, вытеснил его с территории. Но мы продолжаем следить за судьбой нашего артиста».

Пять котят — это сенсация!

Впрочем, леопарды — не единственные большие кошки, обитающие в Приморье. Кроме них в национальном парке встречаются амурские тигры, рыси и дальневосточные лесные коты. Рыси заходят в заповедник лишь изредка, на северные территории. А вот лесных котов здесь много, рассказывают сотрудники парка.

Лесные коты — некрупные животные, сопоставимые по размеру с домашними кошками. Длина их тела составляет 75-90 сантиметров, а вес — до 6 килограммов. При этом они очень свирепы. В Приморье даже есть шутка: что надо сделать, чтобы погладить лесного кота? Первое: вызвать скорую. Второе: погладить. Они очень скрытны, ведут ночной образ жизни. Первые дневные кадры с лесными котами сотрудники парка получили только в прошлом году. На снимках играли мать и двое детенышей — прыгали, кусались, хватали друг друга за бока.

41
амурский тигр
обитает сегодня в Приморье. За последние десять лет их количество выросло более чем в три раза

Амурский тигр — мощный хищник. Длина тела самца может достигать 330 сантиметров, вес — 306 килограммов, а размеры охотничьих угодий — до 8000 гектаров. Однако с леопардами тигры сосуществуют вполне мирно. «По данным, полученным в ходе наблюдений наших ученых, у этих двух хищников разная кормовая база, — поясняет Даниил Гончаров. — Тигры охотятся на крупных копытных — пятнистых оленей, кабанов, изюбрей. Кроме того, замечено, что с леопардами они делят территорию по вертикали: тигры обитают, например, в долинах рек, тогда как леопарды чаще всего забираются в поисках корма на сопки. Друг другу хищники тоже не угрожают. В местах обитания тигров нередко фиксируются даже самки леопардов с котятами!»

А недавно именно амурские тигры стали главными ньюсмейкерами Приморья. В сентябре этого года одна из фотоловушек «Земли леопарда» зафиксировала тигрицу Т48F сразу с пятью тигрятами.

Ученые сначала подумали, что фото сдублировались. Перепроверили — пять! Сейчас зоологи ждут весны, когда будут получены новые сведения мониторинга, чтобы убедится, что тигрята благополучно перезимовали.

Спасти леопарда

Постоянный мониторинг обитателей «Земли леопарда» — не единственный способ изучения больших кошек в естественной среде обитания. Помимо фотоловушек, ученые активно используют метод тропления. Специалисты осторожно, чтоб не спугнуть зверя, идут по его следам сначала против хода их движения — к логову, а затем по ходу — от одной давленки к другой.

«Во время таких исследований открывается масса интересных фактов, — рассказывает Даниил Гончаров. — К примеру, у нас есть леопард Валера, который отличается поразительным хлебосольством. Как-то раз он задавил пятнистого оленя, поел и не стал к нему возвращаться. Следующие сутки оленем кормилась вся тайга — и черные грифы, и харзы, прилетел даже беркут — самый крупный в мире орел. Такой Валера оказался добряк».

Кроме наблюдений непосредственно за животными, сотрудники национального парка проводят и другие охранные мероприятия. В частности, оперативно тушат лесные пожары — исторический бич юго-западного Приморья. За последние сто лет в этих краях огонь уничтожил около 43 процентов леса. Однако в последние годы, по словам специалистов, случаи возгораний в заповеднике можно пересчитать по пальцам. «Постоянный мониторинг опасных мест, хорошее техническое оснащение, оперативное реагирование — все это дает результат. Сгорает три гектара травы, и на этом пожар заканчивается», — объясняет Даниил Гончаров. Его слова подтверждает видео: весной 2020 года огонь охватил прилегающую к национальному парку территорию. Но животным удалось спастись — на снимках видно, как из горящей тайги за минерализованную полосу удирает малыш леопарда.

Кроме того, сотрудники парка ежедневно проводят рейды для отслеживания браконьеров, охотящихся за копытными животными, а также следят за тем, чтобы стада копытных, которыми питаются большие кошки, не редели от бескормицы. В заповеднике устроены специальные подкормочные площадки, на которые в снежные зимы подвозят овес, соевую солому и кукурузу — любимое лакомство всех копытных.

А вот в личную жизнь хищников специалисты «Земли леопарда» стараются не вмешиваться. Это возможно только в экстренных случаях.

«Одна из таких ситуаций произошла в начале прошлого лета, — рассказывает Даниил Гончаров. — Во время рейда инспекторы обнаружили котенка леопарда, отбившегося от мамы. Почему один оказался? Скорее всего, отбился от выводка из-за погодных условий. Например, на реке сошел сель, и у семьи не было возможности воссоединиться. Котенку было месяца три-четыре. Он был истощен, всего четыре килограмма весом, весь в ранах, в том числе и зараженных паразитами. Мы отловили его и доставили нашим коллегам в реабилитационный центр "Тигр"».

Котенку дали имя Leo260М. Сейчас он здоров, прибавил семь килограммов, гуляет в вольере. Сам добывает кроликов, охотится на мышей. А на днях он увидел первый в своей жизни снег и был немало озадачен

Тропой дикого зверя

Национальный парк «Земля леопарда» — это не только охранная зона и полигон для изучения редких кошек, но и очень красивый природный парк, побывать в котором может каждый желающий. Для путешественников организовано несколько экологических маршрутов. «Особенно популярны у туристов "Тропой леопарда" и "Кравцовские водопады", — отмечает Даниил Гончаров. — Первый маршрут проходит по сопке, покрытой хвойно-широколиственным лесом. Когда-то здесь обитал самец дальневосточного леопарда, но потом он покинул эти места, а тропа осталась, по ней и идут туристы».

Второй маршрут проходит по берегу ручья Кравцовский и приводит к знаменитым в Приморье водопадам — шестиметровой «Сказке» и четырехметровой «Каменной чаше». Протяженность тропы — 360 метров, она оборудована широким деревянным настилом с лестницами и мостиками, с которых открываются потрясающие виды на уссурийскую тайгу.

Но чаще всего путешественники интересуются, можно ли увидеть самих больших кошек. «Приехали на "Землю леопардов", а леопардов так и не встретили», — разочарованно пишут в соцсетях. «Дальневосточного леопарда увидеть реально, хотя дать гарантию, что зверь к вам выйдет, не может никто, — поясняет Даниил Гончаров. — Для этого можно воспользоваться укрытием для съемки». Фотоукрытие — это скрытый в зарослях блиндаж, в котором есть все необходимое, чтобы провести на природе несколько дней: печь, двухъярусная кровать, биотуалет, плита и посуда. В трех стенах устроены окошки для наблюдения.

Чтобы увидеть зверя, нужно терпение: иногда ждать приходится два часа, иногда пять-семь дней. Но те, кто обладает выдержкой, будут вознаграждены, ведь к укрытию может выйти не только леопард, но и тигр, и бурый медведь, и стадо пятнистых оленей

«Когда мы только начинали проект "Земля леопарда", многие специалисты были уверены, что возродить популяцию дальневосточных леопардов нельзя, а тех зверей, что есть, надо поскорей расселить по зоопаркам, — вспоминает Даниил Гончаров. — Сегодня мы не только увеличили число особей этого подвида кошачьих втрое, но и хотим в ближайшее время довести их количество до ста пятидесяти».

Так, в 2016 году на Нарвинском перевале в Приморье — любимом месте перехода диких зверей через шоссе Раздольное — Хасан, был построен туннель. Теперь зверям не нужно пересекать автомобильную трассу.

В настоящее время сотрудники национального парка «Земля леопарда» совместно с коллегами из Северо-восточного национального парка тигров и леопардов в Китае разрабатывают трансграничный проект «Земля больших кошек», в рамках которого будет возможность расширить резервацию тигров и леопардов, а также обмениваться научными данными, в том числе и по фотомониторингу.

А еще ученые планируют расширить «Землю леопардов» за счет новых территорий, а затем интродуцировать на них больших редких кошек. Возможно, малыш Leo260M одним из первых отправится осваивать новые земли. Он как раз сейчас учится добывать еду сам.

< Назад в рубрику