Экономика
15:50, 28 декабря 2022

Креативный дом. Институт развития в жилищной сфере открыл IT-офис для запуска цифровых сервисов в стройотрасли

Фото: Михаил Яркеев

Институт развития в жилищной сфере ДОМ.РФ создал современный IT-офис, где рождаются новые проекты в рамках цифровизации строительной отрасли. О том, почему переход на цифру остается важнейшим условием прогресса на российском рынке жилья, — в материале «Ленты.ру».

Цифровая трансформация, внедрение современных сервисов и технологий на базе отечественных программных решений являются ключевыми факторами успешного развития экономики строительной отрасли и повышения доступности и качества жилья в России. Процессы, запущенные несколько лет назад в условиях санкционного давления, ухода иностранных вендоров и растущего запроса на распространение цифровых сервисов со стороны участников рынка требуют еще большего внимания.

Пространство для креатива

Строительная отрасль и рынок жилья в этом смысле — не исключение. Онлайн-ипотека, сервисы для покупки жилья, ипотечные электронные закладные — вот только малая часть того, что уже сделало жизнь миллионов россиян проще. Сейчас на повестке — использование биометрии, внедрение искусственного интеллекта. Нужны новые идеи и их техническое воплощение.

Проводником позитивных изменений на рынке недвижимости выступает Институт развития в жилищной сфере ДОМ.РФ, обеспечивающий повышение уровня жизни в стране и приток инвестиций в жилищное строительство. Начав с расширения возможностей в ипотечном кредитовании еще в 1997 году, сейчас компания с госучастием осуществляет полный цикл поддержки жилищной отрасли — от подготовки земли под застройку с последующим финансированием стройки и создания инфраструктуры до разработки мастер-планов городов и продвижения зеленых технологий.

Внедрение инноваций идет по всем направлениям. Для IT-дивизиона расширение возможностей по цифровым сделкам, мониторингу запросов рынка и развитию IT-сервисов, полностью независимых от зарубежных компаний, это первостепенная задача. Коллеги из других подразделений Института развития всегда на связи для совместной проработки нюансов.

Совместные мозговые штурмы часто проходят в офисе на Ленинградском проспекте, где под одной крышей собраны IT-специалисты группы ДОМ.РФ. Здесь созданы все условия для активной работы, быстрого взаимодействия и отдыха сотрудников. Креативное пространство на днях оценил глава ДОМ.РФ Виталий Мутко. По его словам, при запуске нового офиса стояла задача изменить привычное восприятие госкомпаний IT-специалистами.

«Увидев процесс работы, рабочие пространства и места для отдыха уже изнутри, понимаю, что задуманное получилось. Команда здесь молодая и амбициозная, все нацелены на результат», — отметил он.

Больше сервисов

А результат нужен быстрый и качественный, ведь уже существующие сервисы обрастают новым функционалом, требуют обновления. Как, например, портал наш.дом.рф, где изначально можно было проверить застройщика, а сейчас это многофункциональная, связанная с другими информационными госсистемами платформа с разнообразными сервисами для граждан и бизнеса. Здесь же — суперсервис для тех, кто хочет построить загородный дом. В несколько кликов можно подобрать проект, проверенного подрядчика и подходящую ипотечную программу. А с недавнего времени на портале строим.дом.рф есть уникальная интерактивная карта, с помощью которой можно узнать о возможностях по газоснабжению участка. Впереди — новые полезные «добавки».

«Если оценивать цифровизацию строительной отрасли РФ сегодня по десятибалльной шкале, то мы находимся где-то посередине. Этот процесс сейчас требует безостановочной работы над информационными и аналитическими сервисами, которые будут способствовать снижению административных барьеров, улучшать клиентский сервис, нивелировать возможные риски», — уверен управляющий директор по IT и цифровой трансформации ДОМ.РФ Николай Козак.

С ним согласен заместитель председателя банка ДОМ.РФ Алексей Косяков, для которого улучшение клиентского опыта с помощью цифры — это производственная необходимость, возможность предложить наилучший сервис на высококонкурентном финансовом рынке. «В нашем банке уже 65 процентов всех сделок заключается, подписывается и регистрируется в формате "не выходя из дома", по электронно-цифровой подписи. А в мобильном приложении, например, можно открыть эскроу-счет, который гарантирует сохранность средств покупателей жилья. Еще недавно это можно было сделать только в отделении банка», — говорит Алексей.

Для всех и каждого

Сервис — то есть качество услуг — не менее важно и на рынке жилищного строительства. Строить нужно быстро, безопасно и эффективно со всех точек зрения. В этом заинтересованы покупатели, застройщики, производители материалов, государство. Для этого тоже есть технологии — информационного моделирования. С 1 июля 2024 года переход на ТИМ станет обязательным для многоквартирного строительства. Именно на этом направлении в отрасли сильно сказался уход зарубежных производителей ПО.

В ДОМ.РФ, который вместе с Минстроем РФ двигает эту повестку, воспринимают это как вызов и работают над собственными облачными решениями, одновременно разрабатывая стандарты (например, цифровые двойники зданий) и занимаясь подготовкой профильных специалистов. «Основная тема, которую мы сейчас продвигаем в строительстве, — это использование цифровых моделей. Мы разработали методику подготовки кадров для ТИМ. В этом году обкатали ее в Цифровой академии ДОМ.РФ, обучили десятки тысяч людей, которые научились работать с технологиями, делающими отрасль прозрачнее, эффективнее», — рассказывает замглавы Минстроя Константин Михайлик.

Максимального эффекта от цифровизации стоит ждать, когда все этапы строительного процесса — от пространственного планирования и проектирования до эксплуатации зданий — окажутся в единой цифровой среде. «В совокупности с другими сервисами это даст новый уровень развития жилищной сферы», — подытожил Виталий Мутко.

< Назад в рубрику