Мэр Москвы Сергей Собянин 23 декабря 2022 года открыл восстановленную эскалаторную галерею на Воробьевых горах. Она связала южный вестибюль одноименной станции метро и улицу Косыгина. Теперь посещение парковой зоны, горнолыжного комплекса, канатной дороги, смотровой площадки и главного здания МГУ стало проще и удобнее для жителей и гостей столицы. Как удалось вернуть Москве знаковый объект городской архитектуры — в материале «Ленты.ру».
«Галерея была закрыта много лет, и многие москвичи уже не помнят, каким удобным был подъем от метро к смотровой площадке и горнолыжному комплексу. <…> По просьбам горожан мы ее восстановили. Приглашаю снова проехаться на историческом эскалаторе, который будет радовать все поколения долгие десятилетия, — сказал мэр Москвы Сергей Собянин на церемонии открытия горнолыжного комплекса на Воробьевых горах. — Это был сложный проект, почти сопоставимый со строительством станции метрополитена. <…> Нижний вестибюль находится всего в 150 метрах от выхода со станции "Воробьевы горы", верхний выходит к улице Косыгина. С новой смотровой площадки на крыше открывается прекрасный вид на Москву-реку, стадион "Лужники" и центр города. Галерея в три раза сократит время в пути до главного здания МГУ и Дворца пионеров, в два раза — до канатной дороги, смотровой площадки и горнолыжного комплекса. Проезд по ней будет бесплатным».
Продолжительность поездки по эскалаторной галерее составляет примерно полторы минуты. Галерея была построена по проекту Александра Стрелкова и Нины Алешиной и открыта 23 июля 1959 года, спустя полгода после запуска станции метро «Ленинские горы» Кировско-Фрунзенской линии метро (ныне «Воробьевы горы» Сокольнической линии). В это время активно застраивался юго-запад Москвы. На тот момент уже завершилось строительство главного здания МГУ им. М.В. Ломоносова, одновременно с этим была обустроена главная смотровая площадка города, началось строительство нового здания Дворца пионеров на улице Косыгина.
Длина станции метро стала рекордной — 270 метров, ширина платформы — 17,6 метра (при стандартных 12). Такие масштабы должны были помочь распределить потоки пассажиров со стадиона в Лужниках. После помпезных станций сталинской поры «Ленинские горы» с витражным остеклением путевых стен, волнообразными железобетонными перекрытиями и инновационной облицовкой из светло-голубого пластика с алюминиевыми накладками стали своеобразным манифестом нового направления в архитектуре — модернизма.
Уникальная галерея быстро стала одним из самых популярных мест столицы. Еще она выполняла важную транспортную функцию — соединяла станцию метро с улицей Косыгина. В 60--80-е годы прошлого века галерея была востребована у студентов МГУ, школьников из Дворца пионеров, посетителей смотровой площадки, любителей зимних видов спорта и многочисленных туристов. Снимали там и кино. Она попала в кадры фильмов «Ох уж эта Настя!» и «Дорога к морю», а в «Подсолнухах» на одном из трех эскалаторов проехала знаменитая итальянская киноактриса Софи Лорен.
В 1983 году галерея была закрыта. Закрыли и станцию «Ленинские горы». Из-за инженерных ошибок при проектировании и строительстве станции метро в несущих конструкциях Лужнецкого моста появились трещины. Под галереей произошло смещение грунта, что привело к нарушению гидроизоляции, в результате чего ее пришлось закрыть для пассажиров. В 1988 году были прекращены даже профилактические запуски эскалаторов галереи, а позже они были демонтированы. В 2001 году верхний вестибюль снесли, а входы в оставшийся нижний вестибюль замуровали.
Станцию метро после реконструкции открыли спустя 19 лет, в декабре 2002 года, уже с новым названием — «Воробьевы горы». А галерея превратилась в заброшенный и полуразрушенный объект: все три эскалатора демонтировали. Планы по ее реконструкции появлялись на протяжении 1990-х и 2000-х годов. В частности, в 2000 году было подписано постановление о проведении восстановительных работ, однако в 2005 году «в связи со сложностью, особыми условиями и высокой стоимостью реконструкции» оно было отменено.
Тем не менее в ноябре 2020 года было принято волевое решение о полном восстановлении эскалаторной галереи. Подготовительную работу перед стартом реконструкции провели ведущие проектные институты Москвы, институт Транспортного комплекса и Московского метрополитена. Она включала в себя проектно-изыскательские работы для выбора лучшего инженерно-технологического решения. «Мы постарались максимально придерживаться того исторического проекта, который здесь был, но так как этот проект был не совсем удачным с точки зрения реализации, мы вынуждены были пересмотреть все конструкторские и технологические решения», — отметил заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Сначала были снесены все старые конструкции. После этого специалисты занялись укреплением склона для максимальной надежности нового комплекса. Главная трудность была связана со сложной геологией и обводненной почвой. Для работ по укреплению склона была выбрана свайная система, позволившая надежно соединить конструкции галереи с породой и препятствовать смещению грунта. Всего было установлено более 670 нагелей длиной от 30 до 36 метров: 280 — в наклоне, 196 — в верхней части галереи и 195 — в нижней. В режиме реального времени ведется постоянный мониторинг состояния грунта благодаря встроенным датчикам. Они в онлайн-режиме фиксируют любые отклонения. Был построен и новый фундамент для эскалаторного комплекса.
По сохранившимся схемам и фотографиям галереи специалисты восстановили ее исторический облик: были построены два двухэтажных вестибюля, соединенных восьмиуровневым каскадом. Во внутренней облицовке использовали натуральный саянский мрамор и дымовский гранит, установили необычное освещение, которое напоминает звездное небо. Площадь остекления галереи составила свыше 1000 квадратных метров, через прочные светопрозрачные конструкции пассажиры могут наблюдать красивейшую лесопарковую зону. На крыше верхнего вестибюля уже появилась смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид на центр столицы, Лужники и Москву-реку.
В самой галерее установили три эскалатора российского производства длиной 68 метров, поднимающие пассажиров на высоту 34 метра — это сопоставимо с высотой десятиэтажного дома. Машинный зал эскалаторов и технические помещения расположены в нижнем вестибюле. Общая длина инженерных коммуникаций составила свыше шести километров. «Воробьевы горы» стали удобнее и привлекательнее, а галерее возвращен статус городской туристической достопримечательности.
Раньше от станции метро до смотровой площадки нужно было идти 30 минут вверх, в зимнее время такой маршрут было проделать почти невозможно. Теперь путь занимает всего 11 минут. «Масштаб работ был почти сопоставим со строительством новой станции метро. Запуск галереи в три раза сократит время в пути до главного здания МГУ и Дворца пионеров, в два раза — до канатной дороги, смотровой площадки и горнолыжного комплекса. Воробьевы горы станут доступнее и привлекательнее», — отметил Максим Ликсутов.
Как и прежде, нижний вестибюль эскалаторной галереи расположен примерно в 150 метрах от южного выхода станции «Воробьевы горы», верхний вестибюль выходит к улице Косыгина. Таким образом, несколько десятилетий спустя жители и гости города вновь обрели удобную связку южного вестибюля станции метро «Воробьевы горы» и туристических объектов.