22 января в Москве завершился Кубок Первого канала — первый в 2023 году старт в российском фигурном катании. Команды Алины Загитовой и Камилы Валиевой, собранные из лучших спортсменов страны, боролись за денежное вознаграждение — в этот раз призовой фонд турнира составил 20 миллионов рублей. На лед вышли Елизавета Туктамышева, Софья Акатьева, Аделия Петросян, Дмитрий Алиев, Евгений Семененко, Александр Самарин, Анастасия Мишина и Александр Галлямов, Евгения Тарасова и Владимир Морозов и другие звезды. Самые яркие моменты соревнований — в материале «Ленты.ру».
Первое и главное, что нужно знать о Кубке Первого канала — это все-таки больше шоу, чем соревнование. Поэтому и подход спортсменов к выступлениям в большинстве своем был не таким серьезным, как обычно. Многие не удержали (или не восстановили) форму с декабрьского чемпионата России, кто-то решил не рисковать и не идти на самые сложные элементы. Фигуристов за это, впрочем, едва ли стоит судить. Состояние сборной имело бы куда больше значения, выступай Россия на международной арене (уже 25 января стартует чемпионат Европы). Вне мирового тура, даже в самый его разгар, можно повеселиться и провести время в удовольствие. Этой логике подчинялось все происходящее на «ЦСКА Арене» 21 и 22 января. И трибуны, кстати, были забиты битком.
По ставшему уже традиционным регламенту турнира, ведущих фигуристов страны поделили на две команды, которым дали названия «Нас не догонят» и «Красная машина». Сложно сказать, насколько присвоение подобных имен — грамотный пиар-ход: есть в этом что-то от школьных «Веселых стартов». Однако на основную массу болельщиков, кажется, это произвело правильный эффект, по крайней мере плакатов с названиями команд было более чем достаточно.
Капитанами назначили Камилу Валиеву и Алину Загитову соответственно (сами они в выступлениях участия не принимали). Выбор капитанов, а именно появление в этой роли Валиевой, вызвал, между тем, довольно серьезные споры. И это связано даже не с недавним лишением спортсменки золота чемпионата России-2022 или намерением Всемирного антидопингового агентства (WADA) оспорить ее оправдание в допинг-скандале. По мнению большинства несогласных, куда более удачными кандидатурами были бы олимпийская чемпионка Пекина Анна Щербакова, серебряный призер Пхенчхана Евгения Медведева (которые, кстати, уже были капитанами в прошлые разы) или самая опытная фигуристка страны Елизавета Туктамышева. Если принимать во внимание регалии и статус, то решение организаторов действительно неоднозначно, но с позиции популярности фигуристок — более чем объяснимо. Валиева — главная звезда российского фигурного катания сегодня, и что бы ни происходило, в ближайшей перспективе таковой и останется.
Да и, по правде говоря, с ролью капитана Камила справилась. Проявляла находчивость, была активной, но не навязчивой. Более того, выигрышно смотрелась на фоне Загитовой, которой пока по-прежнему не хватает навыков работы на публике. На Кубке Первого канала это можно было и не заметить, поскольку говорить в микрофон от капитанов почти не требовалось. Однако один эпизод — о нем чуть ниже — выдал Алину с головой.
В каждой команде было по четыре одиночницы и одиночника, а также по две спортивные пары. Танцевальные дуэты выступали вне зачета.
С первого взгляда команда Загитовой, «Красная машина», была укомплектована лучше. Обе спортивные пары — из элиты (Анастасия Мишина и Александр Галлямов, Евгения Тарасова и Владимир Морозов), а также две надежные квадистки-одиночницы — Аделия Петросян и Софья Акатьева (также за команду выступали Вероника Яметова и Алина Горбачева).
В команду Валиевой же кроме действующих чемпионов России Александры Бойковой и Дмитрия Козловского попали Ясмина Кадырова и Валерий Колесов — спортсмены, стремящиеся, но пока не достигшие уровня соперников. Кроме того, среди одиночниц «Нас не догонят» не оказалось ни одной девушки, на чьи квады однозначно можно было рассчитывать: Софья Самоделкина и Анастасия Зинина нестабильны, а самый сложный прыжок в активе Елизаветы Туктамышевой и Софьи Муравьевой — тройной аксель. И только составы одиночников были ровными: Петр Гуменник, Александр Самарин, Артем Ковалев и Глеб Лутфуллин в команде Загитовой и Евгений Семененко, Дмитрий Алиев, Андрей Мозалев и Макар Игнатов — у Валиевой.
Но это все на бумаге. И хотя «Красная машина» в итоге действительно выиграла, борьба удалась-таки.
Как развивался турнир и какая команда в какой момент лидировала, не так важно — важнее то, что показали те или иные фигуристы вне контекста.
Соперничество в российском парном катании в этом сезоне парадоксально обострилось. Чемпионат России проиграли Анастасия Мишина и Александр Галлямов — именно проиграли, собственноручно отдав золото Александре Бойковой и Дмитрию Козловскому. Теперь чемпионы мира-2021 выиграли короткую и стали только третьими в произвольной. У них — самые сложные программы в плане техники, однако местами пропадает уверенность, за чем следуют ошибки. В этом видится некий психологический подтекст — с физикой у пары, кажется, проблем нет.
Бойкова и Козловский же, наоборот, уже второй старт подряд выглядят заряженными на максимум. Хотя на этот раз спортсмены не были безупречны (например, Бойкова, как и Мишина, упала с выброса), выглядели они легче и бодрее, а потому закономерно стали первыми в произвольной.
Хуже дела у Евгении Тарасовой и Владимира Морозова. В программах они допустили массу неточностей и помарок, и хотя нельзя сказать, что они сорвали все и вся, впечатление осталось странное. Оба проката походили на то, что показывают в начале сезона на контрольных тренировках — не более.
Одиночники не стали нарушать многолетнюю традицию и как всегда были непредсказуемы. В короткой программе крайне убедителен оказался Андрей Мозалев — он единственный набрал больше 100 баллов. Дальше в тройке расположились Глеб Лутфуллин и Макар Игнатов, а действующий чемпион России Евгений Семененко показал только пятый результат — из-за ошибок на двух прыжках из трех.
В произвольной все перевернулось с ног на голову: Мозалев стал третьим, пропустив вперед Петра Гуменника и Дмитрия Алиева. Последний накануне не сделал чисто вообще ни одного прыжкового элемента, а теперь сорвал только тройной риттбергер в самом конце. Для Алиева подобное становится опасной привычкой: фигурист не в первый раз в этом сезоне терпит сокрушительную неудачу в короткой, а на следующий день выдает едва ли не прокат всей жизни.
У Семененко вновь возникли проблемы: он боролся за каждый прыжок, чаще безуспешно, и финишировал шестым.
Соревнования одиночниц омрачила травма, которую получила в короткой программе Анастасия Зинина. Фигуристка из команды Валиевой неудачно раскрылась после сальхова, упала на бедро и не смогла подняться. Покинуть лед спортсменке помогли врачи; позднее выяснилось, что перелома нет, только сильный ушиб, однако в больнице Зинина должна провести неделю.
Регламент турнира не предполагал запасных (теперь-то, наверное, это предусмотрят), поэтому для «Нас не догонят» это означало досрочное поражение. На то, чтобы сориентироваться, у организаторов было совсем немного времени, но полное убийство интриги они смогли-таки предотвратить. Решено было вычесть из суммы «Красной машины» наименьший балл, заработанный одиночницами в короткой программе. В итоге в зачет команды Загитовой не пошла оценка Вероники Яметовой.
Вот тут-то и случился самый обсуждаемый эпизод турнира. Когда Алину попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию, она заявила: «На самом деле я чуть-чуть не согласна с этим решением, потому что спортсмен, который катается в моей команде, старался, выкладывался. Жалко, конечно, что такие ситуации бывают, мы желаем здоровья каждому спортсмену». На вопрос о том, не считает ли она турнир просто шоу (к которому нужно относиться проще), олимпийская чемпионка 2018 года отрицательно покачала головой.
В сети Загитову обвинили в циничности, в неадекватной оценке действительности, в отсутствии эмпатии и сочувствия... И много еще в чем. Но согласиться при этом хочется с мнением журналистки Елены Вайцеховской, которая написала, что реакция Алины была в первую очередь шоковой и для того, чтобы справиться, необходимо было обладать «целым набором "взрослых" качеств: быстротой и четкостью мышления, умением просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, более солидным жизненным опытом». Все это от Загитовой постоянно требуют, но справедливо ли это делать?
К слову, в произвольной Зинину заменили-таки — вместо нее каталась Ксения Гущина.
А вот Елизавета Туктамышева была на высоте. Пожалуй, самым трогательным моментом соревнований стало ожидание оценок после ее произвольной, когда тренер Алексей Мишин в микрофон попросил зал «поблагодарить Лизу за то, что она есть». В самом деле, чемпионка мира и Европы 2015 года давно является самой заметной и самой главной участницей любого внутреннего старта, вне зависимости от результатов. Здесь фигуристку оба дня встречали такими овациями, которые больше никто не получил.
Тройные аксели Туктамышева сделала и в короткой, и в произвольной (пусть один из них и в тройку). А еще, что так же ценно, в произвольной наконец прыгнула каскад три-три — в последнее время ей все не удавалось докрутить третий оборот в тулупе. И не важно, что после обеих программ Туктамышева стала только четвертой, проиграв Акатьевой, Муравьевой и Петросян. Рейтинг в этот раз — просто формальность.
Кубок Первого канала уже второй год проводится в даты международных турниров — в прошлый раз он «заменял» чемпионат мира. Хочется верить, что в новом сезоне это не понадобится.
А пока... Следующим (и по большому счету последним) крупным стартом для российских фигуристов в этом сезоне станет финал национального Кубка, который состоится в марте. До этого — шоу, после — тоже.