На первый взгляд может показаться, что на Западе сложился консенсус по поводу того, что именно привело к вооруженному конфликту на Украине и как его закончить. Поставки вооружений на Украину расширяются новыми видами боевой техники, а США и их союзники категоричны: сейчас не время для переговоров. Из общего хора выбиваются всего несколько голосов, среди которых Джеффри Сакс — профессор Колумбийского университета, автор популярных книг по международной проблематике и советник генерального секретаря Организации Объединенных Наций (ООН). Экономист убежден: украинского кризиса можно было избежать, если бы США и их союзники повели себя иначе. И несмотря на категоричность американской стороны — сейчас самое время для того, чтобы сесть за стол переговоров. О России Джеффри Сакс, пожалуй, знает лучше большинства коллег: он был экономическим советником сначала генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева, а затем и российского президента Бориса Ельцина. «Лента.ру» расспросила американского профессора о том, как можно было избежать конфликта на Украине, что должно лечь в основу будущего мирного урегулирования и почему никому в мире на самом деле не нужна гегемония США.
«Лента.ру»: Насколько убедительны заявления США и их союзников о том, что никто не провоцировал Россию к началу военной операции на Украине?
Джеффри Сакс: К сожалению, война (здесь и далее речь идет о специальной военной операции России на Украине)* на Украине в значительной степени стала результатом геополитической конкуренции между США и Россией, включая стремление Соединенных Штатов к расширению НАТО и политическую борьбу за влияние на Украине.
Кампания США по расширению НАТО, начавшаяся в 2008 году, а также участие Соединенных Штатов в событиях Евромайдана в 2014 году были серьезными и неудачными провокациями.
Украина могла бы и должна была избежать разрушительной войны* и добиться реального суверенитета и безопасности.
Кроме того, украинские политики поступили бы гораздо мудрее, если бы признали этническое разнообразие внутри страны и действовали на основе взаимного уважения между различными этническими группами и географическими регионами.
В США осознавали, что их политика может спровоцировать вооруженный конфликт на Украине?
Американские неоконсерваторы определенно стремились — и продолжают стремиться — к дальнейшей экспансии НАТО и были убеждены, что смогут добиться этого без войны*. Таков был их реальный замысел, но они серьезно просчитались.
Как можно положить конец этому конфликту?
Война* должна закончиться заявлением НАТО о том, что она не будет расширяться на Украину, выводом Россией своей армии с Украины, демилитаризацией и прагматичными договоренностями по Крыму и Донбассу, включая заморозку конфликта вдоль согласованных на переговорах разграничительных линий.
Что произойдет, если ситуацию не удастся разрешить за столом переговоров? У конфликта есть потенциал для перерастания в ядерную войну между Россией и США?
У обеих сторон есть задел для дальнейшей эскалации.
Если у России действительно сейчас есть значительное преимущество на поле боя, — а это возможно, — я надеюсь, что Россия воспользуется им для того, чтобы обеспечить адекватные условия мирного урегулирования, такие как нейтралитет Украины, снятие экономических санкций и другие меры, которые позволили бы устранить тяжелые издержки этой войны*.
Если же Россия будет слишком агрессивно добиваться преимущества только в военной плоскости, это может привести к дальнейшей серьезной эскалации. Нам необходимо остановить восходящий цикл эскалации.
Запад продолжает вводить против России все новые санкции. Но разве возможно полностью изолировать такую страну, как Россия, от остального мира — экономически и политически?
Россия не изолирована, потому что большинство развивающихся стран хотят поддерживать с ней хорошие отношения — как дипломатические, так и экономические.
Санкции ввели США, Великобритания, Европейский союз и несколько азиатских государств.
Вы удивили многих, заявив в прямом эфире, что США стоят за взрывами газопроводов «Северный поток». Вы все еще так считаете?
Появляется все больше косвенных доказательств, указывающих на то, что это сделали либо США, либо кто-то из их союзников при активной поддержке американцев, например Великобритания. Это вполне логично.
Швеция увидела немало доказательств этому на дне океана, но вместо того, чтобы раскрыть их, скрыла улики. Это говорит о том, что Швеция и ее союзник, США, не хотели, чтобы общественность увидела эти доказательства. Газета The Washington Post недавно опубликовала статью, в которой открыто заявила о непричастности России к взрывам, но не стала указывать, кто в действительности стоит за ними.
На ваш взгляд, чем завершится расследование инцидента властями Швеции, Дании и Германии?
Я думаю, что расследование, конечно, уже по-тихому «завершили». Швеция должна обнародовать все данные своего расследования в Совете Безопасности ООН и честно рассказать миру о том, что она обнаружила. Она обязана сделать это, независимо от того, что она узнала. Впрочем, я сомневаюсь, что Швеция пойдет на такой шаг.
Растет напряженность и в другой части мира — в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море. Вероятен ли украинский сценарий на Тайване в ближайшие годы?
США разжигают холодную войну с Китаем, и Тайвань является частью этой войны.
Конечно, Китай представляет угрозу для доминирования США, но оно нам и не нужно, и мы не должны к нему стремиться.
Нам нужно стремиться к многополярности, которая отвечала бы положениям Устава ООН и в которой все страны уважали бы международное право.
Вы согласны с мнением, что нынешние события свидетельствуют о переходе от однополярного миропорядка к многополярности?
Да, однополярному миру пришел конец, причем, возможно, еще 20 лет назад.
Это не имеет никакого смысла ни с этической, ни с практической, ни с исторической точек зрения.
Какую роль будут играть развивающиеся страны в новом мировом порядке? Как изменится роль стран «Большой семерки»?
Хочу указать на один очень интересный факт: в настоящий момент БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) примерно сравнялись со странами G7 (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония) по величине валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности.
И это отличная новость для всего мира, если, конечно, мы не переубиваем друг друга в процессе. Но мы должны продолжить предпринимать решительные усилия по созданию многополярного мира в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.
Почему все больше стран отходят от использования долларов США?
На дедолларизацию влияют три фактора. Первый — постепенное снижение доли США в мировой экономике. Второй — политизация доллара правительством США. Доллар должен служить валютой, а не геополитическим инструментом Вашингтона. Однако сейчас США довольно часто пытаются воспрепятствовать использованию доллара неугодными им странами — Венесуэлой, Ираном, Северной Кореей, Россией, Афганистаном и другими. Третье — это переход к цифровым валютам центральных банков, таким как цифровой ренминби, в результате чего расчеты не должны будут проходить через банковскую систему США.
Сегодня мир сталкивается со множеством серьезных кризисов — экономическим, климатическим, продовольственным и энергетическим. Как мы можем им противостоять?
Первое необходимое условие — это мир. Нам нужно закончить войну* на Украине и избежать войны на Тайване. Второе условие — диалог. Нам нужны прямые и постоянные переговоры между Соединенными Штатами, Европейским союзом, Россией, Китаем, Индией и другими странами. G20 — очень полезный формат для этого. Третье — работа над общими для всех стран целями, в частности над реализацией Целей устойчивого развития и Парижского соглашения по климату. Четвертое — глобальная солидарность, чтобы разделить технологическое и финансовое бремя перехода к устойчивой экономике. Пятое — справедливость для бедных стран, чтобы у них была возможность развиваться.
* О начале специальной военной операции на территории Украины президент России Владимир Путин объявил 24 февраля 2022 года. Таким образом, по его словам, российская сторона отреагировала на просьбы Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) о помощи.