Люди по всему миру сталкиваются с издевательствами и травлей на работе. Как это бьет по мировой экономике?
Дарья Волкова
Травля в коллективе — это серьезная проблема, которая не только вгоняет людей в стресс, но и пагубно сказывается на работе в целом и в конечном итоге наносит серьезный урон мировой экономике. Сотрудника могут травить по самым разным причинам: за безволие, робость, заискивание и даже за неординарную внешность, и столкнуться с этим может любой человек, независимо от должности и социального статуса. Проблема разрослась до глобальных масштабов, а единого механизма ее решения все еще не существует. Невыносимое давление — в материале «Ленты.ру».
Дорогой ценой
Уровень насилия и домогательств в рабочей среде измерить сложно. До недавних пор существовали отдельные данные по конкретным странам. Например, только в США с травлей в коллективе сталкивались 30 процентов работников. Причем те, кто работает удаленно, чаще сообщали об издевательствах (43,2 процента). Европейские опросы показывали, что от 5 до 30 процентов сотрудников были жертвами издевательств на работе. В Индии о буллинге рассказывали от 46 до 55 процентов работников, в Германии — 17 процентов, в Великобритании — от 13 до 28 процентов.
Первым глобальным исследованием в этой области стал доклад Международной организации труда (МОТ). По оценкам МОТ, с этой проблемой в той или иной степени сталкивался каждый пятый человек на планете, и только половина пострадавших рискнули рассказать об этом близким. Чаще всего предпочитали молчать, считая, что делиться подобным — пустая трата времени, другие опасались за свою репутацию. Примечательно, что женщины чаще, чем мужчины, делились своим опытом (60,7 и 50,1 процента соответственно), констатировала МОТ.
Во всем мире 17,9 процента работающих мужчин и женщин заявили, что подвергались психологическому насилию и домогательствам в коллективе, а 8,5 процента сталкивались с физическим насилием и домогательствами. Чаще всего травлю на работе переживают молодежь, женщины и мигранты. Но в целом от этого не защищен никто. Проблема уже приобрела пугающие масштабы. «Все знают, что издевательства случаются. Но об этом никто не говорит. Никто не действует», — констатировал Мортез Махмуди, соучредитель некоммерческой организации Academic Parity Movement, которая борется с притеснениями в научной среде.
Сотрудники, которых обижают, хуже справляются со своими обязанностями, менее производительны, теряют мотивацию, могут испытывать трудности с принятием решений, временами и вовсе прогуливают работу, а также чаще становятся жертвами несчастных случаев на производстве. Вредны издевательства в коллективе и для работодателей. Например, из‑за травли увеличивается количество прогулов, растет текучка кадров, снижается прибыль. Игнорирование или поддержка буллинга начальством может привести к распаду рабочего коллектива.
1
триллион долларов
теряет мировая экономика каждый год из-за депрессии и беспокойства работников
Издевательства на рабочем месте негативно сказываются на здоровье и благополучии людей. Запугивание может вызвать психологические и физиологические проблемы, включая высокое кровяное давление, изменения настроения, приступы паники и стресс. Люди, над которыми издеваются на работе, могут испытывать головные боли, мышечное напряжение, изменения аппетита и истощение. На фоне прессинга у человека понижается самооценка, ухудшается сон, растет тревожность и депрессивность. В целом, по оценкам ООН, ежегодно из-за депрессии и беспокойства теряется около 12 миллиардов рабочих дней, что обходится мировой экономике почти в триллион долларов.
Недетские игры
Женщины чаще становятся жертвами травли. Им в два раза чаще, чем мужчинам, говорят неприятные вещи. В три раза чаще отправляют угрозы — в том числе физической расправой. Все это так называемый толстый буллинг — открытое неприятие, которое может подразумевать и угрозы. Мужчины же чаще становятся жертвами тонкого буллинга, то есть неочевидного негативного отношения: завуалированных подколов, косых взглядов, едкого сарказма, игнорирования — когда при жертве, например, демонстративно прекращают разговаривать.
Как может проявляться моббинг
— постоянная необоснованная критика;
— обесценивание профессиональной квалификации и личного вклада сотрудника;
— бойкот;
— сокрытие необходимой деловой информации или обман при обсуждении рабочих вопросов;
— клевета и ложные доносы;
— издевки и оскорбительные шутки;
— угрозы;
— кража и порча личных вещей;
— сексуальные домогательства и даже прямое физическое насилие.
Нападки могут происходить как у всех на глазах, так и втайне. Например, порочащая и оскорбительная информация может передаваться через соцсети и мессенджеры.
Для так называемого взрослого буллинга существует отдельный термин — моббинг. Под этим понимается психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства. Цель такой травли — заставить работника уйти с должности, уволиться или ослабить степень его социального или профессионального влияния в коллективе. Кроме того, различают вертикальный моббинг (он же боссинг) — от начальства к сотруднику или от коллег к новому руководителю, которого коллектив не принимает. Также есть горизонтальный — от группы коллег к одному сотруднику. «Варианты проявления травли на работе — распространение ложных слухов, постоянная критика, утаивание информации, клевета, социальная изоляция», — рассказала психолог Московской службы психологической помощи населению Наталия Щанкина.
Моббинг практически не возникает в тех группах, где люди работают «с нуля», где коллектив не делится на своих и чужих. А вот в «психологическом болоте», если в нем появляется новичок, вероятность травли резко возрастает. «Внутреннее напряжение в коллективе не может длиться долго — обязательно требуется разрядка. Как только кто-то из сотрудников отличается поведением, внешностью или чем-то еще — это вызывает агрессию. Еще одна причина для травли — безделье», — рассказала заместитель директора Московской службы психологической помощи Ольга Тенн.
Для России проблема травли на рабочем месте не нова. Недавний опрос МТС и HR-проекта «Компании для всех возрастов» показал, что более половины граждан сталкивались с подобным. Более 60 процентов респондентов анонимного анкетирования упоминали о буллинге в трудовом коллективе, из которых 93 процента случаев ― это психологическое давление. При этом пострадавшие часто не воспринимали это непосредственно как травлю и не обращались за помощью ― таких 58,1 процента. «Буллинг взрослых — до сих пор табу, о нем редко говорят открыто. Помимо этого, жертвы часто не определяют давление на себя как травлю», — подтвердила основатель проекта «Компании для всех возрастов» Анастасия Лазибная.
Этапы развития травли на работе
1. Период напряжения или формирование предпосылок
В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом либо общим неблагоприятным психологическом климатом в коллективе.
2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения
Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.
3. Фаза насилия
Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. Они уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.
4. Социальная изоляция
Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, ее не приглашают на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям, он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.
5. Потеря рабочего места
Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.
С интригами и подставами можно столкнуться в любой компании. По данным опроса, проведенного порталом Работа@Mail.Ru, 64 процента россиян испытали это на себе. И каждому пятому пришлось после такого «испытания» уволиться. А 5 процентов опрошенных признались, что сами добивались поставленных личных целей, нарочно подставляя коллег и начальников, скрывая свои ошибки, добиваясь повышения или просто из мести. Больше всего интриганов оказалось среди аналитиков, экономистов и чиновников, а меньше всего — среди рабочих технических специальностей.
Единого механизма борьбы с травлей на работе пока нет, во многом это связано с недостатком информации, так что каждому пострадавшему приходится справляться самостоятельно. «Чтобы решить глобальные проблемы безопасности, такие сложные и глубоко укоренившиеся, как насилие и домогательства на работе, крайне важно иметь надежные данные, чтобы понять масштабы проблемы и выявить тех, кто подвергается наибольшему риску», — заметила Сара Камберс, представитель благотворительной организации, которая ставит своей целью сделать мир более безопасным.
В идеале с травлей нужно бороться системно, выработав комплексный подход, который могли бы взять на вооружение все страны. Помочь в решении вопроса могла бы диагностика корпоративной среды и рабочих команд на предпосылки к травле, а также разработка профилактических мер, чтобы пресечь травлю на корню. Но особым успехом такие программы пока не пользуются: только в России всего 12 процентов компаний внедряют в работу превентивные меры, профилактику буллинга не проводят в подавляющем большинстве организаций (68 процентов). К тому же примечательно, что подобные рабочие конфликты возникают чаще во время кризисов: большую роль в этом играет растущая неуверенность в завтрашнем дне и общая экономическая неопределенность.