Стильное помещение, услужливый персонал, приятная музыка и вкусный кофе — так встречает клиентов типичный одежный шоурум. Сервис будто компенсирует разочарование от внушительных цен на товары. «Все наши вещи изготавливаются на собственном производстве из лучших материалов», — с гордостью объяснят такое ценообразование продавцы. Однако опытный покупатель на такую удочку не клюнет: он знает, что ту же самую рубашку или платье можно купить на AliExpress и на других онлайн-площадках в четыре-пять, а то и в десять раз дешевле. Как шоурумы наживаются на клиентах, продавая дешевые китайские вещи под видом эксклюзивной одежды, разбиралась «Лента.ру».
«Несколько месяцев назад в одном из местных шоурумов я присмотрела необычную сетчатую кофту, украшенную стразами. Она стоила три тысячи рублей — для меня это дорого. Особенно если учитывать то, что на ее пошив пошел кусок ткани размером с платок», — рассказывает жительница Уфы Алина.
Вскоре покупательница наткнулась на точно такой же товар на AliExpress, только стоил он 1232 рубля. Алина оплатила заказ, а через три недели, получив посылку, обнаружила, что по качеству топ за 1232 рубля аналогичен тому, что продавался в российском шоуруме.
Обратная история произошла с крымчанкой Кетеван, когда ей подарили свитер известного московского бренда Mukhastore за десять тысяч рублей. «Через два дня я приехала на московский рынок "Садовод" и заметила там точно такой же черный пуловер за четыре тысячи рублей», — поделилась она.
При этом через сервис «Поиск по фото» на сайте AliExpress это изделие можно найти и за 1723 рубля. Судя по положительным отзывам пользователей, свитер не отличается от вещи из ассортимента Mukhastore.
Посетитель приходит в шоурум не просто примерить и приобрести одежду, как сделал бы в магазине любой массмаркетовой марки. В торговом зале, больше похожем на уютную квартиру, он ожидает индивидуального подхода. Прежде чем помочь с выбором наряда, учтивые консультанты обычно предлагают клиенту горячие напитки. Если атмосфера располагает, а кошелек позволяет, покупатель в итоге уходит от них одетым с головы до ног, даже если планировал купить только одни джинсы.
Львиная доля заработка шоурумов приходится на онлайн-продажи в соцсетях. Изучив и выбрав вещи в стильной сетке профиля в Instagram (соцсеть запрещена в России; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) или в мессенджере Telegram, покупатель оплачивает их дистанционно и получает обновку в течение нескольких дней. Продавцы, в свою очередь, дают консультации в онлайн-режиме, собирают заказы и передают их в доставку.
Многие российские марки, которые обрели популярность в соцсетях без физического шоурума, выходят на офлайн-торговлю для увеличения потока клиентов. Некоторые из них заявляют, что отшивают коллекции самостоятельно по собственным эскизам, другие признаются, что заказывают ее у поставщиков из разных стран.
Однако не все готовы раскрыть правду о своей деятельности. В 2019 году известная YouTube-блогерша Катя Конасова провела ряд разоблачений популярных российских шоурумов. Она обвинила магазины в том, что они обманывают покупателей, выдавая китайские копии за подлинные вещи модных корейских брендов. По ее версии, на AliExpress одежда, которую в дальнейшем закупают отечественные марки, поставляется не из Кореи, а с крупного торгового портала TaoBao, ориентированного на внутренний рынок Китая.
«В этой стране [Китае] ценят корейскую моду за оригинальные дизайнерские подходы. TaoBao закупал или копировал корейские вещи, нашивая на них китайские бирки, а продавцы с AliExpress совершали покупки на TaoBao и затем продавали их российским потребителям», — объяснила Конасова.
В том же году корреспондентка телеканала РЕН ТВ Дженнифер Ковтун приехала вместе со съемочной группой в один из московских торговых комплексов, где, по заверениям продавцов, были представлены вещи из последних коллекций западных модных домов.
Когда журналистка обратила внимание на подозрительно низкое качество тканей и кривые швы на одежде якобы люксовых брендов, одной из сотрудниц точки пришлось признаться, что весь ассортимент поставляется из Китая. «У нас магазин стоит на копиях. На репликах», — сказала она.
В поисках нового платья покупательница Ирина из Уфы обошла несколько торговых центров и шоурумов, но вернулась домой ни с чем: ее не устроила стоимость представленных там изделий. «Тогда я приметила для себя несколько моделей и решила попробовать отыскать их на AliExpress», — вспоминает она.
Девушка заявила, что ей удалось быстро найти те же самые наряды, однако цены на них оказались в четыре раза ниже, чем в городских шоурумах. Например, расшитое пайетками серебристое платье «Мартини», как в магазине Buntarka.style (4500 рублей), на китайском сайте продавалось за 685 рублей. А черный «бандажный» наряд с открытой спиной из того же шоурума (6900 тысяч рублей) предлагался за 2405 рублей. Вечерний образ с глубоким декольте и бахромой (6500 рублей) Ирина обнаружила на платформе по цене 2499 рублей.
«В итоге я заказала платье из Китая за тысячу рублей. Из него не торчала ни одна нитка, оно было с подкладом и даже отглажено. А ведь совсем недавно я примеряла такое же в шоуруме и едва не отдала за него довольно большую сумму», — заключила Ирина.
На вопрос о появлении китайской одежды в магазине сотрудница Buntarka.style призналась, что некоторые вещи действительно заказывались на AliExpress. А наценка, по ее словам, связана с арендой помещения, рекламой у блогеров, зарплатой продавцам, упаковкой товаров в брендовые пакеты, а также уборкой территории у входа.
«Нередко товары с AliExpress не соответствуют заявленному в описании качеству или картинкам. За это мы несем ответственность и перезаказываем вещь для клиента — это тоже дополнительные траты. Те изделия, которые не подошли покупателям, мы просто отдаем нуждающимся в благотворительные организации», — рассказывает она.
Руководство шоурума добавляет, что ставит клиента в известность о том, что часть ассортимента закупается на AliExpress, только по запросу. «Клиенты приходят, с удовольствием примеряют одежду, мы подпитываем друг друга энергией. Я создаю для них это пространство и экономлю время, которое они могли бы потратить, ожидая доставки», — объяснила владелица магазина Элина.
Сотрудники других шоурумов — московского Charmstore и петербургского Vikclick_shop — настаивают на том, что никогда не перепродавали вещи, закупленные на иностранных сайтах. Кроме того, в их помещениях представлена одежда более высокого качества, чем на AliExpress, и создана она из дорогих материалов. А мнение покупателей, по их словам, ошибочно.
Однако свитер голубого оттенка с белым орнаментом, который продается в Charmstore за 7100 рублей, можно найти на AliExpress за 20,99 доллара (1476 рублей по текущему курсу). В то же время рубашки серого, зеленого, розового и молочного оттенков с короткими рукавами из шоурума Vikclick_shop представлены в соцсетях за 2100 рублей, а на упомянутой платформе аналогичные вещи стоят 5,9 доллара (411 рублей).
«У нас собственное производство в городе Ростов-на-Дону, все изделия отшиваем строго сами. Вещи, представленные на AliExpress, — это подделки нашего бренда. Копируем не мы, а нас, и пока ничего с этим сделать нельзя», — говорят представители столичного Charmstore. Им вторят и коллеги из Санкт-Петербурга. «Одежда создается вручную нашими швеями. Одежду с AliExpress мы не продаем», — заявляют продавцы Vikclick_shop.
Шить одежду на собственном производстве или летать за ней за границу намного затратнее, чем закупать ее в сети и продавать по новому прайсу. Однако это нелегально: такой вид деятельности грозит штрафом от десяти тысяч до пяти миллионов рублей.
На запросы таких сертификатов в шоурумах Vikclick_shop и Emistore_kzn последовали следующие ответы: «К сожалению, у нас нет в распоряжении таких документов», «Это коммерческая тайна». Руководство Charmstore, в свою очередь, незамедлительно предъявило декларацию о соответствии товаров.
«Если продавец заявляет, что вещи шьются на собственном производстве или привозятся поставщиками из других стран, а на самом деле закупает их на сторонних сайтах и перепродает с наценкой, закон будет на стороне покупателя», — объясняет частный юрист Альберт Ахтарьянов. По его словам, клиент вправе запросить документы о сертификации товара и в случае отказа пожаловаться в Роспотребнадзор. «Владельцы магазинов нарушают Закон "О защите прав потребителей", а это влечет за собой административную ответственность», — говорит юрист.
Блогерша Алина (missali_express), чей гардероб полностью состоит из одежды с AliExpress, утверждает, что с тех пор продавцы редко нарушают это требование и, следовательно, не торгуют репликами товаров ни российских, ни западных брендов. «Они просто перепродают изделия других китайских марок, нашивая на них свои этикетки и выставляя нужные ценники», — объясняет она. Поэтому аргументы о том, что китайские производители подделывают вещи российских шоурумов, крайне сомнительны.