От Москвы до поселка Хмелита Смоленской области около 260 километров. Не так близко для однодневной экскурсии. Но проблема транспортной доступности, похоже, единственное, что сегодня реально волнует работников музея-заповедника Грибоедова. И она постепенно решается. Чем живет сегодня бывшая дворянская усадьба, — в материале «Ленты.ру».
Хмелита стала родовым имением Грибоедовых с 1680 года. Дом отстроил дед известнейшего драматурга Федор Алексеевич Грибоедов. Сегодня бывшая дворянская усадьба расположенная в Вяземском районе Смоленской области, уже почти 30 лет является государственным историко-культурным и природным музеем-заповедником. Он был открыт к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова в 1995 году. В состав музея-заповедника, помимо паркового ансамбля, входит господский дом XVIII века, выстроенный в редком для провинциальной усадебной архитектуры стиле елизаветинского барокко. По сторонам главного дома расположены флигели. Казанская церковь выстроена в 1759 году в традициях более ранней эпохи.
«Основная задача музея-заповедника "Хмелита" — сохранение и популяризация мест, связанных с жизнью великих сынов России: драматурга, музыканта и дипломата А.С. Грибоедова, флотоводца П.С. Нахимова, воинов Великой Отечественной войны, героически вырвавшихся в октябре 1941 года из окружения — "Вяземского котла", — говорит директор музея-заповедника "Хмелита" Надежда Кулакова. — Мы занимаемся и планируем заниматься благоустройством музейной территории, реставрацией наших зданий — объектов культурного наследия федерального значения».
Восстановление усадьбы «Хмелита», в том числе регулярного и ландшафтного парков, системы прудов, продолжается не одно десятилетие. Основатель и первый директор музея Виктор Евгеньевич Кулаков стремился сохранить память не только о Грибоедове, но и других известных людях, связанных со Смоленщиной, с историческими событиями, происходившими в этих местах. И музей стал расширяться.
В 2002 году к 200-летию со дня рождения великого русского флотоводца Павла Степановича Нахимова, родившегося в нескольких километрах от Хмелиты, был открыт посвященный ему музей. Сохраняются в музее-заповеднике и места, где он родился и был крещен, надгробный памятник на могиле его матери.
Окрестности Хмелиты связаны также с памятью о героях Великой Отечественной войны. В месте героического прорыва в октябре 1941 года попавших в окружение советских войск созданы филиалы музея-заповедника — Мемориал памяти воинов Западного и Резервного фронтов «Богородицкое поле» и музей «Богородицкое поле». На поле у мемориала ежегодно проводятся захоронения обнаруженных поисковиками останков советских воинов, проходят Вахта Памяти и другие памятные мероприятия. Сюда приезжают потомки московских ополченцев, чтобы вспомнить защитников Отечества.
Музей-заповедник сотрудничает со многими музеями и библиотеками, театрами и вузами, с Вяземской епархией Русской православной церкви, проводит выставки в музее-заповеднике, в регионах России и за рубежом. Так, в конце января в «Хмелите» прошла международная выставка «Янка Купала и русская литература», а между музеем-заповедником и белорусским Государственным литературным музеем Янки Купалы был подписан договор о долгосрочном сотрудничестве. В ближайшее время музей планирует заключить соглашение о партнерском сотрудничестве с Международным фондом науки и культуры «Гармония», чтобы вместе налаживать культурные программы.
«Фонды нашего музея постоянно пополняются новыми экспонатами, — рассказывает Надежда Кулакова. — Художники дарят свои работы, порой передают нам целые коллекции». Так, например, случилось с Владимиром Десятниковым — художником, писателем, искусствоведом и почетным членом Российской академии художеств. Он один из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, его отец — участник событий октября 1941 года под Вязьмой. Владимир Десятников подарил музею собрание своих работ и вместе с ним — свою личную уникальную коллекцию. В ней есть произведения Анатолия Зверева, Ильи Глазунова, редкая подборка советского лубка.
В просторных помещениях усадьбы есть и собственный концертный зал, где регулярно выступают студенты академического Музыкального училища при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. В «Хмелите» системно работают для того, чтобы музей стал значимым культурным центром. Сюда привозили даже представителей Большого театра. Очень плотно работаем с Вяземской епархией, проводим патриотическую работу.
Оживленно прошли в музее-заповеднике Новогодние и рождественские праздники. Всего за период со 2-го по 8-е января музей принял почти 4 тысячи посетителей. Более 2-х тысяч посещений из них пришлось на экскурсии. Другие гости предпочли мастер-классы и новогодние предоставления. Особенно популярными были детский спектакль «Кошкин дом» с поздравлением Деда Мороза и мастер-классы по пластилиновой анимации на тему Рождества.
В конце прошлого года пошли слухи, якобы, у музея начались проблемы. В соцсетях появился документ, в котором Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии лишил территорию смоленского музея-заповедника природоохранного статуса, отменив постановление 1998 года «Об отнесении территории государственного историко-культурного и природного музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита» к особо охраняемым природным территориям». В департаменте отметили, что тогда постановление было утверждено без учета норм и требований Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (ООПТ). И сразу же стали все говорить о проблемах в музее.
В действительности это две разные истории. Наряду с музеем-заповедником (федеральным государственным бюджетным учреждением культуры) с 1998 года существовала особо охраняемая природная территория регионального ведения с тем же названием. «После проведения ряда исследований и экспертиз, было выявлено, что на данной территории отсутствуют научно-обоснованные, особо ценные участки природы и ландшафты, что является первостепенным основанием для создания особо охраняемой природной территории», — уточнили в департаменте. — Учитывая данные обстоятельства и то, что непосредственно объекты музея-заповедника «Хмелита» охраняются Федеральным законом «Об объектах культурного наследия, постановление администрации Смоленской области от 1 июля 1998 года признано утратившим силу».
То есть, музей-заповедник, как работал, так и продолжает работать. Его деятельность никак не была связана с существованием ООПТ. «Это ошибка, — прокомментировала ситуацию Надежда Кулакова. — Вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий, национальных парков, заказников и др., не входят в сферу, регулируемую музеем». По ее словам, музей-заповедник активно развивается и является значимым объектом на карте Смоленской области.
В прошлом году музей-заповедник защитил свою концепцию развития на ближайшие годы. Например, близится к запуску проект «Горе от ума шагает по России». Бессмертная комедия Грибоедова известна каждому, причем не только в нашей стране. «Хмелита» совместно с театральными учреждениями и музеями готовит проект, который стартует в преддверии круглой даты. Комедии «Горе от ума» 200 лет!
Ближайшее значимое событие — выездной проект «Усадебные мотивы», подготовленный сотрудниками музея-заповедника, который пройдет с 8 февраля по 5 апреля 2023 года в мемориальном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» в Пушкинских Горах. Выставка рассказывает об уникальной усадьбе Хмелита — жемчужине елизаветинского барокко середины ХVIII века, родовом имении Грибоедовых. В экспозицию вошли рисунки самой усадьбы, церкви, парка и эскизы оформления интерьеров дворца, выполненные художниками в конце прошлого столетия художниками. Место проведения выставки выбрано не случайно. Александр Грибоедов и Александр Пушкин были знакомы: они почти одновременно поступили на службу в Коллегию иностранных дел в 1817 году, Пушкин — как выпускник лицея, Грибоедов — как вышедший в отставку офицер. О своем знакомстве с Грибоедовым Пушкин писал в записках «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года».
«Технологические возможности растут каждый день, — говорит Надежда Кулакова. — У нас появляется шанс использовать их, и мы уже ведем соответствующую работу. В цифровую эпоху много интереснейших возможностей, хочется осуществить наши проекты грамотно и красиво, по-музейному». Это касается не только экспозиций, но и архитектурных решений, приспособления объектов к современному музейному показу. С каждым годом «Хмелита» привлекает все больше новых имен, и это дает свои результаты.