ВТБ удвоил количество активных клиентов среднего и малого бизнеса до миллиона предпринимателей и компаний в ходе реализации своей четырехлетней стратегии. О том, почему крупные российские банки в последние годы стали внимательнее смотреть в сторону МСБ и почему это один из факторов восстановления и трансформации сегмента, — в материале «Ленты.ру».
Малый и средний бизнес в России за последние несколько лет подвергся проверке на прочность. Непростой период, связанный с пандемией, сменился глобальной неопределенностью, усложнением финансовых и логистических цепочек, снижением потребительского спроса и туманными экономическими перспективами. Перенастройка экономики внутри страны не могла обойти стороной малый и средний бизнес (МСБ), который чувствительно реагирует на новые вызовы. Тем не менее статистика показывает, что количество предприятий, относящихся к сегменту МСБ, вновь начало расти после заметного спада 2021 года, и это может свидетельствовать о стабилизации ситуации.
К категории малого бизнеса принято относить предприятия с численностью сотрудников в 16-100 человек и годовой выручкой до 800 миллионов рублей. Более скромные размеры отличают микропредприятия, где трудоустроено 15 человек и выручка находится на уровне 120 миллионов рублей. К среднему бизнесу относятся компании со 101-250 сотрудниками в штате и с выручкой до двух миллиардов рублей. Банки также могут применять собственные подходы к сегментации клиентов.
По данным Федеральной налоговой службы, в начале 2020 года в России было зарегистрировано 6 миллионов 200 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса (эта цифра включает и ИП, и юридических лиц). На начало 2021 года работало 6 миллионов 150 тысяч предприятий, в январе 2022 года — пять миллионов 800 тысяч. Сейчас мы наблюдаем некоторое восстановление численности представителей МСБ: актуальная статистика на начало 2023 года заявляет о 5 миллионах 950 тысячах предприятий в России.
«Рынок малого и среднего бизнеса постепенно восстанавливается после ковидного периода, в течение которого заметно пострадал именно сегмент МСБ. Из-за того что он сосредоточен в основном в сфере услуг — это и розничная торговля, и услуги населению, — перерывы в работе, связанные с ковидными ограничениями, сказались именно на них. Есть нюанс, что какая-то часть компаний ушла из категории МСБ в самозанятые, но, по моим оценкам, это не оказало большого влияния на итоговые цифры. Все же куда ощутимее сказались жесткие антиковидные ограничения», — комментирует инвестиционный консультант «Финама» Тимур Нигматуллин.
Внимание государства к проблемам МСБ, в частности Дорожная карта поддержки малых и средних предприятий на 2023-2024 годы, разработанная Банком России, и разворот крупных банков в сторону сегмента МСБ могут обеспечить необходимую точку опоры для индустрии. Обоснованными видятся также такие меры, как снижение административных барьеров для предприятий, налоговые послабления и появление единой цифровой платформы. Напомним, по планам правительства, к 2030 году численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса в России должна достичь 25,6 миллиона человек.
Согласно прогнозам, государство продолжит работу над мерами для повышения деловой активности, а банки продолжат наращивать позиции в сегменте МСБ. Например, в ВТБ сообщили, что в ходе реализации четырехлетней стратегии банк удвоил количество активных клиентов среднего и малого бизнеса до миллиона предпринимателей и компаний. В 2022 году рост числа активных клиентов СМБ составил 15 процентов.
Статистика банка по своей клиентской базе в целом соотносится с картиной в среднем и малом бизнесе по стране. Около 53 процентов клиентов ВТБ из числа МСБ работают в статусе индивидуальных предпринимателей, 41 процент — общества с ограниченной ответственностью, еще шесть процентов используют другие организационно-правовые формы. Наибольшее число предприятий, работающих с банком, сосредоточено в Центральном ФО (40 процентов), на Приволжский приходится 15 процентов, Северо-Западный — 13 процентов, Сибирский — 11 процентов, Южный — семь процентов, Дальневосточный и Уральский — по шесть процентов, Северо-Кавказский — два процента. Компании сегмента, по данным банка, интегрированы во все отрасли экономики, однако больше всего из них занято в сфере оптовой и розничной торговли (32 процента), строительстве и операциях с недвижимостью (22 процента), сфере услуг (восемь процентов).
По словам заместителя президента — председателя правления ВТБ Дениса Бортникова, рост активной клиентской базы в сегменте МСБ обусловлен системной работой банка с предпринимателями, постоянным расширением портфеля услуг для бизнеса и развитием дистанционных каналов обслуживания. «Поддержка среднего и малого бизнеса — неизменный приоритет ВТБ как системообразующего банка, ведь это одно из ключевых условий для развития экономики. Уверен, что опыт и возможности банка по обеспечению клиентов даже в периоды турбулентности доступными ресурсами и комфортными условиями для ведения бизнеса будут и в дальнейшем способствовать активному развитию этого сегмента», — цитирует пресс-служба ВТБ Дениса Бортникова.
Государство обещает, что бизнес, нацеленный на инновации, структурную трансформацию, сможет получить финансирование инвестиций. В 2022 году регулятор уже разработал целый ряд антикризисных программ кредитования МСБ. Прошлый год, несмотря на пессимистичные прогнозы и сложную ситуацию в экономике, оказался лучше ожиданий с точки зрения обеспечения кредитования МСБ, отметила председатель комитета по развитию женского предпринимательства МГО «Опора России» Елена Краснова. По ее словам, кредитование во втором полугодии показало хорошую динамику (плюс 12 процентов), что позволило статистике за весь год зафиксировать пусть и небольшой (плюс два процента), но рост.
Как отмечает заместитель начальника отдела предоставления услуг на рынке ценных бумаг клиентам «Цифра банка» Максим Чернега, пертурбации, происходившие в российской экономике в 2022 году, привели к тому, что многие клиенты коммерческих банков отправились на поиски тихой гавани. И ВТБ, будучи одним из крупнейших банков страны, на эту роль хорошо подходит, так как даже при реализации наихудших сценариев, россияне предполагают, что системообразующие банки будут спасать в первую очередь.
«Не стоит забывать про фактическую безальтернативность банковского кредита в нашей стране, причем для малого и среднего бизнеса это особенно актуально. Несмотря на активное развитие фондового рынка и программу бондизации российской экономики, выпуск облигаций МСП все еще остается экзотикой. Разместить облигации для небольших компаний никогда не было дешево и быстро, а в прошлом году все усугубилось ростом ставок и прочих затрат. Иные альтернативы — краудлендинг, ЦФА и так далее — это также капля в море на фоне кредита», — комментирует Максим Чернега.
Однако доступность кредитования и участие банка в реализации мер господдержки — далеко не единственный критерий выбора для компаний МСБ. Одним из результатов пандемии стал переход бизнеса на дистанционные форматы: хороший цифровой сервис уже норма не только для частных клиентов, но и для предпринимателей. ВТБ в последние годы активно занимался цифровизацией, благодаря чему все стандартные сервисы для МСБ доступны онлайн. Банк при этом сочетает дистанционное обслуживание с традиционной моделью — сеть по обслуживанию юридических лиц насчитывает более 600 офисов по стране.
Тимур Нигматуллин отмечает, что банки развивают информационные технологии и те из них, кто инвестирует больше, привлекают больше юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на обслуживание.
«Наращивание клиентской базы среди МСБ — вопрос того, как банки в своей стратегии развития видят точку роста», — резюмирует эксперт.