Силовые структуры
00:01, 15 февраля 2023

«Нас толкали ненависть и жажда денег» Как «банда амазонок» охотилась на милиционеров и годами держала в страхе Юг России

Игорь Надеждин, Илона Палей (Ростов-на-Дону — Москва) (Специальный корреспондент отдела «Силовые структуры»)
Кадр: телепередача «Вести. Дежурная часть»

В Ростовской области завершился процесс по делу «банды амазонок» — одной из самых жестоких группировок в истории современной России. Банда состояла из членов одной семьи и отличалась тем, что женщины шли на каждое дело вместе с мужчинами и не уступали им в хладнокровии и жестокости. Шесть лет «амазонки» держали в страхе всю Ростовскую область и прилегающие регионы: бандиты не щадили ни женщин, ни детей и, не раздумывая, убивали сотрудников правоохранительных органов. Свой первый приговор участники группировки получили еще в 2017 году, но следствие продолжалось, и спустя пять лет состоялся новый процесс: по итогам обоих судов фигурантов осудили за 26 убийств. Подробности громкого дела выясняла «Лента.ру».

Утро 8 июля 2009 года. Случайные водители находят на обочине трассы «Дон» в Ростовской области машину ВАЗ-2115 с разбитым лобовым стеклом. В салоне — четыре тела: неизвестные хладнокровно расстреляли подполковника милиции Дмитрия Чудакова, его жену, а их детей — 11-летнюю дочь и семилетнего сына — зарезали.

Недалеко от места преступления следователи нашли нож с гравировкой «Моей любимой амазонке» и приобщили его к делу в качестве улики. Позже выяснится, что оружие не имеет отношения к этому убийству, однако слухи быстро распространились, и вскоре по всему Югу России пошли разговоры о том, что в Ростовской области объявилась загадочная «банда амазонок», которая совершает жестокие убийства.

***

1997 год, село Дивное (Ставропольский край). 18-летний студент-медик Роман Подкопаев, выполняя просьбу матери, отнес ее подчиненной Инессе Тарвердиевой ключ от архива — и с первого взгляда влюбился в 27-летнюю женщину. Очень легкая в общении Тарвердиева в то время была замужем и воспитывала дочь, но на внимание молодого человека ответила сразу.

У Инессы вообще было немало связей на стороне, и Роман стал одним из ее любовников. Но быстро выяснилось, что деспотичный и властолюбивый Подкопаев не способен ни с кем делить внимание женщины. Из ситуации он нашел простой выход — решил убить всех соперников, начиная с мужа. И Инесса этот план поддержала.

Ее супруг Арзу Тарвердиев был местным предпринимателем, одно время владел кафе, но стал выпивать, и бизнес пошел на спад. В итоге Арзу пришлось устроиться в охрану аварийной службы. Инесса и Роман вместе спланировали его убийство: в роковой день женщина сообщила любовнику, что ее муж ушел на дежурство.

2 февраля 1998 года Подкопаев с револьвером наган пришел в сторожку к Тарвердиеву, распахнул незапертую дверь и прямо с порога шесть раз выстрелил в мужчину, целясь в грудь и в живот. Но не все пули достигли цели — помешала собака, находившаяся с Арзу в той же сторожке. Из-за нее Роману пришлось сбежать.

Тарвердиева в тяжелом состоянии доставили в больницу, куда направилась и его «любящая жена». В реанимации Арзу, придя в себя, все время повторял — «Не понимаю: кто и за что?» Трое суток спустя он скончался, так и не узнав, что его погубила собственная жена.

Месяц спустя в дом покойного Тарвердиева в селе Дивное заехал Роман Подкопаев. Вокруг участка он стал строить высокий забор, который соседи прозвали Китайской стеной. В конце 1999 года Инесса родила от Романа дочь Настю: их семья всем казалась благополучной. Никто не знал, что безнаказанность после первого убийства вдохновила пару на продолжение преступлений.

«Они наводили ужас на все село»

Следующими в расстрельном списке Тарвердиевой и Подкопаева числились бывшие любовники женщины — инспектор ГАИ Василий Ельшин и директор строительной компании, охотник Александр Клочко. Убить их предложила сама Инесса — теперь она лично участвовала в преступлениях.

Таким образом Тарвердиева преследовала сразу две цели: с одной стороны, предполагаемые жертвы владели оружием, которое было очень нужно супругам. А с другой стороны, Инесса сводила личные счеты: к примеру, Ельшин в свое время бросил ее ради соседки, Инны Голиковой.

23 марта 2002 года Роман и Инесса случайно заметили, что Ельшин подъехал к дому Голиковой, забрал ее — и они вместе направились в ближайший лес. Тогда супруги взяли из дома оружие и на своем автомобиле «ЛуАЗ» поехали за ними.

Бросив машину в кустах, Инесса и Роман направились на лесную поляну, где стояла Daewoo Nexia Ельшина, подошли к машине — и с двух метров открыли по ней огонь из травматических пистолетов, переделанных для стрельбы боевыми патронами. Оба стрелка целились в головы своих жертв.

При этом, как следует из показаний Инессы, Роман сделал как минимум 11 выстрелов по любовникам, а она — всего один. Затем Подкопаев поднял камень — и им добил раненых.

Погибших случайно нашли несколько часов спустя. Их расстрел наделал много шума, но Роман и Инесса оказались вне подозрений. После этого преступления убийцы затаились на полгода.

На следующую расправу они пошли в сентябре, причем спланировали ее заранее — решили, что надо отъехать подальше от родного села. При этом сообщники решили, что будут использовать то же оружие, что и раньше — чтобы отвести от себя подозрения, а заодно потренироваться. 19 сентября 2002 года они на «Волге» Подкопаева поехали в соседнюю Калмыкию — по трассе мимо Элисты, в город Лагань, за 280 километров от Дивного.

Там, дождавшись, пока стемнеет, Роман и Инесса встали на перекрестке улиц Жигульского и Кирова, надели маски и стали ждать жертву

Минут через десять мимо них на своей «десятке» проехал местный житель Владимир Ломакин. Супруги сразу открыли огонь по машине из пистолетов с самодельными глушителями.

Стрелял Роман, а Инесса была наготове — и, как только в первом пистолете кончились патроны, передала мужу второй. Водитель Ломакин погиб на месте от ранений в грудь и живот. Это преступление, как и первое убийство, сошло супругам с рук. Выждав еще полгода, они решили убить охотника Александра Клочко — еще одного бывшего любовника Инессы.

22 марта 2003 года они подъехали к дому Клочко в переулке Щорса (село Дивное) и увидели, что свет в окнах не горит.

Тогда, надев маски, сообщники проникли на территорию, спрятались в отдельно стоящем здании котельной и стали ждать хозяина

Около 21:30 с танцев вернулись 13-летняя дочь Клочко (крестница Инессы) Лера и ее 14-летняя подруга Таня Чередникова. Дождавшись, пока девочки отопрут входную дверь, убийцы вслед за ними ворвались в дом и с порога открыли огонь, убив школьниц восемью выстрелами.

Подкопаев и Тарвердиева обыскали дом, похитили гладкоствольную двустволку ТОЗ-34, гладкоствольный карабин «Сайга-410К» со складным прикладом, патроны к ним, видеокамеру и золотые украшения, а затем скрылись.

Причем перед уходом они заткнули сливы раковин и ванны пробками, а после на полную открыли воду. Расчет был на то, что вода смоет следы преступления и затруднит работу экспертов.

Дела семейные

Инесса и Роман поняли, что разбой может обеспечить им безбедную жизнь, а убийства — лишь помеха на этом пути, причем не очень серьезная. Поэтому с июля 2007 года супруги превратили разбойные нападения в свою работу, к которой стали привлекать родственников. Именно тогда, как считают следователи, и родилась «банда амазонок».

Ее лидеры решили убивать сотрудников правоохранительных органов и членов их семей — у тех были деньги, предметы роскоши и, конечно, оружие. Впрочем, на следствии Инесса утверждала, что убивала силовиков из личной ненависти, которую ей привил муж.

Первым, по данным следствия, к банде примкнули сестра Подкопаева Анастасия и ее молодой человек (а позже — муж) Сергей Синельник — офицер местной Госавтоинспекции. Они не принимали непосредственного участия в убийствах, зато всячески помогали готовиться к преступлениям и скрывать следы.

Особенно кстати приходилась помощь Сергея — инспектора ДПС. В частности, именно он передал преступникам служебную рацию: по ней они слушали, как и где их ищут. Между тем в том же 2007 году Инесса и Роман подключили к делу Викторию — подросшую дочь Тарвердиевой: оружие в руках она держала как минимум с 19 лет.

Супруги брали с собой на убийства и их общую дочь — на момент задержания девочке было 13 лет. Следствие установило, что напрямую она не была замешана в убийствах.

Кроме того, «банда амазонок» совершенствовала свое оружие: в частности, ее участники сделали для похищенной «Сайги» глушитель и установили на нее гильзоулавливатель. Это позволяло бандитам оставлять на местах преступлений как можно меньше улик. А у ружья ТОЗ-34 они отпилили ствол и приклад, таким образом получив обрез. Свое оружие банда испытала уже в июле 2007 года.

В ночь с 5 на 6 июля 2007 года Инесса и Роман приехали в «Мухину балку», где заметили автомобиль Hyundai Sonata: в нем сидел Сергей Любецкий, которого бандиты раньше никогда не видели. Любецкого застрелили из «Сайги» с глушителем: так убийцы убедились в исправности оружия и его удобстве.

Они обыскали жертву и его машину, но их добычей стали всего лишь 5,5 тысячи рублей. После этого «Мухина балка» перестала интересовать «банду амазонок» — больше они не совершат там ни одного преступления.

Выстрелы в гараже

Во второй половине 2007 года Сергея Синельника перевели на службу в Аксайский район Ростовской области. Семейство Инессы стало ездить к нему в гости «по рабочим вопросам», а вскоре окончательно переехало в станицу Мишкинскую, где жил милиционер. Одними из первых жертв банды в ростовском регионе стали сотрудник Госнаркоконтроля Михаил Злыднев и его гражданская жена.

По некоторым данным, на дом Злыднева бандитов навел сам Сергей Синельник — он почему-то считал, что Михаил весьма состоятелен. К тому же у него было охотничье оружие.

Для начала Синельник узнал адрес Злыднева на Южной улице Аксая и сообщил его Роману Подкопаеву

А вечером 15 февраля 2008 года милиционер на своей ВАЗ-2114 привез убийц к дому жертвы. Когда Злыднев вместе со своей гражданской женой Татьяной Ботнарюк приехали домой и стали заезжать в гараж, Роман и Инесса ворвались туда. Подкопаев выстрелил в головы жертвам, а затем добил их штык-ножом.

Забрав у агонизирующей пары ключи, Роман и Инесса вошли в дом и собрали все, что показалось им ценным (в том числе початые флаконы духов, женские сумочки и модную кофту), а также карабин «ТОЗ-1701» и гладкоствольное ружье ТОЗ-БМ 16-го калибра.

После этого бандиты с добычей спокойно вышли на улицу

Все это время офицер милиции Сергей Синельник сидел в машине и следил за обстановкой: он должен был сообщить убийцам, если заметит что-то подозрительное. Отвезя первую часть добычи в дом Синельника, бандиты вновь вернулись на место преступления, на этот раз взяв с собой и жену милиционера Анастасию.

С собой у разбойников были большие сумки, куда они загрузили дубленки, ТВ-тюнер, утюг, дорогой телевизор и обувь жертв. Они забрали даже паспорта убитых — именно они позже станут доказательством причастности банды к расправе над Михаилом Злыдневым и Татьяной Ботнарюк.

Это жестокое убийство в тихом городе, где все друг друга знали, вызвало много шума. Версии о мотивах преступления одна за другой отпадали — Злыднев не имел никакого отношения к оперативной деятельности управления и занимался технической работой: он обеспечивал компьютерную и информационную безопасность.

Врагов милиционер не имел и в конфликтах замечен не был

Поэтому в правоохранительных органах это убийство сочли показательной акцией и склонялись к версии о заказном характере преступления. Лишь пять лет спустя станет известно, что Злыднева и Ботнарюк на самом деле убили ради духов, дубленки, куртки и других ценных вещей.

Между тем с этого убийства преступления «банды амазонок» стали носить системный характер: время между ними сократилось с нескольких лет до нескольких месяцев.

Признания выжившей

Следующими жертвами группировки стали двое случайных туристов, которые решили заночевать на стоянке в районе 1054 километра трассы «Дон». На это место бандитам также указал Синельник — как сотрудник ГАИ он знал места, где потенциально могут совершаться преступления.

По данным милиции, именно на этой злополучной стоянке часто останавливались на ночь водители с крупными суммами денег — как на грузовиках, так и на легковых автомобилях. Подкопаев и Тарвердиева поехали туда 29 июля 2008 года на скутере Baltmotors Hiker: они взяли с собой оружие и гранату на случай, если придется отрываться от погони.

В засаде бандиты провели почти шесть часов — удобных моментов было несколько, но всякий раз, когда Роман собирался нападать, появлялись лишние свидетели.

Разбойники дождались подходящего момента лишь к двум часам ночи: тогда движение на трассе сошло на нет, а на стоянку заехал Volkswagen Passat c ростовскими номерами. В машине находились Алексей Сазонов и Юлия Васильева из Ростова-на-Дону.

Дождавшись, пока машина остановится, Подкопаев, вооруженный «Сайгой» с глушителем, выскочил из кустов и открыл по ней огонь, целясь в головы водителя и пассажирки. Алексей погиб сразу, а Юлия получила тяжелые ранения. Убедившись, что жертвы не подают признаков жизни, Роман стал следить за обстановкой.

Инесса в это время открыла двери расстрелянной машины: она стала обыскивать салон и людей, собирая все ценное

По данным следствия, общая стоимость добычи убийц составила около 17 тысяч рублей. Несколько минут спустя они спокойно сели на скутер и уехали домой.

Расстрелянный автомобиль нашли около трех часов ночи: врачам удалось спасти жизнь Юлии Васильевой. Позже она дала показания и первой из всех потерпевших сообщила, что, теряя сознание, слышала женский голос.

А «банда амазонок» между тем продолжила свой кровавый промысел. По ночам она нападала на зажиточные дома сотрудников правоохранительных органов в Аксае и Новочеркасске, а также на водителей и пассажиров, спящих в машинах на обочинах федеральной трассы М-4 «Дон».

Разбойники расстреливали жертв в упор, добивали ножами и забирали все, что попадалось на глаза, — от начатых пачек салфеток и ношенного нижнего белья до кресел и холодильников. При этом выбирать жертв «банде амазонок» неизменно помогал Сергей Синельник.

Кровавая жатва

Для следующего налета группировка отправилась за 180 километров от своего дома — в город Михайловск (пригород Ставрополя). С собой Инесса Тарвердиева впервые взяла дочь Викторию, ставшую младшей участницей банды.

25 декабря 2008 года около 19:00 житель Михайловска Юрий Никулин на машине Chevrolet Epica подъехал к своему дому на Локомотивной улице.

Его сын Дмитрий стал открывать ворота — и в этот момент бандиты, надев маски, напали на них

Виктория встала в воротах, чтобы жертвы не сбежали, Роман из обреза ТОЗ-34 открыл огонь по отцу, а Инесса из обреза ТОЗ-БМ — по сыну, причем на оба ружья были надеты глушители. Но первые выстрелы оказались неточными — Роман лишь ранил Юрия в плечо, а Дмитрия просто осыпало дробью.

Никулин-старший, защищая сына, набросился на Подкопаева и вступил с ним в драку, дав возможность подростку сбежать к соседям. При этом Юрий громко звал на помощь — и тогда Роман крикнул жене: «Стреляй!»

Сама Инесса на допросах говорила, что из-за мороза не смогла взвести курок ружья, но это не подтверждается объективными данными: в тот день температура воздуха не опускалась ниже минус четырех градусов. А Юрий, обнаружив, что сын убежал, оттолкнул Подкопаева — и тоже скрылся.

Тогда бандиты кинулись к своей машине и, чтобы отвлечь прохожих, бросили в сторону гранату Ф-1. Ее взрыв создал суету, в которой налетчикам удалось уехать: номера их машины никто не запомнил.

А в марте 2009 года разбойники вновь решились на нападение вдали от дома — в Новочеркасске (500 километров от Аксая). Роман, Инесса и Виктория приехали туда в конце февраля и выбрали богатый с виду дом на улице Павлины Кузнецовой. Бандиты несколько дней наблюдали за ним, выясняя привычки владельцев, и 10 марта решились на нападение.

Действовать решили по тому же сценарию, что ранее провалился в Михайловске

Когда хозяйка дома Наталья Кристя на своем Hyundai Accent стала заезжать в ворота, туда же бросились налетчики. Виктория закрыла ворота, а Роман из «Сайги» с глушителем открыл огонь вначале по сидевшей за рулем девушке, а затем — по ее тестю Павлу Кулькову, который вышел на шум.

После этого налетчики вышли со двора — и около получаса ждали: смотрели, не привлекли ли лишнее внимание. Убедившись, что все спокойно, они вернулись в дом и несколько часов обыскивали его, собирая все мало-мальски ценное.

Забрали все: от фотоаппарата и дубленок до дисков с эротикой и документов

Загрузив добычу в машину, бандиты около 22:00 поехали домой к Синельникам — в станицу Мишкинскую. Именно там у бандитов был оборудован тайник, где хранились оружие и ценности.

Между тем самое громкое преступление «банды амазонок» было еще впереди.

Продолжение следует.

< Назад в рубрику