Российские железные дороги полностью переформатировали систему грузовых перевозок. Изменения коснулись путевой инфраструктуры, локомотивов, диспетчерских служб и логистики в целом. Вот уже два года компания бьет собственные рекорды по объемам и скорости грузовых перевозок. Как это получилось и что произойдет с РЖД в 2023 году — в материале «Ленты.ру».
В этом особенном для РЖД 2023 году акционерному обществу исполняется 20 лет. Благодаря нацпроекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» круглую дату компания будет встречать обновленной и с большими планами на будущее.
В центре внимания на встрече закономерно оказались грузовые перевозки. Ведь протяженность России с запада на восток составляет почти десять тысяч километров, и от развития железнодорожного транспорта напрямую зависит экономическая «связность» страны.
В сфере контейнерных перевозок РЖД удалось превысить рекордные показатели 2021 года. Новое достижение компании — свыше 6,5 миллиона ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент, единица количественного измерения транспортных потоков — прим. «Ленты.ру»). При этом объем внутрироссийских перевозок (2,5 миллиона ДФЭ) оказался почти в два раза выше, чем импортных (1,6 миллиона ДФЭ).
Восточный полигон — это один из главных проектов модернизации российской магистральной инфраструктуры. Он направлен на ликвидацию «узких мест» на железных дорогах Забайкалья и Дальнего Востока и увеличение объема перевозок грузов российских компаний.
К декабрю 2022 года провозная способность Восточного полигона достигла целевого показателя в 158 миллионов тонн. За год по его железнодорожным путям перевезли 148,8 миллиона тонн грузов, почти на пять миллионов больше, чем было установлено паспортом проекта.
Этому поспособствовали рекордный объем строительных работ — на сумму 131 миллиард рублей, досрочный ввод в эксплуатацию восьми инфраструктурных объектов и внедрение технологических ноу-хау.
За год вдвое выросли объемы тяжеловесного движения, на линии вышли 989 поездов массой от 7,1 до 21 тысячи тонн. Начались регулярные перевозки по технологии соединенных поездов: длина получившегося состава может превышать два километра, а масса — 14,2 тысячи тонн. Такие поезда-гиганты оказались очень востребованы в контейнерных перевозках, за год товарооборот в этом сегменте вырос на 43 процента, всего было перевезено более 3,7 тысячи поездов.
«Виртуальная сцепка» — инновационная технология интервального регулирования движения поездов, позволяющая сократить интервал между попутно следующими поездами с 12 до 6-8 минут за счет обмена информацией о режиме движения между локомотивами ведущего и ведомого поездов по цифровому радиоканалу.
«Тяжеловесные и объединенные поезда, "виртуальная сцепка" — все это объективная необходимость. РЖД нужно расширять грузовую базу, вводить новую диспетчеризацию, которая будет основана на использовании новых технологий», — отмечает генеральный директор агентства InfraNews Алексей Безбородов.
Применение новых технологий стало возможным благодаря обновлению локомотивного парка. Новые серии спроектированы с учетом специфики эксплуатации в сложных климатических и рельефных условиях БАМа и Транссиба.
В 2023 году по Восточному полигону планируется перевезти больше 160 миллионов тонн, а провозные возможности нарастить до 173 миллионов тонн.
Благодаря ликвидации «узких мест» в Забайкалье и на Дальнем Востоке, РЖД удалось увеличить среднюю скорость движения контейнерных поездов до 1 тысячи километров в сутки и более. Время следования груза на направлении «Запад — Восток» в 2022 году составило 7,6 суток, что почти на 10 часов меньше показателей, установленных в нацпроекте по модернизации инфраструктуры. Это значит, что грузовому поезду понадобится чуть больше недели, чтобы пересечь всю страну.
Этим обстоятельством и объясняется высочайший спрос на железнодорожные перевозки со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, в 2021 году объем железнодорожных перевозок с Китаем составил почти 100 миллионов тонн, но в 2022 году РЖД побило этот рекорд еще в ноябре, а по итогам 12 месяцев перевезла 119 миллионов тонн.
В начале 2022 года РЖД завершила первую очередь станции Забайкальск на стыке с китайской Маньчжурией. В марте был запущен транспортно-логистический комплекс, который обеспечивает перегрузку практически всех видов груза, поступающих из Китая, а в апреле Минтранс открыл на этой станции железнодорожный пункт пропуска.
По сравнению с январем 2022 года, когда в Китае действовали жесткие антиковидные ограничения, в январе 2023 года рост объемов передачи грузов через погранпереход на станции Забайкальск составил 68 процентов. И это не предел.
Погранпереход Махалино (Камышовая) — Хуньчунь с сентября 2022 года переведен на круглосуточный режим работы, что позволило увеличить пропуск до четырех-пяти составов в сутки. Через первый мостовой железнодорожный пункт пропуска Нижнеленинское — Тунцзян, заработавший в 2022 году, в Китай проходит один-два поезда в сутки.
Перевозка грузов идет в обоих направлениях. Как пояснили «Ленте.ру» в пресс-службе компании, поездов станет еще больше, когда российские экспортеры заключат новые соглашения с китайскими потребителями. Речь идет о поставках в Китай угля и руды, о контейнерных перевозках, о поставках продукции из леса и других грузов.
В 2022 году в России приняли ряд постановлений, чтобы ограничить экспорт сырой древесины и стимулировать развитие перерабатывающих предприятий внутри страны. Как показала статистика перевозок РЖД, эта система начала работать. По итогам года 70 процентов контейнерных перевозок по Восточному полигону пришлись на древесину, включая пиломатериалы, фанеру, шпон и другие продукты переработки. Перевозки леса внутри Восточного полигона выросли на 35,8 процента, или 600 тысяч тонн.
Одновременно российским предприятиям, которые были ориентированы на европейский рынок, пришлось переключиться на восточное направление. Если смотреть по округам, то экспорт из Северо-Западного федерального округа вырос в 2,9 раза — до 1,1 миллиона тонн. Центральный федеральный округ нарастил экспорт лесной продукции по Восточному полигону в 3,8 раза — до 175 тысяч тонн.
На это направление переориентировались 23 крупных предприятия, таких как «Свеза», «Харовсклеспром», «Белозерский ЛПХ» и другие. Общее количество отправителей лесной продукции, которые воспользовались Восточным полигоном, выросло вдвое — до 1150 компаний. При этом экспорт на Запад сократился почти на 90 процентов.
Такая же ситуация в химической промышленности. Если в 2021 году много метанола шло в Финляндию, то в 2022 году таких перевозок практически не было. Зато поставки на юг увеличились на 73 процента, начали расти перевозки по восточному направлению. В результате погрузка метанола за год выросла на 10 процентов.
Новый тренд был задан сразу. С начала 2023 года объемы перевозки грузов внутри России непрерывно увеличиваются. Наибольший прирост в январе зафиксирован по удобрениям — около 18 процентов по сравнению с данными на 2021 год, в РЖД это связывают с новыми отраслевыми мерами господдержки.
Продовольственные товары выросли на 16 процентов, перевозки железной руды — почти на восемь процентов, грузов в контейнерах — на 2,6 процента. Объемы отправок нефтеналивных грузов в порты Дальнего Востока увеличились на 2,8 процента, а контейнеров — на 80,9 процента.
Помимо Восточного полигона, РЖД продолжит развивать другие программы, входящие в нацпроект по модернизации инфраструктуры. В частности, по словам главы компании Олега Белозерова, планируется существенно обновить подвижной состав.
Эксперты считают эти планы вполне достижимыми. «Естественно, и по Мурманскому транспортному узлу, и по Восточному полигону будет рост оборотов. Планы РЖД исходят не из абстрактных пожеланий или фантазий руководства. Компания получает заявки от крупнейших грузовладельцев, а также анализирует ретроспективную загрузку тех или иных полигонов. Исходя из этих данных и строятся планы. Если все поставят свои грузы в заявленных объемах, то, естественно, планы будут реализованы», — считает генеральный директор агентства InfraNews Алексей Безбородов.
По мнению эксперта, противоречия с угольщиками и контейнерщиками могут иметь место, это рабочие моменты. «Однако глобально воспрепятствовать реализации этих планов не может никто. Все мы так или иначе работаем на благополучие страны и развитие экономики, поэтому конфликты в любом случае будут гаситься и приходить к компромиссам», — считает Алексей Безбородов.
Кроме того, в планах РЖД — развитие экспортного потенциала. Для диверсификации грузопотоков в Китай компания рассматривает маршруты через Казахстан и Монголию. Продолжается работа по развитию транспортного коридора «Север — Юг». РЖД договорилась с железнодорожными администрациями Ирана, Туркмении и Казахстана о снижении на 2023 год транзитного тарифа, чтобы привлечь дополнительные объемы грузов и «раскатать» этот коридор.