Бывший СССР
00:01, 1 марта 2023

«Из Киева звучат только ультиматумы» Когда начнутся мирные переговоры по Украине и что ждет страну после окончания СВО?

Валентина Шварцман (Корреспондент отдела «Мир»)
Фото: Martyn Aim / Corbis via Getty Images

24 февраля, в годовщину начала специальной военной операции России на Украине, появились сразу два документа с мирными сценариями разрешения кризиса. Один из них в качестве резолюции приняла Генеральная ассамблея ООН, другой опубликовал Китай, призвав стороны пройти путь от переговоров к восстановлению пострадавших территорий. Также о необходимости заключить мирный договор заявил и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Однако все эти инициативы так и не приблизили стороны к перемирию. В интервью «Ленте.ру» заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин рассказал, при каких условиях возможны переговоры с Украиной, как Россия собирается выстраивать отношения с украинским народом, что специальная военная операция изменила в российско-белорусских отношениях и каким теперь видится будущее Союзного государства.

В недавнем интервью бывший премьер-министр Израиля Нафтали Бенет заявил, что Россия и Украина были близки к примирению, но переговоры сорвались. Какие условия тогда обсуждались и почему не удалось договориться?

Михаил Галузин

Михаил Галузин: О том, что в апреле 2022 года западные страны запретили Украине продолжать переговоры с Россией, говорил не только Нафтали Бенет. Мы сами неоднократно на это указывали.

Как известно, эти переговоры были начаты в конце февраля по просьбе украинской стороны и продолжались в интенсивном режиме до середины апреля. Два очных раунда прошли в Белоруссии и один — в Турции. Общение по видеосвязи осуществлялось практически ежедневно в различных форматах.

Мы с украинцами готовили договор об урегулировании ситуации на Украине, ее нейтралитете и гарантиях безопасности. Обсуждали ее нейтральный, внеблоковый и безъядерный статус, новые территориальные реалии, обязательства Киева по демилитаризации и денацификации, недискриминации русскоязычного населения и нацменьшинств, восстановлению официального статуса русского языка.

В свою очередь, предусматривалось, что Россия и другие государства-гаранты предоставят Украине гарантии безопасности, аналогичные статье 5 Вашингтонского договора об образовании НАТО.

Сложно сказать, сколько было рабочих редакционных версий проекта договора. Возможно, 17, возможно, больше. Работа была проделана серьезная. Последний вариант от 15 апреля, который мы направили украинским переговорщикам, так и остался без ответа.

Позднее, 30 сентября, он и вовсе издал указ о «невозможности» переговоров с президентом России Владимиром Путиным.

Каковы причины того, что США и их союзники выбрали не мир, а продолжение противостояния?

США и их союзникам по НАТО невыгодно, чтобы Россия и Украина договорились о мире и начали восстанавливать добрососедские отношения. Западники вложили слишком много сил и средств, чтобы поссорить наши страны и народы.

Прекращение боевых действий и достижение мира на Украине не отвечает интересам Запада, который задумал нанести стратегическое поражение России, добиться ее максимальной изоляции и готов ради этой цели принести в жертву миллионы украинцев.

Все вышесказанное — дополнительное подтверждение общеизвестного потребительского отношения американцев к международным конфликтам. Именно США являются основными кукловодами в украинском кризисе и, по «удивительному» совпадению, его главным выгодоприобретателем.

Одновременно США рассчитывают на доступ к украинским полезным ископаемым — железной руде, марганцевой руде, редкоземельным металлам, в первую очередь литию.

Как сегодня в России оценивают возможность предоставления Украине гарантий безопасности в обмен на безъядерный, нейтральный статус?

Идея предоставления Украине гарантий безопасности по аналогии со статьей 5 Североатлантического договора действительно рассматривалась. Обсуждались и кандидатуры возможных государств-гарантов.

Вы правильно отметили, что предоставление таких гарантий возможно только в тесной взаимосвязи с другими положениями, о которых я говорил. Это подтверждение нейтралитета, внеблокового и безъядерного статуса, признание новых территориальных реалий, отказ от нацистской идеологии, демилитаризация, соблюдение прав нацменьшинств, восстановление статуса русского языка.

А не с государствами, находящимися на других континентах за тысячи верст от твоего дома и имеющими богатый опыт колониального порабощения других народов.

Украина при этом добивается вступления в Европейский союз. В случае возобновления переговоров станет ли это обстоятельство препятствием — нарушением нейтрального статуса Украины? В конце концов, член ЕС не означает член НАТО.

К сожалению, за последние годы ЕС сильно изменился. Он во многом утратил самостоятельность и больше не является нейтральным экономическим интеграционным объединением.

В 2020 году был основан так называемый Европейский фонд мира, который не имеет к миру никакого отношения и в настоящее время оплачивает поставки оружия киевскому режиму. В прошлом году была создана Миссия Европейского союза по военной помощи Украине. По словам европейских чиновников, в этом году она планирует подготовить 30 тысяч украинских солдат. По оценкам европейских экспертов, в 2022 году ЕС потратил на военные нужды Украине 28 миллиардов долларов.

Стоит также упомянуть, что, вопреки собственным интересам, а порой и здравому смыслу, ЕС ведет против России агрессивную санкционную войну, последствия которой легли тяжким бременем на европейцев.

При каких условиях Россия готова сегодня сесть за стол переговоров с Украиной и что из себя представляет мирный пакет предложений? Как в нем определяется будущее занятых Вооруженными силами Украины территорий, вошедших в состав России?

Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области добровольно вошли в состав России. Их жители самостоятельно и осознанно сделали свободный выбор в ходе соответствующих референдумов. Защита территориальной целостности закреплена в Конституции России, а отчуждение или призывы к отчуждению территорий преследуются в уголовном порядке.

Что касается возвращения за стол переговоров, то, как я уже говорил, процесс был прерван не нами, а украинской стороной.

Из Киева звучат только популистские и оторванные от реальности воинственные ультиматумы, которые режим Владимира Зеленского пытается облачить в тогу мирных инициатив наподобие десяти пунктов пресловутой «формулы мира».

В последнее время иностранные политики все чаще призывают Украину разрешить конфликт «на поле боя». Вы видите готовность хотя бы части украинской политической элиты к диалогу? Или все намерены «воевать до победного конца»?

Уверены, что на Украине очень многие хотят мира и восстановления связей с Россией. Напомню, что в 2019 году Владимир Зеленский победил на президентских выборах благодаря обещаниям установить мир в Донбассе. Все его избиратели голосовали за мир и добрососедские отношения с нашей страной, в которой у них много друзей и родственников.

На Западе есть политики, которые понимают, что нынешний конфликт создан англосаксами для достижения своих геополитических целей, главная из которых — ослабление России. Сама по себе Украина интересует их лишь как средство ее достижения.

Однако голоса таких политиков звучат слишком тихо. Более того, им затыкают рот, перекрывая доступ к средствам коммуникации с общественностью. Сегодня на Западе сложно найти альтернативные источники информации. В основном звучат призывы к продолжению «войны до победного конца» и «до последнего украинца».

Немаловажная проблема, которая сопутствует специальной военной операции — кризис доверия украинского народа к России. Какими методами планируется в долгосрочной перспективе выстраивать отношения с простыми украинцами?

К сожалению, киевский режим в рамках своей линии на разрушение связей с Россией фактически запретил жителям Украины любое общение с россиянами — родственниками, друзьями, знакомыми. Год назад Украина разорвала дипломатические отношения с Россией. На территории Украины закрыты все наши загранучреждения.

На Украине не работают российские СМИ, заблокированы связанные с Россией интернет-ресурсы. Пророссийские политики, журналисты и общественные деятели, которые пытаются озвучить альтернативную точку зрения, находятся в опале, под угрозой их здоровье и жизнь.

Киев накачивает жителей дезинформацией, ведет беспардонную пропаганду нацизма, применяет нацистские практики. Параллельно осуществляется переписывание истории, оскверняются и уничтожаются памятники, имеющие отношение не только к нашему общему советскому прошлому, но и к периоду Российской империи.

Однако, несмотря на стремление режима Владимира Зеленского «отменить Россию», на Украине очень многие испытывают потребность в доступе к информации, лишенной русофобской пропаганды.

Что, на ваш взгляд, стало определяющим фактором самоидентификации Украины после распада СССР?

Самоидентификация Украины оформилась не после распада СССР, а как раз в период его существования.

При советской власти стимулировалось развитие украинского языка и литературы. Были созданы мощная промышленность и сельское хозяйство. Украинская ССР была одной из наиболее развитых во всех отношениях советских республик. Выходцы с Украины занимали руководящие посты всесоюзного уровня.

После распада СССР и окончания холодной войны США и их союзники активно занялись «перевоспитанием» бывших советских республик. Особое внимание уделялось Украине как наиболее развитой из них, обладающей мощным промышленным, аграрным и научным потенциалом.

В стране постоянно боролись конструктивные и неонацистские силы. Последние представляли собой меньшинство, но агрессивно настроенное и получавшее поддержку Запада.

Могли эти факторы в итоге стать причиной конфликта России и Украины?

Когда конструктивные силы, действовавшие законными способами, одерживали верх, национал-радикалы применяли силовые методы. Все помнят «оранжевую революцию» 2004 года. Тогда по итогам второго тура президентских выборов победил Виктор Янукович, который не устраивал Запад. На улицы сразу были выведены толпы протестующих, проведен антиконституционный третий тур, и президентом стал Виктор Ющенко.

После выборов в 2010 году главой государства все-таки был избран Виктор Янукович. Однако когда три года спустя он принял решение отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС, чтобы взвесить его последствия для экономических отношений со странами СНГ, на улицах вновь начались протесты, но теперь уже с участием агрессивно настроенных национал-радикалов.

В феврале 2014 года они совершили антиконституционный госпереворот, трагические последствия которого хорошо известны.

Таким образом, коренной причиной нынешнего вооруженного конфликта являются не факторы «самоидентификации» украинского государства, о которых вы говорите, а политика США и других западных стран, направленная на создание на Украине националистического антироссийского режима, ее искусственный отрыв от России, экономическое и военное освоение ее территории.

В нем Украина выполняет функции буфера между Западом и Россией, инструмента вооруженной борьбы с нашей страной, а Запад — роль тыла, штаба и поставщика вооружений.

Даже до начала специальной военной операции России на Украине русский язык и культура продолжали исчезать. Дерусификация неизбежна? К чему этот процесс может привести в перспективе?

Русский язык и культура на Украине не могут перестать существовать, это противоестественно. Однако борьба с ними ведется уже не одно десятилетие. После антиконституционного госпереворота 2014 года эта борьба ужесточилась. Владимир Зеленский предложил всем, кто чувствует себя русским, уехать из страны, а секретарь Совета национальной безопасности Украины Алексей Данилов заявил, что «русский язык должен вообще исчезнуть» с территории Украины.

Вместе с тем, по данным социологических исследований последних лет, несмотря на активную дерусификацию на Украине, когда использование русского языка запрещено на законодательном уровне, его по-прежнему считают родным более 30 процентов населения, а разговаривают на русском в семьях более 50 процентов опрошенных. При этом ситуация в восточных, северных и южных регионах радикально отличается от положения на западе страны, разумеется, в пользу русского языка.

Борцы за чистоту украинской нации в стиле германских нацистов проводят флешмобы по уничтожению русских книг. Чиновники рапортуют, что за прошедший год в библиотеках Украины списано и отправлено в макулатуру более 11 миллионов книг на русском языке. Мэра русскоязычного Харькова [Игоря Терехова] штрафуют за общение с горожанами на русском языке.

Радикалы избивают людей за русскую речь на улице, угрожают священнослужителям, которые используют русский язык во время службы. Добавьте к этому повсеместный снос памятников Александру Пушкину, Максиму Горькому и другим выдающимся русским деятелям, и вы получите примерную картину того, в каких невыносимых условиях живут русскоговорящие жители Украины.

Что касается Белоруссии, то как боевые действия на Украине повлияли на развитие российско-белорусских отношений? Какую роль Белоруссия играет в специальной военной операции?

Белорусское руководство с пониманием отнеслось к целям и задачам специальной военной операции, последовательно и в полном объеме исполняет союзнические обязательства по отношению к нашей стране. На начальном этапе спецоперации, когда еще можно было избежать дополнительных жертв, наши белорусские друзья приложили немало усилий, чтобы обеспечить условия для проведения на белорусской территории переговоров с представителями киевских властей.

Стоит сказать, что мы достойно справились с поставленной целью, не допустили обрушения экономики и, соответственно, падения уровня жизни наших граждан. За минувший год нами были созданы существенные заделы в области импортозамещения, российская и белорусская продукция заняла освободившиеся ниши зарубежных конкурентов, вынужденных под давлением западных политиков покинуть рынки России и Белоруссии.

В условиях непростой военно-политической обстановки наши военные в рамках упомянутой совместной группировки войск регулярно проводят мероприятия боевого слаживания, совместные учения и маневры.

Россия, как было сказано, оказалась под беспрецедентным санкционным давлением, большинство экономических ограничений затронуло и Белоруссию. Как это сказалось на внешнеэкономических связях двух стран?

Возросшее санкционное давление на наши страны послужило стимулом для укрепления интеграционного и торгово-экономического взаимодействия между Россией и Белоруссией. Разумеется, экономики наших стран были взаимосвязаны и раньше. На нашу страну, к примеру, раньше в среднем приходилось порядка 50 процентов внешнеторгового оборота Белоруссии, теперь же этот показатель приближается к 65 процентам. В свою очередь Белоруссия традиционно является главным торговым партнером России на пространстве СНГ.

Надо понимать, что подобные цифры во многом обусловлены объективными обстоятельствами — географическим соседством наших стран, многолетними кооперационными связями между предприятиями, выгодной ценой на российские сырьевые ресурсы для белорусских покупателей, высокой востребованностью белорусской промышленной и сельскохозяйственной продукции на российском рынке.

Так, например, в условиях фактической транспортной изоляции Белоруссии со стороны стран ЕС и Украины российские железные дороги предоставили льготные условия на транспортировку белорусских экспортных грузов, в том числе калийных удобрений, нефтепродуктов, продукции лесопереработки в направлении Китая, стран Каспийского региона, а также в направлении российских портов на Балтике, в Черном море и бассейне Северного Ледовитого океана.

В этом смысле Россия выполняет роль основного гаранта поступательного экономического развития Белоруссии. Однако это ни в коем случае не умаляет усилий Белоруссии по выстраиванию взаимовыгодных связей с другими дружественными странами, которых в мире насчитывается абсолютное большинство.

Рассматривается или нет на современном этапе отношений вопрос политической интеграции двух стран? Если нет, то какие факторы влияют на продолжение курса на объединение?

Белоруссия остается нашим ближайшим стратегическим союзником и партнером. Определяющим для нашего интеграционного взаимодействия стал подписанный в 1999 году Договор о создании Союзного государства.

Его положениями предусматривается не только экономическая, но и политическая интеграция, создание совместных органов управления, а также союзного парламента, суда и счетной палаты, введение единой денежной единицы, объединение энергетической и транспортной систем, создание единого таможенного и экономического пространства, взаимодействие в гуманитарной области, в сферах внешней политики, обороны и безопасности.

Тесное взаимодействие обеспечивается в военной сфере, в области внешней политики, чрезвычайных ситуаций, безопасности и борьбы с преступностью.

В рамках Союзного государства большое внимание уделяется обеспечению равных прав граждан России и Белоруссии. По ряду направлений подписаны и реализуются программы и планы совместных действий. Так, в частности, регулярно принимаются обновленные двухгодичные программы согласованных действий в области внешней политики. С 2001 года действует Военная доктрина Союзного государства, обновленная редакция которой утверждена в ноябре 2021 года. Тогда же была принята Концепция миграционной политики Союзного государства, являющаяся важным шагом на пути создания единого миграционного пространства.

Сейчас правительства двух стран работают над очередным пакетом интеграционных решений на следующий трехлетний период — с 2024-го по 2026 год.

По вашему мнению, проект Союзного государства, как он задумывался в конце 1990-х годов, до сих пор реализуем? Этот проект может стать своего рода лабораторией для более широкой интеграции на постсоветском пространстве?

В результате интеграционных процессов по линии Союзного государства уже удалось выйти на наиболее высокий в СНГ уровень политического и экономического взаимодействия.

Поэтому слова о том, что проект Союзного государства может рассматриваться как своего рода лаборатория для более широкой интеграции, вполне имеют право на существование.

Что же касается реализуемости всех амбициозных целей в рамках Союзного государства, то мы исходим из того, что шаг за шагом мы приближаемся к их претворению в жизнь.

Какие страны постсоветского пространства Россия видит в качестве своих долгосрочных союзников?

В качестве долгосрочных союзников мы, безусловно, рассматриваем Белоруссию в рамках Союзного государства, а также страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Рассматривает ли Россия создание нового военно-политического альянса со странами-единомышленниками в противовес НАТО? Возможно, на базе уже существующих организаций и объединений?

В основе объединений, в которых участвует Россия, в том числе военно-политического свойства — позитивная объединительная повестка дня. Диалог, который мы выстраиваем, основан на принципах равноправия, учета интересов друг друга и взаимного уважения.

ОДКБ зарекомендовала себя в качестве зрелой и эффективной региональной структуры, способной в кратчайшие сроки обеспечить безопасность и государственный суверенитет входящих в нее стран. Накоплен большой опыт борьбы с международным терроризмом, наркотрафиком, нелегальной миграцией. Ведется работа над вопросами обеспечения биобезопасности, радиационной, химической и биологической защиты.

Убеждены, что сотрудничество с союзниками будет и дальше планомерно развиваться с учетом стоящих перед нами общих задач.

Как вам кажется, в современных условиях нас ждет активизация процесса интеграции или дезинтеграции на постсоветском пространстве? Если справедливо последнее, то чревато или нет это появлением новых горячих точек?

Интеграция, безусловно, является объективной общемировой тенденцией, которая в равной степени справедлива для постсоветских стран. Объединение, сопряжение процессов и усилий на региональном уровне в экономической, политической, военной и других сферах выходит на передний план внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государств.

Ответственное взаимовыгодное сотрудничество равноправных партнеров в целях укрепления безопасности и повышения благосостояния граждан, вне всякого сомнения, можно рассматривать только с позитивной точки зрения.

При этом они нисколько не считаются с пагубными последствиями тех или иных действий для других игроков на международной арене. Более того, жертвами зачастую становятся вчерашние союзники. В основе такой интеграции лежит дружба против кого-то, желание подстроить мир под себя любой ценой. Едва ли такой подход вписывается в концепцию созидания и достижения процветания.

Дезинтеграция также становится элементом современной мировой политики, инструментом достижения определенных целей. Мы прекрасно видим попытки западных стран разрушить связи, складывавшиеся между странами СНГ, ЕАЭС и ОДКБ на протяжении многих лет, вбить клин в наши добрососедские отношения.

Общеизвестно, что на постсоветском пространстве наиболее крупной экономикой и наиболее емким рынком сбыта была и остается Россия. В этой связи те центростремительные интеграционные тенденции, участником которых является наша страна, абсолютно обоснованны и закономерны.

Очевидно, что от подобного рода сотрудничества получают выгоду все участники процесса. За примерами далеко ходить не приходится: достаточно изучить структуру и динамику взаимной торговли и внешнеторговых связей стран, входящих в ЕАЭС или Союзное государство. Этот приоритет в деятельности российского внешнеполитического ведомства неизменный. Мы последовательно работаем в данном направлении, чтобы конкретные результаты были видны каждому человеку.

< Назад в рубрику