Экономика
13:19, 2 марта 2023

Французская болезнь. «Ашан», «Леруа Мерлен» и «Декатлон» подозревают в уклонении от налогов. Что это значит для них?

Вячеслав Андреев (Корреспондент)
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Торговые сети «Ашан», «Леруа Мерлен» и «Декатлон», принадлежащие французской семье Мюлье, попали в России под проверку финансово-хозяйственной деятельности. Ретейлеров подозревают в «противозаконных методах налоговой оптимизации». И это уже не первый случай предъявления претензий к торговым сетям. О том, как семья Мюлье ведет бизнес в Европе, — в материале «Ленты.ру».

Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой направил обращение в Минфин с просьбой организовать всестороннюю и объективную проверку финансово-хозяйственной деятельности участников российского кластера группы «Ашан», «Леруа Мерлен Восток», «Декатлон» и других, а также операций с аффилированными и связанными компаниями, зарегистрированными в иностранных недружественных государствах. Копия обращения имеется в распоряжении «Ленты.ру». По данным французского журнала Challenges, всеми активами семьи сейчас управляет «Ассоциация семьи Мюлье», объединяющая около 1300 членов семьи; акциями владеют примерно 700 человек.

Депутат отдельно отметил, что владельцами компаний являются граждане из недружественных России стран, но сразу пресек все попытки представить свое обращение как повод для закрытия в России предприятий французских ретейлеров.

«Речь идет лишь о проверке законности деятельности ретейлера, никто закрывать "Ашан" не собирается. Но если в руководстве компании есть люди, которые пытаются незаконно оптимизировать налоги, они должны за это ответить. Мы говорим лишь о проверке законности деятельности управляющего компанией менеджмента», — заявил Андрей Луговой.

Оптимизация

Как следует из письма парламентария, речь идет о возможных налоговых преступлениях и отмывании денежных средств.

«Я обратился не только в Минфин, но и в Федеральную службу безопасности, рассказал Андрей Луговой «Ленте.ру». — Связано это с поступающей мне из разных источников информацией о том, что группа компаний "Ашан" использует так называемую налоговую оптимизацию, которая носит противозаконный характер. Причем пишут депутату и действующие сотрудники группы французских компаний. Понятно, что все это требует проверки, но настораживают незначительные налоговые платежи в российский бюджет компании с миллиардными оборотами».

В обращении Андрея Лугового в Минфин говорится, что группа компаний «Ашан» в реализации своей бизнес-модели использует «противоречивые, а в некоторых случаях и противозаконные методы налоговой оптимизации». Об этом свидетельствует, к примеру, коэффициент налоговой нагрузки на уровне 0,4 процента — это не только в разы ниже аналогичных показателей у конкурентов, но и в десятки раз меньше показателей компаний малого и среднего бизнеса, работающих в сфере ретейла, говорится в документе. В письме также отмечается постоянное отражение «убытков» в отчетности большинства участников российского кластера группы «Ашан», намеренное проведение плановых сделок со специально конструированными ценовыми характеристиками с целью выведения денежных средств из страны и поддержания финансовой зависимости от основных компаний группы. В письме также отмечается перенос группой компаний обязательств по уплате налогов, возникающих от деловых операций в России, в иностранные юрисдикции, в первую очередь во Францию, Нидерланды и Люксембург, а также минимальные доначисления по результатам проверок со стороны налоговых органов России.

Как в Европе

Финансово непрозрачной считают империю семьи Мюлье не только в России, но и в Европе. Так, в мае 2016 года в домах членов семьи Мюлье в Бельгии, Люксембурге и Рубе прошли обыски. По данным французских СМИ, восьмимесячное расследование было проведено в ответ на жалобу одного из членов семьи Мюлье, заподозрившего руководство компании в налоговом мошенничестве и отмывании денег. Обыски прошли и в доме Патрика Мюлье, основателя бренда готовой одежды Kiabi. «Мюлье — эксперты в оптимизации налогов. Если их поймают, это будет впервые», — прокомментировал обыски автор книги о семье Мюлье Бертран Гобен. Но обвинений против семьи от полиции тогда не последовало.

В 2019 году семью Мюлье обвинили в замаскированной коммерческой деятельности. Согласно информации издания Letter A, суд потребовал взыскать с компании Soderec, принадлежащей этой семье, 88,8 миллиона евро. В центре расследования, проведенного французской администрацией, — десятки финансовых потоков между Soderec и другими компаниями Мюлье.

Двумя годами позже «Декатлон» и семья Мюлье упоминались в расследовании деятельности люксембургских инвестиционных фондов, известных как OpenLux. Группа журналистов под руководством французского издания Le Monde провела оценку более трех миллионов официальных документов более чем от 260 тысяч компаний за период с 1955 по 2020 год. Transparency International и Коллектив по борьбе с коррупцией (ACDC) обнаружили, что 80 процентов инвестиционных фондов не указали своих бенефициарных владельцев. По данным Le Monde, 90 процентов компаний с идентифицируемыми бенефициарами контролировались иностранцами. Среди 157 национальностей больше всего было у Франции: в списке оказалось более 17 тысяч французских компаний. Лучшие французские бренды в списке включают Chanel, Decathlon, JCDecaux и Yves Rocher. Также было установлено, что 37 из 50 самых богатых французских граждан и семей, таких как Бернар Арно и семья Мюлье, структурировали свои активы и инвестиции через десятки люксембургских холдинговых компаний.

Стоит отметить, что в прошлом году французские налоговые органы взыскали несколько миллионов евро с пятнадцати членов семьи Мюлье за то, что они сократили свои активы в декларации ISF. В своей налоговой декларации они уменьшили стоимость своего участия в семейном бизнесе и наложили на них почти шесть миллионов евро в качестве компенсации. Эти дела были обжалованы в парижском трибунале большой инстанции, а затем в апелляционном суде, но безуспешно. А в сентябре прошлого года стало известно, что французские дистрибьюторские группы Carrefour и Auchan стали объектом расследования, проводимого итальянской судебной системой, которая подозревает их в мошенничестве на сумму почти 1,8 миллиарда евро.

Некоммерческая исследовательская группа «Европейская сеть корпоративных обсерваторий» называла «Ассоциацию семьи Мюлье» одной из транснациональных корпораций, чьим владельцам удалось получить сверхвысокие доходы благодаря налоговой оптимизации и непрозрачности структуры холдинга. Они говорили о том, что «благодаря непрозрачности компании Ассоциация не только не обязана публиковать финансовую отчетность, но и уклоняется от обязательств по трудоустройству работников в одну из структур холдинга, если они были уволены из другой структуры».

Дебет и кредит

В настоящее время в России работает 153 гипермаркета «Ашан» и 80 супермаркетов «Атак». У «Леруа Мерлен» в России 112 магазинов, а у «Декатлона» осталось 28 гипермаркетов (весной 2022 года их насчитывалось 57), но все спортивные магазины на данный момент закрыты. Еще в конце марта прошлого года ретейлер заявил о приостановке своей работы в России, а в конце января этого года выставил свой бизнес на продажу. От «Ашана» и «Леруа Мерлен» европейские чиновники тоже требовали оставить бизнес в России, но получили отказ — даже несмотря на то, что французская корпорация Auchan Holding (магазины «Ашан») попала в перечень международных спонсоров войны. Туда ее внесли в Украинском национальном агентстве по предотвращению коррупции (НАПК). Ранее в ряде СМИ появилось расследование, в котором говорится, что магазины «Ашан» могли оказывать поддержку в обеспечении Вооруженных сил России, хотя сама компания это отрицала. При этом эксперты отмечали, что «Ассоциация семьи Мюлье» избегает занимать четкую позицию в отношении конфликта Запада и России.

Причина понятна: российский рынок огромен и очень доходен. Согласно одной из открытых баз бухгалтерской отчетности, выручка «Леруа Мерлен Восток» за 2019 год превысила 311 миллиардов рублей, за 2020 год — 347 миллиардов. При этом суммы прибыли до налогообложения, полученной компанией, и суммы кредиторской задолженности компании в те же годы могут свидетельствовать о занижении налогооблагаемой базы. Так, в 2019 году компания фиксировала прибыль до налогообложения в размере 10,8 миллиарда рублей, в 2020 году — уже 7,5 миллиарда рублей. Но кредиторская задолженность на конец 2019 года составляла 89,6 миллиарда рублей, а на конец 2020 года — 95,7 миллиарда. О неустойчивом финансовом состоянии «Леруа Мерлен Восток», вызванном в том числе зависимостью от кредиторов, делается вывод в дипломной работе, посвященной изучению управления материальными потоками на примере французской сети в России. О том, что финансовое состояние «Леруа Мерлен Восток», декларируемое в его отчетности, значительно хуже, чем у большинства конкурентов компании на российском рынке, в конце 2020 года сообщил финансовый портал TestFirm.ru.

Убытки при одновременно большой выручке фиксировала и «Атак». В 2020 году компания показала чистый убыток в размере 2,9 миллиарда рублей, при этом ее выручка составила 50,5 миллиарда рублей. А занижение налоговой базы по НДС явилось поводом для взыскания налоговой инспекцией с «Леруа Мерлен Восток» в 2021 году 507 миллионов рублей. По информации налоговой инспекции, выплаченные премии (прогрессивная стимулирующая премия и премия за присутствие товара в магазине) отражены компанией в бухгалтерском и налоговом учете как выручка от продажи товаров (работ, услуг) и в декларации по налогу на прибыль — в качестве доходов от реализации. Однако суммы премий не включены компанией в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Как сложится дальнейшая судьба «Ашана» и «Леруа Мерлен» в России, зависит в первую очередь от самой компании. С одной стороны, компании «Ассоциации семьи Мюлье» продолжают работать в России, с другой — никаких новых инвестиций они делать не собираются. При этом они зарабатывают в России, но большую часть налогов платят во Франции. Законность их работы в нашей стране как раз и должна подтвердить или опровергнуть финансово-хозяйственная проверка, инициированная Андреем Луговым. Но в любом случае ее выводы не будут зависеть от политической повестки, как у представителей европейского бизнес-сообщества, требующего, чтобы компании Мюлье покинули Россию. Дальнейшее решение будут принимать владельцы компаний — будем надеяться, исходя из экономической, а не политической целесообразности.

< Назад в рубрику