Спорт
00:01, 2 марта 2023

«Это было как в кино» Олимпиада, обвинения в расизме и бегство из США: история бегуньи, которая ставила рекорды босиком

Алексей Гусев (Редактор отдела «Спорт»)
Фото: Allsport UK / Allsport / Getty Images

Сейчас кажется, что российский спорт уже целую вечность изолирован от мирового, однако с момента введения санкций прошел лишь год. А вот ЮАР из-за политики апартеида находилась в похожей ситуации практически 30 лет. Именно на этот период пришлась карьера великой легкоатлетки Золы Бадд, которая запомнилась болельщикам благодаря выступлениям босиком. Южноафриканская спортсменка могла всю жизнь пробегать на внутренних соревнованиях, но судьба подарила ей шанс выступить на Олимпиаде и стать знаменитой на весь мир. На протяжении всей карьеры Бадд приходилось преодолевать суровые испытания, которые ее не сломали. «Лента.ру» — подробнее об уникальной истории босоногой бегуньи.

«Если бы Дженни не умерла, я, наверное, стала бы медсестрой», — так Бадд рассказывала о своей старшей сестре, которая рано ушла из жизни. Семейная трагедия действительно оказала огромное влияние на жизнь Бадд, которая постоянно подбрасывала ей новые испытания.

Африканский самородок

Трудности у Бадд начались с первых секунд жизни. У матери спортсменки были очень тяжелые роды, длившиеся трое суток. «Медсестры сразу сказали мне, что дочь будет стайером», — вспоминал отец будущей бегуньи. Время показало, что прогноз полностью сбылся.

Зола родилась в мае 1966-го, росла тихим замкнутым ребенком, не отличалась крепким здоровьем и по-настоящему дружила только со старшей сестрой Дженни. В 1980-м та скоропостижно умерла от рака в возрасте 25 лет, что стало для Золы огромным потрясением. Утешение девочка нашла в занятиях легкой атлетикой. Семья жила в горной сельской местности, до ближайшей школы было несколько километров, которые Бадд преодолевала бегом. Причем школьница редко использовала обувь, следуя примеру многих местных детей.

Самостоятельные тренировки Золы не прошли бесследно. В 14 лет она выиграла региональные соревнования в провинции Фри-Стейт в беге на 4000 метров и вышла на уровень юниорского первенства страны, которое также выиграла. Правда, на дистанции 800 метров. Еще через пару лет Бадд пришла первой к финишу в забегах на 1500 и 3000 метров уже на взрослом чемпионате ЮАР, а судьбоносный момент в карьере бегуньи настал в январе 1984-го на соревнованиях в южноафриканском городе Стелленбош.

Зола выиграла забег на 5000 метров, показав сумасшедший результат — 15 минут и 1,83 секунды. Она по привычке бежала босиком и на 7 секунд улучшила действующий мировой рекорд, принадлежавший Мэри Деккер. Американка была звездой мировой легкой атлетики и готовилась стать олимпийской чемпионкой на домашних Играх-1984 в Лос-Анджелесе.

Британский поход

Бадд не была признана мировой рекордсменкой, так как такие достижения не регистрируются на внутренних соревнованиях, но ее подвиг не остался незамеченным. На сумасшедший результат 17-летней белой южноафриканки обратил внимание журналист британской газеты Daiy Mail Джон Брайант. У него очень быстро родился амбициозный план по отправке босоногой девушки-вундеркинда на Олимпиаду, которая начиналась уже через несколько месяцев. У Бадд было гражданство ЮАР, являвшееся в те времена «волчьим билетом» на любые международные старты, поэтому ситуация требовала нестандартного решения.

Брайант решил провернуть экспресс-натурализацию Бадд для сборной Великобритании

До старта Игр-1984 оставались считаные месяцы, действовать нужно было быстро. Daily Mail начала мощную пиар-компанию южноафриканской бегуньи, при этом семье девушки газета заплатила 100 тысяч фунтов стерлингов, чтобы родственники активнее сотрудничали с прессой и раздавали интервью.

Южноафриканские соревнования по легкой атлетике с участием Бадд начали посещать журналисты Daily Mail, которые писали восторженные репортажи. Очень скоро Зола приобрела в Великобритании огромную популярность. Брайант же пригласил бегунью в Лондон и пообещал сделать процедуру получения паспорта максимально быстрой и безболезненной. Основанием для смены гражданства было британское происхождение дедушки спортсменки, которая очень хотела попасть на Олимпиаду, но была не в своей тарелке из-за огромного внимания к своей персоне.

Вопрос с гражданством Бадд удалось решить на самом высоком уровне: министр иностранных дел Великобритании Леон Бриттан дал личное распоряжение ускорить рассмотрение заявки легкоатлетки, чтобы та успела поучаствовать в отборе на Олимпиаду. Да, места на Играх в Лос-Анджелесе новоиспеченной британке никто не гарантировал, его нужно было выгрызать в честной борьбе. Правда, проблем с этим не возникло: спортсменка легко выиграла квалификационные британские соревнования в беге на 3000 метров и вошла в состав сборной страны.

Американская мечта

Гораздо сложнее отбора на Игры Бадд далась борьба с хейтом. Многие британские и американские СМИ критиковали решение о предоставлении Золе гражданства Великобритании, считая историю с ее натурализацией популяризацией режима апартеида. Хрупкую 17-летнюю девушку в прессе чуть ли не прямо обвиняли в угнетении чернокожих, а десятки активистов устраивали акции протестов во время соревнований с участием Золы.

Покровитель легкоатлетки Брайант как мог отражал эти атаки, и в конечном итоге Бадд все-таки отправилась на Игры в Лос-Анджелес. Там ей предстояло выступить на самой длинной у женщин в то время дистанции 3000 метров и побороться за победу со своим кумиром детства — Мэри Деккер. Многократной рекордсменке мира к тому моменту исполнилось 26 лет, однако Игры в Лос-Анджелесе стали для нее первыми в карьере. На ОИ-1976 она не смогла попасть из-за травмы, а московскую Олимпиаду-1980 сборная США бойкотировала. Так что описать словами значение Игр-1984 для Деккер просто невозможно.

Пресса всячески подогревала интерес к женскому забегу на 3000 метров. Деккер большинством журналистов представлялась проводником западных либеральных ценностей, а Бадд смешивали с грязью и называли непосредственной виновницей ущемления прав чернокожих на родине. Токсичный информационный фон не способствовал хорошей подготовке к Играм, кроме того, за месяц до турнира Зола получила растяжение подколенного сухожилия.

Несмотря ни на что Бадд на Играх в Лос-Анджелесе отобралась в финальный забег, причем выступать на соревнованиях новоиспеченная британка решила по старинке — босиком. Это сделало ее самой экстравагантной спортсменкой турнира. Однако отсутствие обуви не помешало Золе оказаться в лидирующей группе и оставаться в ней на протяжении практически всей дистанции. Там же предсказуемо находилась и Деккер, с которой у Бадд произошло несколько физических контактов.

После отметки в 1600 метров Зола решила возглавить забег, а Деккер практически сразу ударила бедром по стопе британки. Это немного сбило спортсменку с темпа, но та продолжила лидировать. После этого американка наступила сопернице на пятку, а третий контакт завершился для фаворитки трагически: Деккер потеряла равновесие и улетела с беговой дорожки на футбольное поле. На этом борьба за медали для нее закончилась.

Инцидент вызвал бурю негодования у местной публики. Забег завершался под страшный свист болельщиков, с трибун доносились проклятия в адрес Золы. Девушка позже признавалась, что это выбило ее из колеи. В итоге она не только не победила, но даже не попала в призы: Бадд заняла скромное седьмое место. Представлявшая Швейцарию бегунья из ЮАР Корнелия Бурки, также участвовавшая в финале, рассказывала о душераздирающей сцене в подтрибунном помещении.

Судьи по горячим следам поспешили дисквалифицировать Бадд, однако уже через час отменили решение. К счастью, в 1984 году технические возможности позволили изучить видеозапись забега, и арбитры пришли к выводу, что Зола не нарушала правил, так как была впереди соперницы и не могла нарочно с ней столкнуться.

Однако вывод рефери никак не повлиял на волну ненависти со стороны американских болельщиков. Более того, руководство сборной Великобритании получило информацию о готовящемся покушении на Золу. В итоге вооруженные до зубов полицейские на нескольких машинах забрали Бадд вместе с матерью из отеля, отвезли их в аэропорт и посадили в самолет. «Это было как в кино», — вспоминала впоследствии спортсменка.

Возвращение к истокам

После Олимпиады Бадд продолжила выступать на внутренних и международных соревнованиях. Она установила мировой рекорд на дистанции 5000 метров, который на этот раз был официально признан всеми, а также стала двукратной чемпионкой мира в беге по пересеченной местности. С Деккер, кстати, они помирились. Через несколько месяцев после Игр американка написала британке письмо, в котором извинилась за свое поведение.

В конце 1980-х Бадд накрыла новая волна хейта со стороны британцев, требовавших от нее извинений за политику апартеида в ЮАР, но спортсменка была упрямой и не хотела ничего делать под давлением. В итоге она приняла решение вернуться на родину. Там она нашла семейное счастье, выйдя замуж за совладельца винного магазина Майкла Питерса, и взяла фамилию супруга. Тем временем политика расовой сегрегации в ЮАР начала постепенно ослабевать, вслед за этим с местного спорта сняли санкции. В 1992 году южноафриканскую команду допустили до Олимпийских игр в Барселоне, а Питерс отправилась туда представлять историческую родину на той же дистанции 3000 метров.

Правда, на этот раз ей не удалось даже пройти в финал

В 1993 году легкоатлетка окончательно завязала с профессиональным спортом и сосредоточилась на семье, став матерью троих детей. Питерс несколько раз выступила в марафонах, но за результатом не гналась. Сейчас семья легкоатлетки проживает в США, Зола решила получить высшее образование в области консалтинга, а также подрабатывает тренером по бегу.

Питерс признавалась, что не следит за Олимпиадами и другие спортивными соревнованиями, а самыми счастливыми моментами в жизни назвала рождение детей. Она также рассказывала, что скандальный олимпийский забег 1984 года пересматривала лишь один раз — на следующий день после его окончания.

< Назад в рубрику