В Восточной Европе может появиться очередная горячая точка. Вооруженные силы Украины (ВСУ) направили к границам непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР) тысячи солдат и сотни единиц бронетехники. Как утверждает Министерство обороны России, украинская сторона активно готовится к вторжению и в ближайшие дни может совершить военную провокацию. На Украине и в Молдавии отрицают обвинения в намеренной эскалации, но при этом молдавские авиакомпании уже приостанавливают полеты в воздушном пространстве страны. О том, с какой целью Украина может вторгнуться в приграничный регион другого государства, почему Молдавия не реагирует на эскалацию и как долго смогут держать оборону российские миротворцы в Приднестровье — в материале «Ленты.ру».
В середине февраля военная активность Вооруженных сил Украины на западе Одесской области резко возросла. На дорогах в направлении Тирасполя внезапно появились блокпосты, социальные сети заполонили фотографии колонн бронетехники. Около пункта пропуска Платоново, а также сел Станиславка и Тимково концентрируются полнокровные подразделения, оснащенные американскими боевыми машинами.
Уже 23 февраля Министерство обороны Росиии выступило с заявлением, что целью этих маневров является подготовка к вторжению на территорию ПМР, которое начнется с инсценировки прорыва российских войск вглубь территории Украины.
По данным командования, подразделения ВСУ уже приступили к развертыванию артиллерии на огневых позициях и кратно нарастили полеты разведывательных беспилотников над территорией ПМР. Приступить к реализации замысла украинская сторона, как подчеркивали в Министерстве обороны России, может в самое ближайшее время.
Хотя власти Украины эти обвинения отвергли, передислокацию своих подразделений на запад признали. Как заявила пресс-секретарь Оперативного командования ВСУ «Юг» Наталья Гуменюк, новые части были переброшены на границу для защиты от «гипотетических угроз», которые могут исходить с территории региона. Почему такие меры были приняты только спустя год после начала боевых действий, спикер пояснять не стала.
Президент Украины Владимир Зеленский также официально отрицает подготовку к наступлению. По его словам, Украина считает Приднестровье частью Молдавии и не станет нарушать ее границы ни под каким предлогом.
Однако другие украинские политики оказались менее категоричны в высказываниях. Например, бывший советник офиса президента Украины заявил, что ВСУ готовы в любой момент приступить к захвату ПМР, но пойдут на это только при официальном разрешении Молдавии. Поводом для такой просьбы он назвал «попытки дестабилизировать политическую ситуацию» со стороны России.
«Если власти Молдовы обратятся с такой просьбой, то мы обязательно придем на помощь. В наших интересах помочь дружественному соседу, освободить войска с этого направления и увеличить количество пленных российских солдат», — объяснил политик.
Разговоры о намерениях России дестабилизировать политическую ситуацию в Молдавии начались за несколько месяцев до эскалации. Еще в начале февраля Владимир Зеленский утверждал, что передал президенту соседней страны Майе Санду «детальный российский план», призванный «сломать Молдавию» и «установить свой контроль над ней».
При этом сами молдавские власти поспешили заверить, что пока не фиксируют каких-либо военных угроз со стороны миротворческого контингента. Тем не менее заявления российской стороны насчет подготовки к вторжению расценили как давление в свою сторону.
Куда более радикально высказался премьер-министр Молдавии Дорин Речан. В эфире румынского телевидения он заключил, что сейчас Россия не обладает достаточными ресурсами для провокации, однако пытается вести против Молдавии информационную кампанию с «провоенными нарративами».
«Ясно также, что Россия не может вторгнуться в Молдавию военным путем. С другой стороны, у Молдавии достаточно потенциала, чтобы справиться с возможной эскалацией в Приднестровье. А Приднестровский регион, как и мы, стремится к миру и стабильности», — сказал политик.
Примечательно, что при этом власти не отказывают себе в провокационной риторике, учитывая потенциальную опасность эскалации в пределах собственных границ.
Напряжения в истории с техникой у границ добавили авиакомпании, внезапно принявшие решение отменить полеты в воздушном пространстве Молдавии на неопределенный срок. Первым на такой шаг решился венгерский лоукостер Wizz Air, прямо увязав его с рисками безопасности возле границ республики.
«Безопасность пассажиров и экипажа остается приоритетом номер один для Wizz Air, и вследствие последних событий в Молдавии и высокого, но не неизбежного риска в воздушном пространстве страны Wizz Air приняла трудное, но ответственное решение приостановить все рейсы в Кишинев», — сообщил перевозчик.
Вслед за ней от полетов по ряду направлений отказалась Air Moldova. Компания объяснила свое решение «операционными трудностями», но при этом полностью перевозки не прекратила.
Инциденты в воздушном пространстве страны, угрожающие ее безопасности, случались и ранее: речь идет об украинских ракетах противовоздушной обороны, проникавших в молдавское небо, и обломках от них.
Интересно, что ни эти решения, ни скопление подразделений Вооруженных сил Украины у границ непризнанной республики паники не вызвали. Так, президент ПМР Вадим Красносельский еще 27 февраля заявил, что не видит реальной военной угрозы со стороны Украины и призвал граждан сохранять спокойствие.
При этом полностью игнорировать происходящее власти все же не решились, объявив о начале добровольных военных сборов под эгидой миротворческого контингента. Учения стартовали 1 марта и по плану должны продлиться три месяца, на них пригласили всех годных по здоровью мужчин до 55 лет.
Сопредседатель Объединенной контрольной комиссии (ОКК) — коллективного руководящего органа миротворческой операции — Олег Беляков также заявил, что не видит угроз в зоне безопасности или каких-либо приготовлений Вооруженных сил Молдавии к боевым действиям, и призвал реагировать на происходящее хладнокровно.
Миротворческий контингент — фактически единственный щит ПМР. Однако его численность, определенная после окончания гражданской войны, крайне невелика — 1,7 тысячи человек, или два мотострелковых батальона. У нее нет собственных крупных узлов связи, тяжелой бронетехники, артиллерийских систем и даже сколь-нибудь надежного ПВО. Комплектование контингента производится в основном за счет местных жителей.
Вооруженные силы ПМР оснащены немногим лучше. Как утверждал бывший командующий 14-й общевойсковой армией в Приднестровье генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев в интервью «Российской газете», после развала СССР в распоряжении ПМР из танков остались только устаревшие Т-64.
При этом, как признавался спикер парламента Молдавии Игорь Гросу, своими силами Кишинев не в состоянии разгромить даже такую скромную по численности группировку войск. А значит, вступать в боевые действия без посторонней помощи страна явно не собирается.
Однако если Вооруженные силы Молдавии пока не представляют для ПМР сколь-нибудь существенной угрозы, то возможное вторжение частей со стороны Украины, напротив, может стать для непризнанной республики фатальным.
Сама география региона — узкая полоска суши между границей и Днестром — не располагает к ведению обороны в долгой перспективе. Всего несколько успешных прорывов позволят ВСУ взять разбитые части в котлы, более того, в случае гипотетического конфликта снабжать миротворческую группировку будет невероятно трудно.
Потенциальная ценность контроля над Приднестровьем для Украины, ради которого она способна пойти на новые жертвы, заключается не только в политических перспективах.
По разным оценкам, их общий объем составляет более 22 тысяч тонн — около 25 тысяч железнодорожных вагонов. Это артиллерийские снаряды калибра 122 и 152 миллиметра, тактические ракеты, авиабомбы, боеприпасы для танков, мины, не говоря уже о патронах и гранатах. Иными словами, все то, в чем отчаянно нуждается ВСУ на фоне «снарядного голода» в подразделениях, вооруженных советской техникой.
Около половины из них непригодны к использованию и даже потенциально опасны из-за длительного хранения, но другая половина вполне может помочь справиться с дефицитом. С учетом анонсированных планов по контрнаступлению весной-летом, вопросы снабжения приобретают первоочередную важность.
Потенциально эти склады можно взорвать, однако последствия взрыва такого объема боеприпасов будут сравнимы с детонацией атомной бомбы, что неизбежно отразится и на Молдавии, и на Украине, и на жителях ПМР.
И все же, как полагает политолог Богдан Безпалько, даже столь желанный трофей не подтолкнет ВСУ к активным действиям без санкций Молдавии. В разговоре с «Лентой.ру» он заверил, что международные риски для Украины слишком велики, чтобы втягиваться в такую авантюру без формального разрешения властей соседней страны: «Необходимо приглашение со стороны Молдавии. Если ВСУ в одностороннем порядке введут войска, то с точки зрения международного права это будет расценено как агрессия».
При этом он заверил, что в качестве инструмента давления на Россию Украина не преминет и дальше угрожать вводом войск, а потому сконцентрированная на границах группировка, вероятно, останется там надолго.
Власти Молдавии, напротив, как утверждает политолог, не желают идти на такой шаг из-за риска быть втянутыми в боевые действия с «неясными результатами» против российских войск.
С ним заочно соглашается исследователь Международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ ВШЭ Николь Бодиштяну. В разговоре с «Лентой.ру» она пояснила, что молдавские власти во главе с президентом Майей Санду опасаются снижения рейтингов и усиления протестов, которые начались в середине 2022 года из-за экономического кризиса на фоне наплыва украинских беженцев, инфляции и роста цен на российские энергоресурсы.
Как следствие, власти страны могут использовать риторику о вмешательстве ради укрепления внутриполитических позиций, однако на обращение за помощью к Украине решатся с меньшей вероятностью, исходя из здравого смысла.
Николь Бодиштяну добавила, что сейчас Молдавия не располагает достаточным интеграционным потенциалом, чтобы обеспечить лояльность пророссийски настроенных жителей непризнанной республики в случае вторжения. Этот фактор может стать ключевым в принятии решения о согласии на начало операции.
Иными словами, несмотря на взрывоопасную обстановку на границах и стремление Украины надавить на Россию всеми возможными способами, власти страны пока намерены сохранять статус-кво и всеми силами избегать прямого конфликта. А без прямого разрешения Молдавии Украина не готова решиться на вторжение.
Однако это обстоятельство может измениться в любое время, если западные страны окажут прямое давление на Молдавию и принудят ее отказаться от пацифистской политики. А в том, что у страны почти нет пространства для сопротивления этому давлению, эксперты не сомневаются.