8 марта 1968 года советская подлодка К-129 перестала подавать сигналы и исчезла с радаров. Обычное патрулирование океанских вод в районе Гавайев закончилось крушением и гибелью всего экипажа. Техническая ошибка, военное нападение или трагическое стечение обстоятельств? На долгие годы эта трагедия оказалась скрыта от общественности и о причинах гибели подлодки оставалось только догадываться. «Лента.ру» рассказывает, что случилось с К-129.
Ранним утром 24 февраля 1968 года дизель-электрическая подводная лодка К-129, бортовой номер 574, покинула бухту и взяла курс в Тихий океан, к Гавайским островам. Экипаж подлодки выходил в море в весьма мрачном настроении. Лодка только вернулась из прежней плановой экспедиции. Уставший экипаж даже успели распустить. В итоге матросов спешно вызвали из отпуска. Тех, кто не успевал, — заменяли на офицеров других судов и даже матросов-учеников.
Подлодка отправилась на патрулирование в район Гавайских островов. Почти две недели ничего не предвещало беды: К-129 исправно следовала по курсу. А потом исчезла.
8 марта она не ответила штабу Тихоокеанского флота, но это не вызвало серьезных опасений — было решено, что лодка находится в водах, куда плохо проникает сигнал. Но когда К-129 не вышла на связь и через две недели, стало очевидно, что произошла трагедия.
Начались масштабные поиски: боевые корабли и суда, самолеты были отправлены в предполагаемое место исчезновения — Гавайи. Были осмотрены огромные водные пространства, участники поисковой экспедиции брали пробы на радиоактивность, стараясь найти хотя бы какие-то следы, но тщетно. Не принесли результатов ни контрольные радиограммы, ни полеты разведывательной авиации. В поисках, которые длились более 70 дней, было задействовано более 30 кораблей разного класса, но из всех зацепок удалось обнаружить лишь топливное пятно площадью около 20 миль.
К поискам подключились США, начав операцию «Дженнифер». Их вмешательство было неожиданным, поскольку СССР проводил операцию в режиме полной секретности, а сама лодка была исключена из Военно-морского флота. Но американцы не могли не заметить столь крупное скопление кораблей в одном из участков Тихого океана и сделали правильные выводы.
Поскольку СССР отказался от К-129, значит, она стала бесхозной и право владеть ею принадлежало стране, которая нашла бы ее первой. США не могли упустить такой шанс и начали поиски. К-129 дала бы возможность получить материалы о советских баллистических ракетах, шифрах и других разработках, так необходимых США в гонке вооружений, которую они вели с СССР.
Еще в 1955 году американцы сконструировали лодку с торпедным вооружением, опередив советских специалистов, но уже в конце того же года Советский Союз произвел с подводной лодки первый удачный запуск баллистической ракеты. В 1960 году обе страны с разницей в несколько месяцев смогли запустить ракеты уже из-под воды. Противостояние сверхдержав достигло пика, назревал открытый конфликт.
У американской поисковой операции было техническое преимущество — она обладала новой, очень точной гидроакустической системой. Для обследования подключили субмарину «Хэлибат», и через несколько недель глубоководный аппарат с субмарины смог обнаружить останки К-129. Она лежала примерно в тысяче километров от Гавайских островов на глубине около пяти тысяч метров с переломанным корпусом.
В этот момент перед США встала непосильная задача — как поднять лодку, которая лежит на глубине пяти километров? Тогда не существовало механизмов, которые могли бы справиться с этой проблемой, и американцы были вынуждены ограничиться исследованием повреждений лодки и многочисленными фотографиями (более 20 тысяч снимков).
Однако технические сложности не остановили США, и в 1974 году после строительства специального корабля с оборудованием, рассчитанным на вес К-129, она была поднята с океанского дна.
Любопытно, что в СССР довольно быстро узнал о планах США благодаря одному случаю. В Вашингтоне в советское посольство подкинули письмо, в котором сообщалось следующее:
Но что именно увидели американцы, остается загадкой. По некоторым данным, была поднята только носовая часть лодки, поскольку она единственная хорошо сохранилась. По другим — США смогли достать лишь половину или даже треть К-129, но скрыли эту информацию и сообщили только о той части лодки, в которой были найдены тела советских моряков.
Советское правительство после неудачных поисков отказалось от К-129, еще до обнаружения лодки признало членов экипажа погибшими и послало их семьям похоронки.
Вскоре произошло еще одно событие, которое окончательно раскрыло планы США. Ночью 5 июня 1974 года в Лос-Анджелесе грабители пробрались в офис спонсора судна «Гломар Эксплорер», которое было построено специально для подъема К-129. Воры не нашли особых ценностей, зато похитили важные документы. В них содержались сведения о том, что «Гломар Эксплорер» был сконструирован по указанию ЦРУ для извлечения советской лодки со дна.
Грабители стали шантажировать ЦРУ, требуя полмиллиона долларов, а после окончания операции, не получив желаемого, сторговались с журналистами. В феврале 1975 года вышла статья о планах ЦРУ относительно подъема К-129 и разработки «Гломар Эксплорер», но, поскольку к этому времени операция уже закончилась, особого отклика она не вызвала. СССР отреагировал сдержанно, но провоцировать его США больше не хотели, поэтому отказались от своих дальнейших планов по подъему оставшихся частей лодки.
Обстоятельства нахождения лодки вызвали различные слухи и теории об истинной причине катастрофы. Первоначально основная версия гибели К-129 сводилась к ряду технических ошибок в управлении кораблем, которые и привели к затоплению лодки. Однако американцы, первыми увидевшие останки К-129, придерживались иной версии и уверяли, опираясь на полученные фотографии с повреждениями, что трагедия произошла из-за аварии — взрыва аккумуляторной батареи.
Наконец, существовала и другая трактовка произошедшего, сразу же приходящая в голову из-за проходившей в этот период холодной войны и разгоравшегося конфликта во Вьетнаме, а именно — столкновение К-129 с другим судном, предположительно, американским. Произойти это могло так: советские подлодки того периода издавали большой шум при передвижении, в отличие от американских, которые, пользуясь своим почти бесшумным ходом, могли выслеживать их и плыть по тому же курсу.
Но советские моряки, зная об этой хитрости американцев, придумали маневр, мешавший США продолжать слежку: они резко разворачивали лодку на 180 градусов и тем самым обнаруживали противника.
Возможно, именно это случилось в марте 1968 года, а преследующее К-129 американское судно подошло слишком близко к советской лодке, и при развороте произошло столкновение. На снимках, полученных американцами, видна глубокая пробоина, которая могла образоваться в результате подобной аварии.
В пользу этой теории говорило и то, что примерно в середине марта в японский порт Йокосуко зашла американская лодка «Суордфиш» с целым рядом повреждений. Ремонтировать ее было разрешено только американским специалистам, что вызвало большие подозрения. Следующие полтора года «Суордфиш» не выходила в море и, согласно некоторым сведениям, с ее экипажа взяли подписку о неразглашении тайны.
Объяснение этому факту США дали неубедительное: якобы «Суордфиш» столкнулась с айсбергом и от него получила подобные повреждения. Но специалисты сразу опровергли это заявление, доказав, что в марте в этой части океана айсбергов вообще нет. Кроме того, оперативность, с которой США прибыли к месту трагедии, наводила на мысль, что они знали, где именно произошло крушение.
Наконец, наибольшие вопросы по-прежнему вызывали обстоятельства подъема лодки: американцы, согласно официальным сведениям, достали только носовую часть, хотя самая ценная — средняя, где находились ядерные боеголовки, секретные шифры и документы, осталась на дне океана. Оставались вопросы — почему США не попытались достать ее? Возможно, в действительности американцы смогли ее поднять, просто не стали об этом распространяться.
Есть и другая версия, по которой США так и не смогли получить шифры с лодки по весьма неожиданной причине. Дело в том, что капитан К-129 Владимир Кобзарь обладал высоким ростом и ему было тяжело долго находиться в тесной каюте. Вот почему при очередном ремонте лодки он попросил строителей перенести шифр-рубку в ракетный отсек, что и было сделано. Возможно, именно поэтому американцы позже стремились поднять и кормовую часть лодки, не найдя шифров в положенном им месте.
Советский флот, раздраженный активными действиями американцев около места затопления К-129, по приказу командования отправил в этот район боевые корабли, которые более полугода патрулировали в местных водах и были готовы помешать США поднять последнюю часть лодки. Но и сами американцы были вынуждены отказаться от своего плана, несмотря на громкие и провокационные заявления, поскольку конгресс США запретил продолжать эту операцию из-за риска вызвать открытый военный конфликт.
Для расследования трагедии в СССР создали сразу две комиссии: правительственная под руководством председателя Совета Министров СССР Леонида Смирнова и ВМФ, которую возглавил первый заместитель Главнокомандующего ВМФ Владимир Касатонов. Обе комиссии пришли к схожим выводам: вины экипажа нет.
По одной из версий, причиной катастрофы стал провал на глубину ниже предельной из-за обмерзания поплавкового клапана воздушной шахты РДП. Второй же официальной версией было столкновение с иностранной субмариной.
Помимо этих двух версий существует и ряд неофициальных, включая совсем фантастические, вроде нахождения на борту К-129 некоего нового оружия или особого груза, которым хотели завладеть в США.
Подробнее всего американская версия произошедшего описана в фильме «Трагедия ПЛ К-129» 1999 года. Он снят в США с комментариями российских экспертов. Версия заключается в том, что авария произошла из-за взрыва аккумуляторной батареи, который был красочно показан в фильме. Но подобные взрывы уже случались, и ни один из них не привел к подобной аварии. Версия о столкновении с американской подлодкой в фильме попросту не озвучивается. К тому же в фильме слишком много несостыковок и неточностей, чтобы утверждать, что он носит документальный характер и может пролить свет на гибель подлодки.
Катастрофа на К-129 стала одной из самых больших загадок времен холодной войны. Все члены экипажа посмертно награждены орденом Мужества, но вручили награду лишь восьми семьям погибших моряков. Также был установлен памятник подводникам. Но обстоятельства гибели подлодки с 98 моряками так и остались неизвестны.