Экономика
09:47, 9 марта 2023

Споры о конопле. В крупном агрохолдинге вспыхнул конфликт. Кто виноват, что делать?

Григорий Гончаров (Райтер)
Фото: Francois Lenoir / Reuters

Группа компаний «Коноплекс», лидер по объему посевных площадей технической конопли в России, до недавнего времени фигурировала в новостях исключительно сельскохозяйственного плана. Ее представители рассказывали о производственных успехах, посевных работах и десятках направлений, где могла бы пригодиться их продукция. Но в конце прошлого года ситуация изменилась: в СМИ начали появляться сообщения о корпоративном конфликте в агрохолдинге и открытии десятка судебных производств. Учитывая долю «Коноплекса» на рынке, от разрешения спора учредителей зависит будущее не только предприятия, но и отрасли. В проблеме пыталась разобраться «Лента.ру».

Конопля как бизнес и перспектива

Компания «Коноплекс» с уставным капиталом в 10 миллионов рублей была учреждена в 2015 году бизнесменами Евгением Скигиным, через кипрскую Konoplex Limited, и Романом Белоусовым. Каждому из учредителей организация принадлежала на 50 процентов, а производство предприниматели разместили в Пензенской области. Вскоре компанию дополнили дочерние структуры «Коноплекс продукты питания», «Коноплекс Пенза», «Коноплекс Агро», УК «Коноплекс», а исследованиями занимался (и продолжает заниматься) Центральный научно-исследовательский институт промышленности и сельского хозяйства (ЦНИИПСХ).

На данный момент компания является одним из крупнейших производителей технической конопли в стране с площадью сева до 3 тысяч гектаров. Важно, что речь идет именно о технической сельхозкультуре, которую в России можно выращивать и перерабатывать на законных основаниях

В целях развития и популяризации знаний о масштабах интеграции данного агрорастения в широкий спектр производств холдингом была озвучена идея о создании Агропромышленной ассоциации коноплеводов (АПАК), которая сегодня активно ведет свою деятельность под руководством Милены Александровой, под чьим управлением до осени 2022 года находились все компании группы «Коноплекс».

Дела у компании шли хорошо — в 2020 году была запущена линия по производству масла, способная выпускать до 15 миллионов бутылок в год, а в 2021 году заработала линия высококлассного конопляного волокна. Исследователям «Коноплекса» удалось вывести несколько сортов семян улучшенной урожайности и с повышенным содержанием масла.

Агрохолдинг также намеревался развивать глубокую переработку конопли, в частности производить целлюлозу, и 30 декабря 2020 года Минпромторг России заключил с «Коноплексом» 49-летнее концессионное соглашение о создании инновационного производства с объемом инвестиций 2 миллиарда рублей.

4 000
тонн
целлюлозы в год составляла ожидаемая мощность площадки в 2026 году с возможностью поэтапного расширения

Согласно недавней статье в «Ведомостях», «Коноплекс» по-прежнему вынашивает амбициозные планы развития. В материале инвестор компании Евгений Скигин рассказывает о массе возможных применений продукции агрохолдинга, прогнозируя высокий спрос на продукцию из волокон и зерна технической конопли.

Бочка дегтя

Между тем это лишь часть общей картины. В конце прошлого года в СМИ появилось сообщение, что между акционерами пробежала черная кошка, а уже в начале года стали появляться конкретные упоминания причин корпоративного конфликта внутри агрохолдинга, который подогрела внешняя повестка, — образ акционера-нерезидента, не имеющего намерений покидать Россию, как и 75 процентов других нерезидентов, продолживших свою деятельность в нашей стране, был приравнен к недружественной стороне бизнеса, на чем пытались сыграть многие российские компаньоны, в том числе соакционер «Коноплекса» Роман Белоусов.

Белоусов в свою очередь с момента объявления в России СВО тезис «резидент недружественной страны» сделал магистральной конструкцией для разворачивания сперва тихого обсуждения между учредителями годовых планов, а затем — генеральной позицией в судах, о чем свидетельствуют данные «аудиторского заключения» (находится в распоряжении редакции), в целом не содержащего анализа хозяйственной деятельности предприятия, но подробно описывающего сложности геополитической обстановки, ударившие по управленческому аппарату в компании.

Любой публичный спор не идет на пользу не самой компании, в данном случае «Коноплексу», но и отрасли в целом, учитывая существенную долю организации на рынке

По данным «Спарк-Интерфакс», сведения в ЕГРЮЛ о головной компании «Коноплекс» признаны недействительными, кроме того, компания, по данным ФНС, отсутствует по своему юридическому адресу. На данный момент в отношении нее на рассмотрении находятся шесть арбитражных дел, еще одно решение обжалуется, столько же дел фигурирует в карточке управляющей компании. Выручка головной компании холдинга упала на 19 процентов — до 18,4 миллиона рублей, убыток вырос на 102 процента — до 41,4 миллиона рублей.

В октябре на сайте компании была размещена информация о смене руководства.

Это назначение выглядело рядовым кадровым решением и не привлекло особого внимания. Но в середине февраля бывший директор УК «Коноплекс» Милена Александрова, чью должность и занял упомянутый выше Сергей Начаркин, впервые поделилась, что предприятие сотрясает управленческий спор, который уже сказывается на сотрудниках, менеджменте и всей цепочке поставщиков.

Александрова заявляла, что Роман Белоусов, якобы являющийся инициатором корпоративного спора, совершил ряд неправомерных шагов по изменению структуры корпоративного управления, что отразилось на производственной деятельности компании.

Однако данные утверждения не получили подтверждения при рассмотрении дел в суде.

Более того, стало известно, что Белоусовым Р.О. были приняты меры по устранению негативных последствий от действий бывшего недобросовестного руководства.

Так со стороны ООО «Коноплекс» суду были представлены надлежащие и достаточные доказательства, свидетельствующие об отсутствии в действиях Белоусова Р.О. каких-либо злоупотреблений, и напротив, предоставлены доказательства недобросовестности и нелегитимности действий Скигина Е. от имени Коноплекс Лимитед, и связанных с ним лиц.

Борьба за права

Утверждение о нарушении прав сотрудников «Коноплекса» подтверждает коллективная жалоба, поданная 28 февраля в Тверскую межрайонную прокуратуру Москвы (есть в распоряжении редакции). Как пояснил «Ленте.ру» сотрудник, знакомый с ситуацией, работники обеспокоены не только задержками зарплаты с декабря 2022 года, из-за которых люди, по его словам, остались без средств к существованию.

«Новый генеральный директор УК "Коноплекс" Начаркин вместо процедуры сокращения штата работников с выплатой всех положенных денежных компенсаций ввел с 16 февраля простой по независящим от работодателя и работника причинам с минимальной оплатой. Он также изменил рабочее место сотрудников — с 18 апреля работники должны будут ездить в промышленную зону в Зеленограде, хотя раньше офис был в самом центре Москвы. Кроме того, Начаркин заблокировал корпоративные электронные почты сотрудников и учетные записи, при этом требуя отчет о выполненной работе», — говорит сотрудник, отмечая, что работников, таким образом, просто принуждают увольняться по собственному желанию, чтобы сэкономить на выплатах, обязательных при сокращении кадров.

По словам сотрудника УК «Коноплекс», работники жалуются в трудовую инспекцию с января 2023 года, когда начались первые невыплаты заработной платы за декабрь 2022 года, но трудовая инспекция «бездействует», поэтому было решено подключить к решению проблемы прокуратуру

«Если трудовая функция работника работодателю больше не требуется, он обязан произвести сокращение по закону, с выплатой ему всех гарантий и компенсаций, а не придумывать в целях экономии расходов на персонал незаконные схемы массового избавления от трудового коллектива под давлением созданных им невыносимых условий труда, как сделал Начаркин», — полагает источник, отмечая, что шанс добиться успеха в споре с работодателем в этом случае довольно высок.

По словам еще одного сотрудника, попавшего в жернова увольнения, на данный момент из управляющей компании по собственному желанию написали заявление 75 процентов сотрудников, находясь под постоянным психологическим давлением и подвергаясь денежному шантажу.

Первой, кто обратился в трудовую инспекцию по факту нарушения трудовых прав, стала экс-генеральный директор предприятия — Милена Александрова.

< Назад в рубрику