На Disney+ состоялась премьера третьего сезона «Мандалорца» — культового шоу от Джона Фавро («Железный человек», «Король Лев»), аккурат перед пандемией коронавируса положившего начало новой эпохе сериалов по «Звездным войнам». C тех пор вселенная Джорджа Лукаса обросла другими, не менее примечательными проектами. Сможет ли продолжение на этом фоне оправдать свой флагманский статус — рассуждает «Лента.ру».
Дин Джарин (Педро Паскаль) оказался в настоящей опале: нарушивший строгий кодекс своего рассеянного по галактике народа наемник ныне даже не имеет права называться Мандалорцем. Все из-за снятого на публике шлема, и теперь, чтобы искупить свою вину, герою предстоит окунуться в священные воды в шахтах на Мандалоре. Только вот планета давно лежит в руинах и, по слухам, совсем непригодна для жизни.
Препятствия, впрочем, не пугают одного из самых опасных наемников далекой Галактики. Чтобы попасть в заветные шахты, ему предстоит собрать старых знакомых: восстановить подорвавшего себя дроида-киллера IG-11 (озвучен Тайкой Вайтити) и заручиться поддержкой бывшей правительницы Мандалора Бо-Катан Крайз (Кэти Сакхофф). Малыш Грогу уже на борту — как и всегда, выполняя роль бессловесного, но крайне любопытного спутника. Ушастый макгаффин, впрочем, в этой завязке выглядит уже совершенно необязательным.
Химия между двумя персонажами, к слову, точь-в-точь как у героев книги Эдуарда Успенского. Грогу здесь используется в основном как комедийно-умилительная разрядка, которая со временем больше бесит, чем веселит: зеленый ребенок-инопланетянин то и дело хватает что-то запретное, зевает и моргает да таскает конфеты при помощи Силы. Впрочем, не удивимся, если и в третьем сезоне от малыша по итогу будет зависеть многое.
Куда интереснее развивается заглавный герой — Мандалорец полноценно берет на себя образ отца-наставника, который ненавязчиво пытается научить Грогу своему мастерству. Педро Паскаль, к слову, прослыл в сети «главным интернет-папочкой» (судя по тому, что уже и Google выдает слово daddy во второй строке поиска по имени актера, титул можно считать официальным, и сам Паскаль его принял с честью и достоинством) как раз благодаря первым двум сезонам «Мандалорца» и хитовому «Одни из нас», где на плечи его персонажа ложится аналогичная задача по транспортировке ребенка в опасной среде.
Однако и с мотивацией Дина Джарина в новом сезоне все оказывается не так гладко. Если задача по спасению ребенка в любом массовом блокбастере не требует особых объяснений (и потому часто где используется — вспомнить того же «Оби-Вана Кеноби», где в защите нуждалась юная принцесса Лея), то опаснейшее путешествие с этим самым ребенком из-за снятого шлема выглядит, мягко скажем, безрассудно.
Вероятно, Паскалю удалось бы убедить зрителей в важности своего квеста, если бы не пресловутый шлем, — с каждым сезоном проблемы, связанные с тем, что главный герой общается с окружающими через ведро на голове, становятся только насущнее. Персонажи «Звездных войн» традиционно говорят высокопарными литературными фразами, часто обращаются друг к другу по полным именам и вообще ведут себя во многом по-пуритански. Все бы ничего, но добавить к этому еще и отсутствие эмоций на лице — и для проявления актерских навыков остается совсем уж мало пространства. Этот эффект только усиливается, когда единственным компаньоном по кадру у закованного в доспехи Мандалорца остается милая, но не сильно экспрессивная кукла. Ну, а когда завязка нового сезона шоу чуть менее чем полностью состоит из поднадоевшего фан-сервиса — умилительных кадров с зеленым малышом, возрождения погибших героев и возвращения забытых персонажей, припорошенных легким и опциональным экшеном, — докопаться до каждой мелочи в нем хочется вполне искренне.
Впрочем, были у «Звездных войн» и исключения: «Андор», предшествовавший новой части «Мандалорца», отказался и от эксплуатации узнаваемых персонажей, и от сохранения эстетики лукасовских «Звездных войн» в принципе, предложив вместо этого взрослую жанровую диффузию из военной и тюремной драмы, шпионского триллера и сай-фай-боевика с реалистичными диалогами и ручной камерой, в нужных местах создававшей эффект оперативной съемки.
Вообще, в сравнении с «Андором» неумолимо меркнут все его предшественники, включая «Мандалорца», который, судя по завязке третьего сезона, не приготовил зрителям ничего столь же из ряда вон выходящего. Разве что поменял источник заимствований: если раньше в сериале прослеживались мотивы спагетти-вестернов Серджио Леоне (Дин Джарин, по словам шоураннера Джона Фавро, создавался на основе персонажа Клинта Иствуда из «Долларовой трилогии»), то теперь «Мандалорец» заметно наполнился эстетикой околорыцарского фэнтези. Тут и древнегреческие шлемы, и клятвы, и замки, и пираты... Наконец, сам квест — поход в отравленные земли ради индульгенции — выглядит как начало пафосной средневековой легенды.
Сложно говорить о «Мандалорце» и не сравнивать его с другими проектами «Звездных войн» — в конце концов, Фавро намеренно размывает между ними границы. К примеру, тот факт, что наемник и миниатюрная версия магистра Йоды снова путешествуют вместе, может ввести некоторых зрителей в замешательство: воссоединение этих персонажей произошло не в «Мандалорце» (здесь оно вообще никак не объясняется), а в «Книге Бобы Фетта». Это, в общем-то, закономерное явление для диснеевских франшиз — тот же Marvel уже давно выстраивает цельную супергеройскую вселенную через десятки разномастных фильмов и сериалов. Так что совсем не удивительно, если показавшая ошеломительные рейтинги серия спин-оффов по «Звездным войнам» медленно свернет на тот же путь. А вот хотят ли фанаты превращения столь свежей и мало на что похожей серии в очередную супергеройскую мегавселенную — уже совсем другой вопрос.
Сериал «Мандалорец» (The Mandalorian) выходит на Disney+