В Лос-Анджелесе прошла 95-я церемония вручения премии «Оскар», в этот раз обошедшаяся и без скандалов уровня пощечины, отвешенной Уиллом Смитом Крису Року в прошлом году, и без сюрпризов вроде побед «Паразитов» и «Лунного света». Благодаря триумфу «Все везде и сразу» больше всего вечер напоминал голливудскую мелодраму. Как так вышло — рассказывает «Лента.ру».
В прошлом году «Оскар» пережил неслыханный скачок популярности — правда, уже ближе к концу церемонии, когда Уилл Смит стукнул Криса Рока за шутку про свою супругу. В году нынешнем сценаристы церемонии оказались на перепутье. Можно было придумать еще какой-нибудь скандал или надеяться на то, что он произойдет сам собой. Другой путь — продолжить арт-направление постановки вручения призов, заданное два года назад Стивеном Содербергом. Однако выбран был самый очевидный вариант: напомнить, что церемония проходит в Лос-Анджелесе во многом благодаря близости Голливудских холмов. Тем более что к тому, чтобы превратить церемонию в масштабную, эмоциональную (и при этом совершенно безопасную) мультикультурную мелодраму, располагало буквально все (везде и сразу).
С одной стороны, оправившаяся от пандемии киноиндустрия предалась нарциссическим признаниям в любви — так много кино о кино мы не видели уже долгие годы. «Вавилон» Дэмиена Шазелла, «Империя света» Сэма Мендеса и, конечно, «Фабельманы» Стивена Спилберга — в этих картинах прославленные режиссеры на разные лады признавались в любви делу, которому служат. Ни один из этих фильмов не стал коммерчески успешным (и все они в итоге остались без наград), однако в кассовом отношении ушедший год все равно подарил Голливуду надежду.
«Топ Ган: Мэверик» даже номинировали на «Лучший фильм», но символическая природа этого жеста была совершенно очевидна: в свое время ключевую статуэтку не удалось взять даже первому «Аватару». «Мэверик» удостоился приза за лучший звук, а также двух трибьютов: во-первых, прочувствованного и интимного исполнения Леди Гагой песни Hold My Hand, а во-вторых — приземления ведущего церемонии Джимми Киммела на сцену в самом начале. «Аватар 2: Путь воды», кстати, тоже получил всего один приз — за визуальные эффекты.
Среди самых эффектных выходов безбожно (по традиции) затянутой церемонии оказались появление Элизабет Бэнкс в компании медведя («Кокаиновый медведь», поставленный актрисой, только что прошел в мировом прокате), голливудская гастроль ослика из «Банши Инишерина», Дуэйн Скала Джонсон в розовом пиджаке и беременная Рианна — она исполнила песню из «Черной пантеры».
Впрочем, как уже было сказано, сценаристам и киноакадемикам на сей раз удалось создать атмосферу голливудской мелодрамы при помощи непосредственной раздачи призов.
Награды: лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий, лучшая женская роль, лучшая женская роль второго плана, лучшая мужская роль второго плана, лучший монтаж
Семь наград, включая основные, — такого триумфа фильму дуэта Дэниэла Квана и Дэниэла Шайнерта, кажется, не предсказывали даже самые смелые букмекеры. Это настоящая история вертикального взлета: дуэт независимых режиссеров врывается в высшую голливудскую лигу с фантастическим фильмом, значительную часть каста которого составляют актеры азиатского происхождения. Мишель Йео стала первой азиатской актрисой с «Оскаром», который заслужила давным-давно. Однако, как ни странно, роль затюканной мамаши Эвелин, обретающей сверхспособности и путешествующей по мультивселенной, — ее первая главная роль в американском фильме. Ее мужа сыграл еще один триумфатор церемонии — Ке Хюи Куан, который начинал еще в картине «Индиана Джонс и Храм судьбы».
Фильм Дэниэлов (так режиссерский дуэт обозначает себя в титрах) действительно пришелся ко двору буквально всем. Его награждение наглядно демонстрирует, что новые правила киноакадемии, почему-то особенно возмутившие русских режиссеров, работают и позволяют отметить наградами неочевидные картины. «Все везде и сразу» — это и зрительское фэнтези, и семейная драма (традиционно любимый «Оскаром» жанр), и нравоучительная притча. Кажется, что именно нравоучительная составляющая была при выборе академиков особенно важна.
Награды: лучшая мужская роль, лучший грим
В случае с фильмом Даррена Аронофски, разумеется, имеет значение только награда для Брендана Фрейзера. Это актер, переживший экстренное катапультирование из профессии в 2010-х, недавно признавшийся, что пережил в нулевых абьюз, — про него самого в перспективе надо снимать кино. Сейчас некогда опустившийся на самое дно Брендан переживает новое начало: он похудел, прекрасно выглядит и получил заслуженный бенефис в «Ките». Картина про страдающего экстремальным ожирением учителя литературы заставляет рыдать самых стойких зрителей и критиков. Такой же эффект производят и его появления на сцене для получения наград, начиная с Венецианского фестиваля, где состоялась премьера «Кита». Не стала исключением и оскаровская церемония. Из-за победы Фрейзера не расстроились даже его главные конкуренты — Остин Батлер («Элвис») и Пол Мескал («Солнце мое»). У них, очевидно, еще все впереди.
Награды: лучший фильм на иностранном языке, лучший саундтрек, лучшая работа художника-постановщика, лучший оператор
В поле условного мейнстрима в 2022 году, вероятно, не было более своевременного фильма, чем картина, которую Эдвард Бергер снял для Netflix. Фильм стал безусловным хитом сервиса и пережил новый взлет популярности после оскаровских номинаций. Это не первая экранизация гениального романа Эриха Марии Ремарка, но точно самая эффектная. Отдельно хочется отметить точность награды художникам-постановщикам Кристиану М. Гольдбеку и Эрнестине Хоппер. Они превратили поля сражений Первой мировой в почти сюрреалистические, инопланетные пейзажи, с которых будто бы стерта сама возможность человеческой жизни. Панорамные кадры с этими ландшафтами, как ни удивительно, врезаются в память даже надежнее трагических историй героев Ремарка.
В этом году на «Оскар» был номинирован один российский фильм — короткометражный док «Выход», однако отчетливый русский след прослеживался сразу в нескольких фигурантах церемонии. Один из самых ярких моментов года — исполнение «Калинки-малинки» в «Фабельманах» (солист Сет Роген). Дирижерка Лидия Тар в исполнении Кейт Бланшетт («Тар») старается завоевать внимание русской виолончелистки. Наконец, еще один фильм-номинант — «Жить» с Биллом Найи в роли умирающего англичанина, основан на одноименном фильм Акиры Куросавы, который, в свою очередь, опирается на «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого. Как ни удивительно, ни один из упомянутых фильмов призов не получил, без награды осталась даже Бланшетт — главная фаворитка в номинации «Лучшая женская роль».
Главным неудачником церемонии стал фильм «Банши Инишерина» Мартина Макдоны. Картина о кровавой ирландской ссоре получила девять номинаций, включая главные, но не выиграла ни в одной. И, наконец, скажем еще про несколько фильмов, которые получили награды, но остались в тени феерии вокруг «Все везде и сразу».
Сара Полли выиграла приз за лучший адаптированный сценарий с фильмом «Женщины говорят» — блестящей разговорной драмой об изнасилованиях в колонии меннонитов. В картине снялись Руни Мара и Фрэнсис Макдорманд — отличный актерский состав разыгрывает негромкую, но вескую историю на действительно важную тему.
Упомянем также парочку побед условного мультикультурализма: помимо приза за костюмы для второй «Черной пантеры», состоялось награждение «Оскаром» индийского блокбастера «RRR: Рядом ревет революция» за лучшую песню.
Ну и, наконец, лучшим мультфильмом стал «Пиноккио Гильермо дель Торо» — долгострой, над которым автор работал едва ли не полтора десятилетия. В версии дель Торо деревянный мальчик встретился с Бенито Муссолини и несколько более глубоко, чем принято в экранизациях Коллоди, поразмышлял о жизни и смерти, превратив мультфильм в еще одно очень важное для исторического момента высказывание.