В июле прошлого года Захар Пшеничный из поселка Целина Ростовской области перенес клиническую смерть. Почти два месяца ребенок находился в коме. Врачи поставили диагноз — энцефалит. Все навыки и умения были утрачены. Сейчас, после нескольких месяцев интенсивного лечения в подмосковном реабилитационном центре «Три сестры», мальчик заново научился глотать, держать голову, шевелить пальцами, узнавать маму и папу. Впереди у Захара долгий процесс восстановления, а денег на оплату дорогого лечения у родителей нет.
30 июня прошлого года Захар научился кататься на трехколесном велосипеде и бежал со всех ног в детский сад, чтобы сообщить об этом своему лучшему другу Максимке. Мама за ним еле поспевала.
«Мамочка, быстрей, а то я сейчас лопну от счастья!» — торопил Захар.
А через несколько часов его маме Юле позвонила воспитательница: «У вашего сына высокая температура, срочно приезжайте!»
Юля вспоминает, что вначале все выглядело как обычная простуда: температура, вялость, головная боль… Но характер болезни быстро менялся: ночью началась рвота, а утром температура подскочила до 40 и не сбивалась никакими жаропонижающими. На скорой их с сыном привезли в приемное отделение районной больницы и велели ждать своей очереди в коридоре.
«Мы ждали полчаса, Захар начал терять сознание, тело передергивало судорогами, потом покрылось синими пятнами, — рассказывает Юля. — Сына завернули в одеяло и забрали в реанимацию.»
Когда Юле разрешили зайти к Захару, он был весь в трубках, в окружении капельниц.
«Ночью у сына начались галлюцинации. Он бился ногами о кровать, пытался вырвать трубки, плакал и кричал: "Мама, покорми кошечку!"», — вспоминает она.
Врачи ввели ребенка в медикаментозный сон. Что это за болезнь и как ее лечить, никто не знал. Ребенка решили отправить в городскую больницу. Из Ростова-на-Дону за ним приехал реанимобиль. Но поездка оказалась короткой. В реанимобиле у Захара остановилось сердце, через 15 минут мальчика привезли обратно. Он был в коме. Врач пригласил родителей в реанимацию попрощаться с сыном.
«Захар лежал с приоткрытыми веками, закатив глаза вверх, — сдерживая слезы, вспоминает Юля. — Тело было холодное.»
Но, вопреки прогнозам врача, Захар выжил, и его в состоянии глубокой комы удалось доставить в областную больницу в Ростове-на-Дону.
Начались обследования. Выяснилось, что перенесенная клиническая смерть произвела в организме мальчика тяжелые изменения. Врачи диагностировали вирусно-бактериальную инфекцию неуточненного происхождения, энцефалит.
12 июля мальчику установили трахеостому, чтобы облегчить дыхание, назначили антибиоткики, противосудорожные препараты, лекарства для стимуляции мозгового кровообращения. Сознание не вернулось, зато начались судорожные атаки: Захар выгибался и кричал. Его состояние врачи оценили как «бодрствующая кома».
«Захар никого не узнавал, не понимал речь, не говорил, не мог держать голову и предметы в руках, — рассказывает Юля. — Врачи сказали, что это на всю жизнь. Мы с мужем стали добиваться перевода в Москву.»
Единственная клиника, которая согласилась принять Захара, — это Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф. Войно-Ясенецкого.
В Москве ребенку провели подробное обследование головного мозга и начали лечение. Приступы удалось купировать, ушли мышечные спазмы.
«А теперь Захару необходимо заново учиться дышать, жевать, глотать. Ему поможет только длительная и серьезная реабилитация», — сказал врач при выписке.
19 сентября Захара привезли в реабилитационную клинику «Три сестры». Оплатить счет помогли родственники и друзья семьи.
«Когда мы поступили, сын лежал без движения и смотрел в одну точку, руки не разгибались, — вспоминает Юлия. — На третий день Захар мне улыбнулся. Это была первая победа.»
К концу первого курса восстановительного лечения Захар смог пить, глотать, есть перетертую пищу, сидеть в коляске. Ребенок ожил. Врачи сказали, что для успешной реабилитации лечение желательно не прерывать, и продолжение помог оплатить Русфонд. Еще один курс оплатил благотворительный фонд «Правмир».
За четыре месяца интенсивного лечения Захар добился невероятных результатов: теперь он выражает эмоции мимикой и даже звуками с помощью голосового клапана, который установили на трахеостому, может поворачиваться со спины на живот и обратно, сидеть с опорой, стоять в вертикализаторе в ортопедической обуви.
Следующий важный этап лечения — убрать трахеостому, чтобы ребенок мог полноценно дышать, научился сидеть самостоятельно, жевать твердую пищу, учился говорить.
«Недавно Захар сказал "мяу-мяу", то есть мама, — радуется Юля. — Реабилитация пробудила у него интерес к жизни. »
Дома Захар с удовольствием ест мамин борщ, любит смотреть мультфильмы про Лунтика и бурно реагирует, когда видит на улице старого друга — кота Ваську.
Малышу предстоит еще многому научиться. Он очень старается — и его родители тоже. Но для этого нужно продолжить реабилитацию. Давайте поможем Захару вернуться к нормальной жизни.
Стоимость лечения 906 400 рублей.
50 000 рублей внес благотворительный фонд «Добро сразу» (Ростов-на-Дону)
108 871 рублей собрали слушатели радио «Говорит Москва»
749 072 рублей собрали читатели «Ленты.ру», vesti.ru, rbc.ru и rusfond.ru
Всего собрано 907 943 рублей.
Сбор средств успешно завершен. Всем спасибо, вместе мы сделали доброе дело!
Русфонд (Российский фонд помощи) создан осенью 1996 года для помощи авторам отчаянных писем в «Ъ». Проверив письма, мы размещаем их в «Ъ», на сайтах rusfond.ru, kommersant.ru, в эфире телеканала «Россия 1» и радио «Вера», в социальных сетях, а также в 139 печатных, телевизионных и интернет-СМИ. Возможны переводы с банковских карт, электронной наличностью и SMS-сообщением, в том числе из-за рубежа (подробности на rusfond.ru). Мы просто помогаем вам помогать.
Всего собрано свыше 18,842 миллиарда рублей. В 2023 году (на 9 марта) собрано 260 571 676 рублей, помощь получили 175 детей.
Русфонд — лауреат национальной премии «Серебряный лучник» за 2000 год, входит в реестр СО НКО — исполнителей общественно полезных услуг. В декабре 2021 года Русфонд получил грант в конкурсе «Москва — добрый город» на привлечение москвичей в Национальный РДКМ, а в январе 2022 года выиграл президентский грант на организацию поиска доноров костного мозга для 200 больных. Президент Русфонда Лев Амбиндер — лауреат Государственной премии РФ.
Адрес фонда: 125315, г. Москва, а/я 110;
rusfond.ru; e-mail: rusfond@rusfond.ru
Приложения для айфона и андроида rusfond.ru/app
Телефон: 8-800-250-75-25 (звонок по России бесплатный), 8 (495) 926-35-63 с 10:00 до 20:00.