На Алтае живут семьи старообрядцев. Как они следуют древнему укладу в XXI веке?
Фото: Надежда Крылова
Русские деревни на Алтае стали образовываться беглыми крестьянами, которые считали своим долгом сохранить «правую божью веру». До сих пор многие семьи живут по укладу прежних веков, однако цивилизация все же сказывается на их образе жизни, быте и общении с внешним миром. Фотограф Надежда Крылова запечатлела реалии, в которых живут эти люди. Фотопроект стал лауреатом конкурса Sony World Photography Awards в 2022 году. «Лента.ру» публикует ее снимки, в том числе и те, которые не были показаны ранее.
Церковные реформы патриарха Никона в 50-е годы XVII века привели к расколу русской церкви. Реформы были продиктованы политическими интересами, не учитывавшими сущность и характер русского народа. Политика модернизации церкви и веры вызвала сильное сопротивление у верующих, преимущественно — у находящихся в крепостной зависимости крестьян.
При отсутствии физической свободы единственным утешением и доказательством жизни для людей была вера в Бога; в ритуалах, обрядах и традициях проявлялась творческая и жизненная сила крестьян. В связи с этим предписания об изменении обрядов и священных текстов, а также последующее принуждение их приятия, привели к массовым бегствам верующих в поисках мест, где можно было скрыться и «спасти истинную веру», унаследованную ими от предков. Таким образом регион Алтая стал одним из центров, в котором староверы нашли убежище и возможность свободной жизни для себя и своих потомков.
Горы на этой территории стали надежным укрытием, а природа, изобилующая естественными ресурсами, дала возможность основать поселения и укореняться. В начале XIX века среди народа стали распространяться рукописные сочинения, в том числе легенда о некоем Беловодье. Стране с белыми реками и кисельными берегами, где царит благочестие и благоденствие, где нет гонений и где человек может трудиться и молиться в мире и справедливости. Маршруты вели через Уймонскую долину. Долина окружена Теректинским и Катунским хребтами. Катунский хребет покрыт лесами, Теректинский более оголенный. В лесах водится зверь, а на территории самой долины — плодородные почвы. Многочисленные притоки рек Катуни, Усть-Коксы, Мульты образуют водный лабиринт. Река Аккем, берущая начало из главной вершины Алтая Белухи, окрашена в белый цвет из-за высокого содержания голубой глины. Мощный поток белого цвета врываются в Катунь и оставляет белые разводы. Некоторые говорят, что еще в середине XX века Катунь вся была белого цвета в самом жарком месяце июле. Кто-то рассказывает, что Беловодье — это туманы, которые простираются по всей площади долины в раннее утро. И если наблюдать с вершины хребта, то можно увидеть, как гигантские белые струи туманов движутся волнообразно, напоминая течение реки. Кто-то утверждает, что Беловодье можно найти в своем собственном мировосприятии и проживании жизни — это труд, это стойкость, любовь к себе и к другим людям.
Путешествуя и знакомясь с жителями этих старообрядческих сел, моей целью не было искать людей, полностью сохранивших старообрядческий уклад во всех его формах и ритуалах, и открывать найденное для всех. Мне хотелось прочувствовать и обнаружить некий дух, то состояние теперь уже потомков беглых переселенцев, которые когда-то нашли после гонений свой прижизненный рай среди красивой и изобильной природы, у которых помимо животного инстинкта самосохранения была непоколебимая вера в Бога и неотступная вера в жизнь.
1/2Село Верх-Уймон, Республика Алтай, 2021 годФото: Надежда Крылова2/2Надежда Чернышева, село Мульта, Республика Алтай, 2021 годФото: Надежда Крылова1/2Иван Никитич — прямой потомок одного из основателей старообрядческого села Верх-Уймон. Вместе с супругой признали священство и посещают старообрядческую церковь в селе Замульта. Село Верх-Уймон, Республика Алтай, 2021 годФото: Надежда Крылова2/2Село Мульта, Республика Алтай, 2021 годФото: Надежда Крылова1/1Кирилл — один из десяти детей старообрядческой семьи Огневых. В настоящее время семья Огневых — одна из нескольких семей в Куяче, до сих пор исповедующих «истинную» веру. Быт, организация жизни, семейные отношения построены на принципах истинной веры. Молитва перед каждым приемом пищи и после него. Как правило, много детей, уважение и почитание старших, соблюдение поста, ручной труд и изготовление вещей своими руками, чуткое взаимодействие с природой. Село Куяча было образовано старообрядцами — поморцами, первые упоминания в начале XIX века. Алтайский край, 2021 год.Фото: Надежда Крылова1/2Павел Михайлович и Евгения Семеновна Огневы. «Я шел из миру, а она шла в мир». Так Павел Михайлович упоминает свою первую жену. Встретившись и полюбив Евгению Семеновну, они начали строить свою жизнь на духовных принципах. Любовь, доверие, внимание помогли им построить дом, вырастить и воспитать десятерых детей. Лог Батунный, Алтайский край, 2021 годФото: Надежда Крылова2/2Луг Батунный. Стоянка-пастбище старообрядческой семьи. Находится в 12 километрах от основного дома в селе Куяча. Летом отец семейства с младшими сыновьями живут здесь, пасут овец, заготавливают сено на зимний период. Зимой на стоянке живет старший сын Иван. В небольшом деревянном доме помещаются полати на троих человек, стол и табуретка, камелек. В углу помещена полка с иконами, подсвечником и лампой-керосинкой. Вся мебель изготовлена собственноручно из дерева. Алтайский край, 2021 год.Фото: Надежда Крылова1/1Горная река Мультушка, Республика Алтай, 2021 годФото: Надежда Крылова1/2Максим. Уймонская долина окружена двумя хребтами — Теректинским и Катунским. Слово терек означает «тополь». Тополь упоминается в алтайской мифологии и символизирует Дерево Жизни. Село Теректа, Республика Алтай, 2021 годФото: Надежда Крылова2/2Макей Меркульевич, село Теректа, Республика Алтай, 2021 годФото: Надежда Крылова1/1Сергей и Владимир с собакой на повозке, запряженной лошадью. Они перевозят борону для обработки земли. Село Мульта, Республика Алтай, Россия, 2021 годФото: Надежда Крылова1/3Село Тоурак, Алтайский край, 2021 годФото: Надежда Крылова2/3Семья Булатовых в своем доме в селе Куяче. Родители крещены по старому обряду, верующие, но ежедневные обряды молений не совершают. Николай говорит, что «главное — душевное спокойствие. Вот здесь, в Куяче, оно есть... Только бы работа была...» Село Куяча, Алтайский край, 2021 год.Фото: Надежда Крылова3/3Валентина Огнева с детьми. Вместе с мужем Михаилом они воспитывают четверых детей, занимаются разведением пчел и приусадебным хозяйством. Валентина рассказывает, что в ее родительской семье более свободные порядки старообрядческой веры. Они следуют принципу «в основе всего — любовь». Однако в семье ее супруга Михаила она поддерживает более строгие принципы. Считает, что, чем жестче правила и условия, в которых находится человек, тем сильнее и счастливее в итоге он становится. Человек должен ставить себе ограничения для своего развития, духовного в том числе. Село Куяча, Алтайский край, 2021 год.Фото: Надежда Крылова1/1Село Куяча, Алтайский край, 2021 годФото: Надежда Крылова1/2Иван, Георгий, Михаил у подножия горы Плешивой. Культура старообрядцев построена на глубокой связи с природой. На это повлияла история самого переселения. Для того чтобы основать поселения на Алтае, семьи переселенцев преодолевали расстояния в несколько десятков тысяч километров из европейской части России, на это уходили десятки лет. Сменялись поколения, многие не выживали, основывали временные поселения. С собой они перевозили лишь самое необходимое — священные книги, кресты и иконы. Вот почему культуру отличают не только соблюдение религиозных обрядов, но сила и устойчивость, способность жить в природных условиях, чуткость, наблюдательность. Село Куяча, Республика Алтай, 2021 год.Фото: Надежда Крылова2/2Егор, Саша, Максим, Сергей, село Куяча, Алтайский край, 2021 годФото: Надежда Крылова1/1Савелий, село Куяча, Алтайский край, 2021 годФото: Надежда Крылова1/3Лог Батунный, Алтайский край, 2021 годФото: Надежда Крылова2/3Евдокия Родионовна. Одна из старейших хранительниц старой веры в Уймонской долине. Их называют «грамотными». У Евдокии Родионовны шесть детей. Она не пользуется телефонной и мобильной связью. Как и многие старообрядцы, отказалась от получения пенсионного обеспечения от государства. В ее доме оборудована специальная комната для совершения молений и деревянным алтарем во всю стену. Село Замульта, Республика Алтай, 2021 год.Фото: Надежда Крылова3/3Дома у Таисии Клементьевны, одной из «грамотных» в старообрядческой общине. Таисия Клементьевна придерживается правила старообрядцев о том, что фотографироваться нельзя. Это грех. Она приняла меня в своем доме. Много рассказала о жизни своего рода. Было очень трудно в период раскулачивания в 20-е годы XX века. Ведь труд и устои старообрядцев помогли крепко встать на ноги. Многие семьи имели большие деревянные дома, крупные стада лошадей, запасы зерна и корма для скота. Однако представители нового режима конфисковывали нажитое. По словам и рассказам родных, много людей стали жертвами новой политики раскулачивания. Село Мульта, Республика Алтай, Россия, 2021 год.Фото: Надежда Крылова1/1«Когда была молода и глупа, ты к любви меня склонял. Теперь взросла и большая, так ты любить меня не стал. Пойду я с горки в чисто поле, пущусь я в океан. Пущай волной меня качает, но я крепко буду спать...» Мне нравилась эта песня, потому что я мужа любила. Мы сначала мало пожили вместе, год, затем он уехал учиться на радиста, мы разошлись. Так когда запою эту песню, так рыдаю… Родила мальчика от него, до восьми месяцев вырастила, и он вернулся, мы сошлись. Он не стал никого брать, и я тоже не пошла, потому что я любила его. Мы сошлись и прожили 63 года вместе. Любить — это большая штука, надо любить уметь аккуратно, чтобы не спугнуть эту любовь. А как спугнешь, то все, не пойдет. Село Верх-Уймон, Республика Алтай, 2021 год.Фото: Надежда Крылова1/2Иван, гора Сосновая, село Куяча, Алтайский край, 2021 годФото: Надежда Крылова2/2Лошадь Жемчужина, двор дома семьи Огневых, село Куяча, Алтайский край, 2021 годФото: Надежда Крылова1/1Дети в летнее время под мостом, купаются в горной речке Мультушке, а затем греются около костра. Село Мульта, Республика Алтай, 2021 годФото: Надежда Крылова1/2Село Верх-Уймон — самое первое село, основанное старообярдцами в Уймонской долине. Там их называют кержаками — то есть пришедшими с реки Кержень Новгородской области. В настоящее время в селе часть верующих признала новопостроенную старообрядческую церковь — это «поповцы», другие — «беспоповцы» — совершают молитвенные богослужения в молебном доме. Село Верх-Уймон, Республика Алтай, 2021 год.Фото: Надежда Крылова2/2Село Верх-Уймон, Республика Алтай, 2021 годФото: Надежда Крылова1/1Анастасия и Дмитрий Огневы, село Куяча, Алтайский край, 2021 годФото: Надежда Крылова1/3Никифор. На стоянке в логу Батунном Павел Михайлович вместе с сыновьями занимаются «рукоделием». Каждый из сыновей выбрал свое личное дело. Выделка кожи, плетение веревок, разведение пчел, тренировка лошадей. Лог Батунный, Алтайский край, 2021 годФото: Надежда Крылова2/3Валентина с дочерьми Лидой и Ангелиной и племянницей Марией. Постоянно проживают в Горно-Алтайске, приезжают на летние каникулы к родителям в село Верх-Уймон. Прабабушка Валентины служила наставником в молебном доме. Республика Алтай, 2021 годФото: Надежда Крылова3/3В комнате Евдокии Родионовны, предназначенной для совершения молений. На комоде расставлены курильница для ладана, свечи, подсвечник, лестовка (разновидность четок, тряпичная лента с вшитыми петлями «бобочками», украшенная бисером и лапостками в форме треугольников на концах, символизирующая лестницу духовного восхождения от земли до неба). Село Замульта, Республика Алтай, Россия, 2021 год.Фото: Надежда Крылова1/1Псалтырь, основная книга для домашней молитвы в доме Татьяны Даниловны — наставника в старообрядческой общине беспоповцев в селе Верх-Уймон. Священные книги — это Слово Божье, и именно сохранение текстов в неизменном виде стало долгом для староверов. Республика Алтай, Россия, 2021 год.Фото: Надежда Крылова