«Лента.ру» продолжает цикл публикаций об истории украинского криминала. Преступные группировки с Украины стали одними из самых мощных этнических криминальных сообществ на постсоветском пространстве, но специальная военная операция осложнила им жизнь на родине, заставив искать более спокойные места за ее пределами. Это первое в российских СМИ исследование украинского криминала, который теперь может оказаться куда ближе к России, чем когда-либо в истории. В прошлый раз речь шла об украинском бизнесмене Семене Могилевиче, которого боялись даже на Западе, а в ФБР называли преступником номер один. Сегодня наш рассказ — об уроженце Львова Владимире Марко по кличке Биба, самом результативном киллере на всем постсоветском пространстве. На счету Марко — около 40 убийств, причем чаще всего его жертвами становились представители криминального мира Украины.
1991 год. Один из отелей Берлина. Уже несколько дней там снимает номер московский коммерсант по фамилии Николин. Бизнесмен не так прост, как кажется: западные спецслужбы уверены, что он крепко связан с грозной Солнцевской ОПГ из российской столицы, поэтому пристально следят за ним. Николин не знает, что в его номере стоит спецаппаратура и все его разговоры прослушиваются. Но однажды вечером агенты понимают, что коммерсант в апартаментах не один и там происходит что-то страшное.
«Прошу, пощади меня! Я заплачу много, заплачу 20 тысяч долларов!» — умоляет Николин неизвестного гостя. «Я привык выполнять заказ», — спокойным тоном отвечает тот. Раздается выстрел. Агенты выхватывают оружие, мчатся в номер, выносят дверь — и находят там тело коммерсанта с простреленной головой. Позже выяснится, что неизвестным гостем Николина был Владимир Марко по кличке Биба — неуловимый украинский киллер номер один.
Владимир Марко родился во Львове в 1959-м (по другим данным — в 1963 году) и все детство провел во Франковском районе города. Его семья жила на улице Федьковича. Отца у Владимира не было, и мать одна растила их с братом и приемной сестрой. В школе Марко всерьез увлекся футболом и получил кличку Биба — в честь звезды киевского «Динамо» Андрея Бибы.
Также Владимир занимался боксом и посещал секцию ДОСААФ. Именно там Марко подружился с неким Зиновием Калитовским (Зеник), который был на год младше его и занимался в секции автогонок.
В учебе Марко особых успехов не делал, но слыл дисциплинированным и целеустремленным юношей. Поэтому близкие были шокированы, когда в 16 лет Владимир попался на воровстве. В тот раз его спасла хорошая репутация — наказания он избежал. Но меньше года спустя Марко украл вновь.
Дело дошло до суда, но Владимиру вновь повезло: он отделался годом условно. В итоге молодой человек, так и не сумев куда-то поступить после школы, устроился рабочим в бассейн при техникуме радиоэлектроники. Но в 1986 году его в компании Калитовского поймали патрульные за упражнения в стрельбе из нелегального револьвера Amadeo Rossi. Друг Марко пошел по делу как свидетель, а он сам получил пять лет лишения свободы.
По воспоминаниям тюремщиков, Марко был беспроблемным заключенным: с надзирателями не конфликтовал, занимался спортом и держался особняком от других арестантов. Он не пил и не курил, лишь просил родственников передавать ему шоколад и другие cладости.
За примерное поведение в 1988 году Владимира перевели в колонию-поселение в городе Калуше. Там он воспользовался тем, что за ним особо не следили, сбежал из колонии и спокойно вернулся во Львов, где обзавелся поддельными документами и стал добывать себе на жизнь кражами и грабежами.
Марко быстро заслужил репутацию беспредельщика — его боялись даже бандиты, чем Владимир и пользовался.
Не исключали сыщики и причастность Марко к серии дерзких ограблений трех музеев — Львовской галереи искусств, Арсенала и Олесского замка. Среди прочего налетчики похитили знаменитые полотна «Битва под Веной» художника Яна Матейко, «Ноктюрн» и «Объединение» кисти Артура Гротгера.
При ограблении погибли двое сотрудников Львовской галереи искусств — их расстреляли из пистолета ТТ. Впрочем, официально причастность Марко к этим преступлениям так и не была доказана. Как похититель он в последний раз попал в поле зрения правоохранительных органов в 1991 году, обворовав квартиру одного из жителей Львова.
По оставленным на месте преступления отпечаткам пальцев милиционеры установили личность домушника, но найти его так и не смогли. Между тем принято считать, что именно на рубеже 1980-1990-х началось становление Бибы как киллера-профессионала.
Пока школьные приятели Марко пополняли ряды многочисленных ОПГ и гибли в бандитских перестрелках, он быстро обретал известность как наемный убийца. За заказы он брал от 10 до 100 тысяч долларов — в зависимости от статуса жертвы. При этом ликвидатора отличали железные нервы и полная безжалостность.
Заказчиками для киллера в основном выступали бандиты, которые хотели убрать таких же бандитов: своих жертв Марко откровенно презирал, считая гораздо ниже себя по уровню развития. По некоторым данным, свой первый заказ он выполнил еще в 1989 году, расстреляв на Гвардейской улице четырех уголовников, сидевших в жигулях.
По другим данным, убитых было двое, они промышляли валютными махинациями и пытались обмануть Бибу и его брата на три тысячи долларов. Вспыхнул конфликт, в ходе которого один из мошенников ударил брата киллера ножом и тем самым подписал смертный приговор и себе, и своему подельнику.
Марко хладнокровно расстрелял своих жертв, а затем спокойно покинул место преступления. При этом свидетели не запомнили его черты — они описывали стрелка как молодого человека спортивного телосложения. А через некоторое время Биба случайно увидел, как уличный аферист похитил деньги у женщины, и без раздумий вступился за жертву.
Марко тогда не особо заботился о том, чтобы не оставлять улик, и оперативникам удалось выйти на его след: они устроили засаду у квартиры, где, по данным милицейских агентов, должен был появиться киллер. Двое милиционеров прождали Бибу целый день, но в какой-то момент утратили бдительность и не заметили, как ликвидатор сам подошел к ним.
Его появление для оперативников оказалось столь внезапным, что они даже не успели вытащить табельное оружие. Один из милиционеров узнал в Марко своего бывшего партнера по спаррингам в юношеской школе бокса и стал просить пощады. В ответ Биба сказал напарникам сидеть тихо и не вызывать подкрепление, а затем скрылся.
Совершая одно убийство за другим, Биба не пытался скрывать свое лицо, но при этом старался не устранять случайных свидетелей своих преступлений.
Несмотря на показания свидетелей и агентурные данные, задержать ликвидатора не удавалось — он всякий раз оказывался на шаг впереди оперативников. Лишь однажды Марко не успел покинуть свое убежище до прибытия группы захвата.
Вскоре после этого случая Марко по поддельным документам сбежал за границу и временно осел в Западной Европе. Там он не терял времени зря: по оперативным данным, киллер знал тайники, где бандиты хранили ценности, вывезенные с Украины, и забирал их себе.
Впрочем, вдали от дома хватало у него и заказов: украинские и российские мафиози периодически заказывали Бибе своих конкурентов и просто неугодных людей. Марко даже совершал рабочие командировки за океан — в США, но чаще все-таки работал в Европе. Одной из его жертв стал коммерсант Николин в Берлине — речь об этом шла в начале статьи.
Впрочем, по другой версии, киллер пришел в номер к коммерсанту не для убийства, а для того, чтобы обсудить с ним вопросы, связанные с заграничным общаком Солнцевской ОПГ. С собой Биба привел товарища по кличке Пожарник — они расположились за столом, который к приходу гостей накрыл Николин.
Слово за слово — и подвыпивший бизнесмен стал рассказывать о том, что устраивает похищения детей ради огромных выкупов от родителей. Когда Марко спросил, что происходит, если денег у них нет, Николин ответил, что такие родители получают отрезанные детские уши или пальцы — и деньги сразу находятся. Участь коммерсанта была предрешена.
Между тем Биба шел на принцип и до своего отъезда в Европу: однажды он вступился за девушку, которую изнасиловали двое жителей Львова, и расстрелял обоих. Отомстил он и за своего единственного друга Тараса Когута (Хипарь), который стал жертвой криминальных разборок. Узнав, что за гибелью Когута стоял авторитет Лев Опанасенко, киллер убил его.
В какой-то момент Марко объявили в международный розыск, но у западных спецслужб было мало шансов на поимку. По данным Интерпола, находясь в Европе, ликвидатор дважды ложился под нож пластических хирургов и изменил свою внешность до неузнаваемости. Когда Владимир вернулся на Украину, его не узнал даже родной брат.
Между тем поговаривали, что одним из тех, кто работал над новой внешностью Марко, был знаменитый хирург Евгений Лапутин — он был убит в Москве 21 сентября 2005 года. Бибу подозревали в этом преступлении, но почерк был не его: хирург получил смертельное ножевое ранение и позже скончался в больнице. А киллер предпочитал использовать огнестрельное оружие и добивал жертв контрольным выстрелом в голову. Как бы то ни было, после операций никто из сотрудников правоохранительных органов не знал Марко в лицо, и он мог спокойно заниматься на Украине своими темными делами.
Впрочем, по некоторым данным, в середине 90-х Биба все-таки едва не попался милиции. Патрульный Терехович остановил его для проверки документов и заподозрил неладное. Киллер без раздумий застрелил его и бросился бежать.
Милиция стала прочесывать окрестности в поисках стрелка, и в какой-то момент старший лейтенант Иванов и капитан Лисицин решили проверить квартиру, показавшуюся им подозрительной.
К слову, оружие, из которого убили милиционеров, позже «засветилось» в ряде заказных убийств. А в 2005 году Биба стал главным подозреваемым в убийстве влиятельного криминального авторитета из Киева Виктора Рыбалко (Рыбка) — его расстреляли 12 мая на улице Ивана Франко. Историю Рыбалко «Лента.ру» рассказывала ранее.
10 января 2007 года Марко расстрелял видного львовского авторитета Николая Лозинского (Коля Рокеро). К тому времени Лозинский перебрался жить в Киев и во Львов наведывался крайне редко. Ликвидатор, который прекрасно знал обо всех перемещениях Рокеро, подкараулил его у Дома быта на львовском проспекте Вячеслава Черновола.
За рулем Mercedes-Benz ML-350, в котором находился авторитет, сидела его жена Леся — владелица салона красоты и ресторана «Ням-ням». Коля Рокеро сидел рядом с ней, на переднем пассажирском сиденье. Около 16:00 машина остановилась на светофоре, чем и воспользовался Биба. Киллера ничуть не смутил тот факт, что в 20 метрах от мерседеса Рокеро дежурили сотрудники ГАИ: ВАЗ-2109 под управлением Марко поравнялся с машиной авторитета, раздались выстрелы. Почти все пули, выпущенные Бибой, попали в Колю Рокеро — он получил шесть огнестрельных ранений и скончался до прибытия врачей. Его жена была ранена в плечо, но выжила.
Приметную «девятку» темного цвета Марко отогнал в микрорайон Рясна, где облил бензином и поджег, не оставив никаких улик для следствия.
Одной из последних жертв 53-летнего Владимира Марко в 2010 году едва не стал кум Коли Рокеро — знаменитый львовский криминальный авторитет Владимир Дидух (Вова Морда). Его историю «Лента.ру» рассказывала ранее. К тому моменту у Бибы появился напарник — его друг молодости, 52-летний Зиновий Калитовский.
Ликвидаторы подкараулили авторитета около львовского кафе «Челентано» и обстреляли его машину. В результате погиб водитель и телохранитель Дидуха Михаил Милян (Ежик), а сам он, прикрывшись телом Миляна, получил ранения головы и шеи.
По мнению правоохранителей, Вову Морду спасло стечение обстоятельств: если бы в него стреляли не из пистолета-пулемета Scorpion, а из оружия помощнее — к примеру, автомата Калашникова, то пули пробили бы тело Миляна и достали Морду. Сыграло свою роль и то, что киллеры почему-то не стали добивать жертву контрольным выстрелом.
А в 2011 году Марко и Калитовский по заказу криминальной верхушки Львова расправились с бывшим вором из Брюховичей, который не хотел делиться с боссами мафии нажитым добром.
Остановить неуловимого киллера оперативники смогли лишь в конце 2012 года: они напали на его след и шли за ним несколько месяцев. За Марко наблюдали и даже смогли установить жучок в его машине — новом Daewoo Lanos с глухой тонировкой. К слову, еще одним автомобилем ликвидатора был угнанный внедорожник Mitsubishi Pajero.
Через своих агентов стражи порядка выяснили, что Биба собирается устранить одного из приближенных Вовы Морды — бизнесмена Дмитрия Гаврилюка. Брать киллера решили с поличным.
11 декабря Марко в компании своего подельника Калитовского прибыл к подъезду дома, где жила цель. Киллеры были вооружены пистолетами Макарова и автоматом Калашникова. Внезапно их Daewoo Lanos заблокировала подъехавшая спереди милицейская машина, из которой полетели светошумовые гранаты.
Оперативники открыли огонь холостыми патронами, чтобы окончательно оглушить и дезориентировать ликвидаторов. А когда Daewoo Lanos стали окружать 25 бойцов спецподразделения «Сокол», в салоне раздались выстрелы. По одной из версий, киллеры заранее договорились убить друг друга, чтобы не сдаваться живыми, и Биба от пули подельника погиб на месте.
Правда, по непонятным причинам легендарный киллер Калитовского не убил, а лишь ранил. Впрочем, по другим данным, каждый из ликвидаторов попытался совершить суицид, и Калитовскому успел помешать боец спецназа. В итоге раненого киллера доставили во Львовскую больницу скорой медицинской помощи.
Там его палату охраняла дюжина бойцов спецназа. Следователи рассчитывали на то, что пациент сможет пролить свет на биографию Бибы и число его жертв. Но Калитовский, который из больничной палаты попал в камеру Лукьяновского СИЗО, утверждал, что он был всего лишь водителем Марко, непричастным к убийствам.
Во время обыска на даче Калитовского в Винниках стражи порядка обнаружили целый арсенал — 60 единиц разнообразного оружия.
В загородном доме хранились югославский пулемет Zastava M53, гранатометы «Муха», автоматы Калашникова, стреляющий нож, большое количество взрывчатки, около семи тысяч патронов — список можно продолжать долго.
Кроме того, в руках у следователей оказались несколько поддельных паспортов, печати и штампы разных силовых ведомств, пустые бланки документов. Пришли с обыском и в дом Бибы, который находился в пригороде Львова. Там, помимо прочего, хранилась военная форма и удостоверение полковника: как оказалось, соседям Марко представлялся военным.
18 декабря 2012 года Зиновий Калитовский поменял показания: он сознался, что участвовал в покушении на Владимира Дидуха, но сказал, что имена заказчиков знал только Биба.
Также следователи установили, что автомобиль, из которого стреляли по Виктору Рыбалко, покупал мужчина, внешне очень похожий на Калитовского, но с наклеенной бородой — ее нашли на даче у Зиновия. А пока шло следствие, Калитовский безуспешно попытался покончить с собой.
Попытку суицида Зиновий обещал повторить после того, как услышал во Франковском райсуде Львова свой приговор: 15 лет лишения свободы. Впрочем, срок он отбывает до сих пор.
А украинского киллера номер один Владимира Марко похоронили на одном из кладбищ Львова. Свою смерть он как будто предчувствовал — незадолго до гибели продал один из двух своих домов, а вырученные 50 тысяч долларов подарил любовнице. Впрочем, что стало с большей частью его состояния, неизвестно до сих пор.
Не исключено, что деньги и ценности киллер просто закапывал во время своих лесных прогулок на квадроцикле. По разным данным, на счету Бибы — от 20 до 40 успешных заказных убийств. Среди прочего его подозревали в расправах над криминальным авторитетом Александром Пстыгой, экс-губернатором Львовщины Степаном Сенчуком (2005 год) и бизнесменом Игорем Кульчицким (2008 год).
Источник в одном из силовых ведомств Украины с этим предположением согласен: по его мнению, Владимир Марко действительно был агентом, но при этом «всегда играл свою партитуру».